на главную страницу

14 Июля 2004 года

Планета людей

Среда

ЦРУ: что день грядущий нам готовит?

Владимир КУЗАРЬ.




     Даже значительное увеличение бюджета на следующий год, а он утвержден конгрессом США в размере более 40 млрд. долларов, не вызвало в рядах американского разведывательного сообщества особого оптимизма. И прежде всего в Центральном разведывательном управлении (ЦРУ). Среди его сотрудников, насчитывающих около 20 тысяч человек, царят, как можно судить по сообщениям из-за океана, смятение и нервозность, вызванные резкой критикой в американском обществе деятельности ЦРУ и ожиданием в связи с этим больших перемен. Одна из них уже состоялась - 3 июля покинул свой пост Джордж Тенет, который в течение семи лет был директором ЦРУ.

     Официально считается, что он это сделал самостоятельно, подав в начале июня прошение об отставке по личным мотивам. На этом настаивает и сам Тенет, заявляя, что его решение продиктовано исключительно желанием заняться заботой о благосостоянии семьи. Однако существует прочное мнение, что его заставили уйти в отставку. Тенет «был изгнан и превращен в козла отпущения», уверен бывший глава ЦРУ адмирал в отставке Стэнсфилд Тернер. С его точки зрения, «Тенет не стал бы так поступать в отношении президента Буша во время предвыборной кампании, если бы не получил соответствующих указаний». С этим мнением нельзя не согласиться, хотя причины отставки Тенета, как говорится, лежат на поверхности - недооценка террористических угроз, с которыми столкнулись Соединенные Штаты, и провал американской политики в отношении Ирака. И там, и там вина ЦРУ очевидна.

     Американская разведка «проспала» теракты 11 сентября, заранее имея сведения о ведущейся в США подготовке крупномасштабной террористической акции. «Подвела» разведка и в Ираке, предоставив американскому президенту недостоверные сведения о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения, на основании которых было принято решение о свержении режима в Багдаде.

     За два дня до ухода Тенета комиссия сената обнародовала специальный доклад по Ираку, а еще раньше - по 11 сентября. В принципе они были готовы уже давно, однако в Лэнгли, где размещается штаб-квартира ЦРУ, настаивали на засекречивании значительной их части. Изначально речь шла о том, чтобы засекретить половину материалов этих документов, в итоге, как сообщается из Вашингтона, закрытой осталась примерно пятая их часть. Но и ее хватило, по мнению тех, кто успел ознакомиться с содержанием докладов, чтобы понять, насколько беззуба сегодня американская разведка. Так, ЦРУ обвиняется, например, в том, что ни один его агент так и не сумел внедриться в структуры Саддама, все разведданные по оружию массового уничтожения были получены от Иракского национального конгресса Ахмеда Чалаби, которого теперь подозревают в том, что он работал на иранские секретные службы. Относительно 11 сентября делается вывод, что американские разведслужбы остаются так же неподготовленными, как и в день нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон. До сих пор ЦРУ не удалось проникнуть в «Аль-Каиду», у него нет даже приблизительных данных, как функционирует и осуществляется связь в этой террористической организации, где скрывается сам бен Ладен.

     Так что поводов у Белого дома для того, чтобы убрать Тенета, было более чем достаточно. Однако многие наблюдатели и специалисты считают, что версия отставки Тенета с желанием свалить на него вину за все неудачи не соответствует действительности. С самого начало было видно, что обвинение Саддама в наличии у него оружия массового уничтожения шито белыми нитками. Но Вашингтону требовалось обоснование для американского вторжения в Ирак, и ЦРУ выполняло социальный заказ. Возможно, слишком топорно, но это уже дело другое. Поэтому, делается вывод, причины отставки Тенета лежат в иной плоскости: во внутренней войне ЦРУ и Пентагона.

     По существующей системе разведорганы Пентагона, как и других федеральных ведомств, подчинены главе американской разведки, которым является директор ЦРУ. С этим не согласны в министерстве обороны, чье руководство стремится развязать себе руки в плане разведки, а если получится, то и отодвинуть ЦРУ на второй план. Особенно заметно это намерение стало с началом антитеррористической операции в Афганистане. Интервенция в Ирак еще более обострила борьбу между двумя ведомствами. Быстрый разгром армии Саддама позволил Пентагону не только приписать себе все успехи в этой войне, но и отодвинуть в сторону даже госдепартамент в решении послевоенного переустройства Ирака. Однако далее ситуация в Ираке начала развиваться вопреки составленному в Вашингтоне сценарию - спецслужбам так и «не удалось» ни обнаружить саддамовское оружие массового уничтожения, ни найти доказательств о связи багдадского режима с «Аль-Каидой», а главное - силы иракского сопротивления развернули борьбу против американского присутствия в стране. Доверие американцев к политике Буша стало резко падать. Масло в огонь подлили разоблачения, связанные с применением пыток в тюрьме «Абу-Грэйбе». Встал вопрос, кому отвечать за все это - Рамсфелду или Тенету. Предсказать ответ на него было не трудно: ведь Рамсфелд для администрации Буша «свой», в то время как Тенет - человек пришлый, доставшийся команде от предыдущего президента.

     Воспользовавшись отставкой Тенета и временным вакуумом власти в ЦРУ, Пентагон тут же начал захватывать пространство конкурента. Ему удалось провести через сенат поправку, которая позволяет разведорганам министерства обороны осуществлять радиоперехваты не только за рубежом, но и на территории США. Кроме того, на базе 1-й группы специальных сил создана разведшкола, на которой теперь будут готовить и агентов для тайных операций ЦРУ. Комментируя происходящее, чиновники, близкие к Рамсфелду, заявили, как сообщают информационные агентства, что «планы Пентагона заключаются в переходе американской разведки под контроль военного ведомства». Тем более что оно уже контролирует 90 процентов годового бюджета, выделяемого на всю разведку страны.
     

     Наша справка. В американское разведывательное сообщество входят: Центральное разведывательное управление (ЦРУ), от министерства обороны - военная разведка, у нас принято называть ее Разведывательное управление министерства обороны (РУМО), военно-морская разведка или Командование военно-морской разведки США, национальный центр рекогносцировки или Национальное управление военно-космической разведки, Служба специального сбора информации и Агентство национальной безопасности (АНБ), от министерства юстиции - Федеральное бюро расследований (ФБР), от госдепартамента - Управление разведки и исследований государственного департамента (согласно исполнительному приказу № 12333 оно обеспечивает сбор открытыми методами информации, необходимой для проведения внешней политики, участвует в разработке национальной разведывательной программы США), от министерства финансов - Отдел разведывательной поддержки и Секретная служба (обеспечивает охрану президента и вице-президента, членов их семей, официальных гостей правительства, охрану правительственных зданий и сооружений, занимается сбором разведывательной и контрразведывательной информации о всех американских и зарубежных организациях и лицах, которые могут представлять потенциальную опасность для охраняемых лиц и объектов), от министерства энергетики - Отдел оборонной разведывательной информации управления по делам международной безопасности (по приказу № 12333 собирает сведения об энергетике иностранных государств, особенно о разработке и производстве ядерного оружия, атомной энергетике).
     

     Новому директору ЦРУ будет трудно переломить ситуацию. Первоначально предполагалось, что им станет первый заместитель директора ЦРУ Джон Маклафлин. Именно он, как объявил Джордж Буш, будет временно исполнять обязанности руководителя этой спецслужбы после того, как Тенет покинет свой пост. Однако вряд ли ему эта задача по плечу. Джон Маклафлин считается надежным сотрудником, но не слишком творческим и не настолько авторитетным, чтобы к нему прислушивались в Белом доме. Интересно, что коллеги называют его «волшебником Мерлином» за демонстрируемые фокусы «извлекать монеты из ушей» гостей, посещающих штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли. Но они же говорят, что ни этот трюк, ни другие не помогут Маклафлину спасти репутацию агентства.

     Интересно также, что Маклафлин является экспертом по России. С момента прихода в ЦРУ в 1972 году он специализировался по СССР и странам социалистического лагеря. После того как Союз перестал существовать, а соцлагерь развалился, в сферу деятельности Маклафлина было включено изучение военных и экономических проблем России и других бывших республик СССР. Кстати, этот факт дал основание некоторым наблюдателям сделать вывод, что назначение Маклафлина на пост главы ЦРУ означает смену приоритетов внешней политики США. Если раньше это был Ближний Восток, то теперь, по их мнению, «на первый план выходит регион Центральной Азии и Кавказа, за контроль над которым развернется борьба между США, Евросоюзом, Россией и, возможно, Китаем».

     Вместе с тем в последнее время появились сообщения, что директором ЦРУ может быть назначен не Маклафлин, а председатель комитета палаты представителей конгресса США по разведке 65-летний Портер Госс. В прошлом он около 10 лет был нелегальным агентом ЦРУ. В 1974 году стал активным членом республиканской партии и начал заниматься политикой, которая и привела его в 1988 году в палату представителей от штата Флорида.

     Если такое назначение состоится, то тогда перед Госсом, подчеркивают специалисты, откроется «все цэрэушное болото». Ведь по большому счету последние проколы ЦРУ скрываются в самой бюрократической машине этой организации. Вот что в этой связи пишет в своей книге «Поражение ЦРУ» Боб Баер, бывший агент на Ближнем Востоке: «Попробуйте представить себе организацию, в которой есть люди, предлагающие во имя равенства полов использовать агентов-женщин в Саудовской Аравии, где женскому населению запрещено даже водить автомобили... Подумайте об агентстве, над которым довлеет постоянно разрастающееся руководство: чтобы поговорить с директором, необходимо пройти через 80 помощников. Место, где персонал настолько подавлен, что постоянно растет число заявлений о досрочном выходе на пенсию. Это нынешнее ЦРУ, организация, которая подошла бы для страны третьего мира, но абсолютно не соответствует потребностям супердержавы, которая намеревается вести превентивные войны на основе разведывательной информации».

     Другой агент с 25-летним стажем работы в ЦРУ - Мелвин Гудман и вовсе развенчивает миф о высокой эффективности этой организации: «Источникам ЦРУ оказалось не под силу разгадать намерения Леонида Брежнева в отношении Чехословакии в 1968 году, планы Анвара Садата против Израиля в 1973-м, Саддама Хусейна против Кувейта в 1990-м. Поэтому не многие удивились промахам Тенета, агенты которого не сумели спрогнозировать ядерные испытания, которые Индия провела в 1998 году, не сумели проникнуть в учебные лагеря «Аль-Каиды» в Афганистане, где готовились теракты против американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году или теракты 11 сентября».

     В воскресенье сенат выпустил официальное обращение к президенту с просьбой срочно назначить нового директора ЦРУ. В нем американские законодатели выразили готовность, невзирая на свою партийную принадлежность, объединиться для того, чтобы утвердить его на этом посту. По их мнению, международная обстановка, в частности угроза терактов со стороны «Аль-Каиды», требует сделать это незамедлительно. «В стране есть четыре-пять кандидатов, которые достойны занять это место», - заявил сенатор от демократической партии Джей Рокфеллер. Предполагается, что к ним наряду с Портером Госсом относятся заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж, бывший глава военно-морского ведомства Джон Леман, сенатор от демократов Сэм Нанн.

     Однако, судя по сообщениям информационных агентств, среди «рыцарей плаща и кинжала» в Лэнгли мало кто верит, что с приходом нового руководителя ЦРУ ситуация изменится в лучшую сторону. Считается, что он займется не столько «расчисткой болота», сколько сокращением самой организации. А учитывая тот факт, что в команде Джорджа Буша высказывается идея создать новую должность в американской администрации - руководителя разведки с реальными полномочиями, напрашивается и более радикальный вывод. Если эта идея созреет в конкретное решение, ЦРУ в том виде, в котором его знают сегодня, перестанет существовать. В лучшем случае для ЦРУ оно получит тот же статус, который имеют разведорганы других ведомств. В худшем - станет выполнять второстепенную роль в американском разведывательном сообществе, заправлять в котором будет Пентагон.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства