на главную страницу

22 Июля 2004 года

Зона конфликта

Четверг

Договоренности под угрозой

Александр ТИХОНОВ.




     «Угроза денонсации имеющихся договоренностей по Южной Осетии со стороны президента Грузии – это еще один шаг к выводу ситуации в регионе за пределы существующего правового поля, ответственность за который полностью ляжет на грузинских официльных лиц и тех, кто их поддерживает. Это создаст совершенно иные условия для рассмотрения югоосетинской проблемы в России».
     
Председатель комитета Госдумы РФ
по делам СНГ и связям с соотечественниками
Андрей Кокошин.


     В югоосетинском батальоне Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта осуществляется плановая замена штатной бронетехники. Все стороны конфликта об этом были уведомлены заранее. Однако официальный Тбилиси плановую ротацию называет самовольными действиями российской стороны. А накануне президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о готовности своей страны выйти из договоренностей по грузино-осетинскому урегулированию. Обстановка в зоне конфликта остается напряженной.

     В зоне грузино-осетинского конфликта началась плановая замена штатной бронетехники югоосетинского батальона ССПМ. Как сообщил пресс-секретарь министра обороны России полковник Вячеслав Седов, всего планируется заменить 40 единиц: 22 БМП-2 и 18 БТР-70. Большая часть техники уже прибыла в Цхинвали и размещается в регионе. «При этом, - подчеркнул полковник Седов, - неисправная и выслужившая установленные сроки бронетехника вывозится из зоны действия ССПМ в Россию. Таким образом, общее количество БТР и БМП в составе югоосетинского миротворческого батальона останется прежним».

     Замена БМП и БТР югоосетинского батальона осуществляется в соответствии с Дагомысскими соглашениями от 1992 года, на основании которых создавались ССПМ. Поскольку к моменту подписания соглашений Цхинвали не располагал собственным парком военной техники, Россия по согласованию с участниками соглашения предоставила соответствующие средства для югоосетинской части миротворческого контингента и обязалась осуществлять их ремонт и обслуживание.

     Что касается замены личного состава и (или) техники, то подобные мероприятия в зоне грузино-осетинского конфликта происходят регулярно. Так, в мае-июне ротация личного состава и техники прошла в грузинском батальоне ССПМ.

     О предстоящей замене бронемашин в югоосетинском батальоне все стороны конфликта были уведомлены 16 июля на прошедшем в Цхинвали заседании Объединенного военного командования ССПМ. Тогда вопросов у грузинской стороны не возникло.

     Однако в минувший вторник со странным заявлением по этому поводу выступила спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе. По ее утверждению, «в последнее время участились факты самовольных действий со стороны представителей российских миротворческих сил, дислоцированных в зоне югоосетинского конфликта, когда они выходят за рамки, предусмотренные мандатом». «Мы не допустим ввода в Цхинвальский регион тяжелой военной техники с территории Северной Осетии», - сказала Бурджанадзе.

     Накануне грузинский президент Михаил Саакашвили заявил о готовности Грузии денонсировать соглашения по урегулированию конфликта в Южной Осетии. «Нам говорят, что в зоне югоосетинского конфликта в некоторых местах якобы нельзя вывешивать государственный флаг Грузии, мотивируя это какими-то договоренностями. Если предыдущие власти Грузии, представители режима Шеварднадзе подписывали подобные договоренности, то тогда мы намерены выйти из них и денонсировать эти документы», - заявил Саакашвили. О том, чтобы пересмотреть соглашения в части, касающейся использования в зоне конфликта официальной символики югоосетинской и грузинской сторон, лидер Грузии не произнес ни слова.

     Об опасности возобновления вооруженного противостояния в случае денонсации Грузией документов по урегулированию грузино-осетинского конфликта заявили и в МИД России. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, в свою очередь, напомнил, что благодаря этим соглашениям удалось остановить конфликт в 1992 году. Он подчеркнул, что именно Дагомысские соглашения заложили базу для таких важных документов, как Московское соглашение 1995 года, Московский меморандум 1996 года, для десятков протоколов СКК.

     Сомнительным выглядит заявление Саакашвили и с международно-правовой точки зрения. В МИД России «Красной звезде» пояснили, что в соответствии с Венской конвенцией «О праве международных договоров» 1969 г. порядок прекращения любого договора может быть прописан в нем самом. Однако Дагомысское соглашение об урегулировании грузино-осетинского конфликта 1992 г. не содержит статьи о порядке прекращения своего действия. В этом случае Венская конвенция определяет, что соглашение может быть прекращено в любое время с согласия всех государств-участников. Таким образом, денонсация Дагомысского соглашения только всеми сторонами, которые его подписали, не противоречит основам международного права, поскольку не является нарушением принципа добросовестного выполнения обязательств. Выход же в одностороннем порядке из данного соглашения вызывает вопросы.

     Обстановка в зоне конфликта остается напряженной. Грузинская сторона продолжает стягивать войска к границам Южной Осетии.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства