на главную страницу

30 Июля 2004 года

Армия и общество

Пятница

Контроль - по всем направлениям

На каждое «двойное дно» найдется своя «открывашка»

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Одной из важнейших составляющих в охране Государственной границы является пограничный контроль. В наши дни его значение в деле обеспечения безопасности страны резко возросло. Об особенностях нынешнего положения дел на пограничных переходах «Красной звезде» рассказал начальник Управления пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Александр ШАЙКИН.


     
Визитная карточка

     Александр Константинович Шайкин родился в 1958 году в Оренбурге. В 1980-м окончил Голицынское пограничное училище. Офицерскую службу начал на одной из горных застав в Закавказье. В 1994-м возглавил Владикавказский погранотряд. Менее чем через два года стал начальником Отдельного отряда пограничного контроля «Москва». После четырех лет руководства им был назначен на должность начальника Управления пограничного контроля.


     
О ситуации в пунктах пропуска

     В России до сих пор наблюдалась несогласованность нормативных правовых актов, регламентирующих пропуск через Госграницу лиц, транспортных средств, грузов и товаров, а также деятельность государственных органов, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска (ПП). Сюда же можно отнести недостаточную развитость транспортной инфраструктуры и технической оснащенности ПП.
     Приходится признать, что обустроенных пунктов пропуска у нас сегодня мало, меньше 40 процентов. В основном обустроены авиационные, а также часть автомобильных ПП. Хуже обстоит дело с железнодорожными. В прошлом году введены в строй 10 современных автомобильных ПП, а в нынешнем планируется построить еще 8. Ведутся проектные работы по строительству 6 железнодорожных ПП.
     Запуск нового пункта пропуска, отвечающего всем международным требованиям, или даже переоснащение действующего требует немалых затрат. Скажем, переоборудование санкт-петербургских «Пулково-1» и «Пулково-2» современной системой погранконтроля обошлось в 30 млн. рублей. А строительство с нуля железнодорожного ПП стоит 300-400 млн. рублей. Работы по строительству и обустройству пунктов пропуска велись бы значительно активней, если бы в федеральном бюджете были предусмотрены средства на эти цели.
     Хотя сделано, надо признать, уже немало. В начале 1990-х годов, когда Россия обрела себя в нынешних границах, у нас было чуть больше 200 ПП. За последние десять лет их количество фактически удвоилось. Сейчас их 449. Такой скачок произошел за счет появления границ с бывшими союзными республиками, где надо было спешно организовывать охрану. Поначалу ПП выставлялись прямо в чистом поле, в палатках, вагончиках. Сегодня перемены в этом вопросе налицо. Однако система пропуска через границу все еще не в полной мере отвечает современным требованиям, не позволяет осуществлять пропуск лиц и транспортных средств в минимальные сроки без ущерба качеству контроля.
     Самыми «горячими» направлениями остаются те, которые находятся в зоне проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Это российско-азербайджанский и российско-грузинский участки границы. Не случайно именно сюда направлены первые транши на обустройство так называемой «зеленой» границы: строительство погранзастав, постов технического наблюдения, инженерных сооружений...
     Мы надеемся, что вскоре будет принята федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации», рассчитанная до 2010 года. Ее основная цель — обустройство границы на новообразованных направлениях. Речь идет в первую очередь об обустройстве границы с Грузией, Казахстаном и Украиной.
     Кстати, в последнее время и наши коллеги, в частности в Грузии, стали более активно заниматься обустройством границы не только в пунктах пропуска, но и на «зеленом» участке. Особенно характерно это для чеченского и дагестанского высокогорных участков. Со стороны Грузии там выставлены дополнительные погранпосты, увеличена их численность. Так что определенные меры по усилению охраны границы грузинскими коллегами принимаются, но каких-то глобальных изменений в этом плане нет. Что касается совместной охраны границы, то российская и грузинская стороны понимают это по-своему. На наш взгляд, начинать надо с улучшения системы взаимного информирования и оперативного взаимодействия. К примеру, сегодня мы не знаем, какие потоки следует ожидать из Грузии с началом вывоза сельхозпродукции, не говоря уже о намерениях каких-либо бандформирований. Делиться информацией с нами не спешат. И только после этого речь может пойти о том, чтобы в одном пункте пропуска находились сразу два пограннаряда — российский и грузинский. Хотя такая практика имеет место в ряде европейских государств. И в принципе мы тоже планируем рассматривать этот вопрос. Но пока — только на российско-казахстанском участке границы.
     Кстати, хлопот он доставляет тоже немало. Российско-казахстанский участок – самый протяженный (7,4 тыс. км) и самый необорудованный (там всего 88 ПП). А как следствие — самый криминогенный в плане нелегальной миграции и наркотрафика. Получается, что один пункт пропуска у нас в среднем на 100 км. В промежутках же между ними, особенно на Среднем и Южном Урале, в Поволжье, граница совершенно прозрачная. Голая степь! Зачем ехать через пункт пропуска, когда границу можно пересечь меж ближайших сопок? Вот тебе и неучтенный нелегал...
     Российско-украинская граница продолжает оставаться крайне необорудованной в плане технического оснащения ПП. Как и на казахстанском участке, «зеленые фуражки» охраняют здесь границу по временной технологической схеме.
     Отсутствие в прошлом единой системы в строительстве и содержании ПП, когда каждое ведомство возводило пограничные пункты, что называется, под себя исходя из имеющихся средств, привело к отрицательному результату. Так, в 2003 году в ходе проверок только на участке Северо-Кавказского регионального пограничного управления ФСБ России из 76 пограничных пунктов необустроенными оказались 65. Кроме того, из общего числа ПП не функционировали 12.
     За минувший год была проведена ревизия всех пунктов пропуска. Она выявила немало недостатков. Справедливости ради хочу заметить, что эти недостатки тесно связаны, в том числе и с количеством контролирующих органов, которые участвуют в процессе пропуска через границу. Таковых сегодня около десяти. По мнению руководства Пограничной службы ФСБ России, по моему личному мнению, на пунктах пропуска должны остаться только пограничные и таможенные органы. Считаю также, что строительство и эксплуатацию погранпунктов необходимо сосредоточить в одних руках. Например, сегодня за автомобильные пункты пропуска по законодательству отвечает ГТК, за воздушные, железнодорожные, морские и речные - Министерство транспорта и связи. Соответственно, они отвечают и за их обустройство.
     Сейчас в Погранслужбе завершается проработка единой структуры, которая будет организовывать и координировать работу всех 449 пунктов пропуска. Отсутствие такой структуры, объединяющей все виды ПП — автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные, затрудняет систему въезда-выезда граждан и грузов. Нужен единый хозяин, который отвечал бы за пункты пропуска, планировал и организовывал бы эту сложнейшую работу. Документы по созданию такой структуры в ближайшее время будут направлены в правительство. Но не факт, что таким хозяином станет Погранслужба. Вполне вероятно, что такая структура в виде департамента будет организована при Минтрансе.
     
О контрабанде

     В последнее время контрабандная деятельность на границе приобрела характер организованной преступности. За последние пять лет Пограничной службой во взаимодействии с таможенными органами изъято контрабанды на общую сумму около 900 млн. рублей и около 6,8 млн. долларов США. Наибольшая интенсивность контрабандных потоков отмечается на российско-казахстанском и российско-украинском участках границы, где задержано около 70 процентов общего объема контрабанды.
     Постоянно предпринимаются попытки отладить каналы ввоза оружия в Россию. Только с начала этого года пограничники перехватили 5 единиц различного оружия и более 500 видов боеприпасов. Криминал у нас пока в разгуле, противостояние в Чечне имеет место, поэтому контрабанда оружия и дальше будет приносить баснословные прибыли.
     У контрабандистов свои уловки, на каждую из которых у пограничников, как правило, находится эффективное противодействие. Образно говоря, многократно использовать один и тот же «чемодан с двойным дном», если однажды мы такую хитрость разоблачили, контрабандистам не удастся. Хотя в принципе эта многолетняя, даже многовековая хитрость контрабандистов не претерпела существенных изменений.
     Нарастает также массовое, хищническое расхищение национальных богатств, вывоз стратегически важных сырьевых ресурсов, в первую очередь нефтепродуктов и леса. Сплошь и рядом бывает, что по накладной в лесовозе — березы, а на деле — дорогостоящее красное дерево. Мы этому препятствуем. В нынешнем году органами пограничного контроля совместно с таможней выявлено около 700 случаев контрабанды, в денежном исчислении это миллионы рублей. Хотя на отдельных направлениях, например в Карелии, пособниками, к сожалению, выступали сами таможенники и пограничники. Такие факты мы не скрываем, а решительно боремся с ними.
     
О незаконной миграции

     Количество попыток пересечения Госграницы по чужим, поддельным и незаконно приобретенным документам с каждым годом увеличивается. Особенно со стороны граждан из стран Юго-Восточной и Центральной Азии. Всеми правдами и неправдами они стремятся попасть в Россию и либо осесть в ней, либо проследовать через нее транзитом в страны Скандинавии, Западной Европы, другие государства. Туда, где существует развитая система социальной помощи беженцам и мигрантам.
     В прошлом году в пунктах пропуска через Госграницу России не пропущены более 87 тыс. человек. Выявлено свыше 125 тыс. лиц, следовавших по недействительным, чужим и поддельным документам, из них около 80 тыс. — иностранных граждан и лиц без гражданства, то есть потенциальных незаконных иммигрантов. При этом специалистами отмечается, что незаконная иммиграция несет в страну самый широкий спектр угроз, таких как нанесение ущерба экономике России путем уклонения от уплаты налогов, участие в преступной деятельности, в том числе связанной с распространением наркотиков и терроризма, создание в ряде регионов напряженной демографической обстановки. По данным Федеральной миграционной службы, в России сегодня порядка 2,5 млн. незаконных иммигрантов. На мой взгляд, цифра эта явно занижена...
     Самые «горячие» направления на въезд в нашу страну — российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга. А на выезд из России — российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, и те же воздушные ПП Москвы и Санкт-Петербурга. Причем связано это с улучшением общей экономической ситуации в России, а также с оживлением приграничных связей с сопредельными государствами. Сегодня фактически признано, что Россия является наиболее благоприятной страной для мигрантов после США и Германии.
     Пограничный контроль на российско-казахстанской и российско-украинской границах не позволяет достаточно точно отслеживать соотношение количества въезжающих и выезжающих. Вместе с тем, допуская погрешность в расчетах, следует полагать, что часть иностранных граждан, въезжающих в РФ на законных основаниях, остается на российской территории с нарушением установленных правил, то есть переходит в категорию незаконных иммигрантов. Это позволяет утверждать, что сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в Россию лиц над количеством выехавших.
     В 2002 году через Госграницу РФ проследовали более 86 млн. человек, а в 2003-м — более 87 млн. С начала этого года показатель исчисляется уже цифрой в 24 млн. человек.
     С середины 1990-х годов незаконная миграция на путях международных сообщений перестала носить случайный характер и превратилась в процесс, хорошо организованный преступными группировками как в России, так и за рубежом.
     Провоз в Россию посредством туристических фирм граждан СНГ не характерен. Хотя туризм в ряде случаев является легальным каналом проникновения иностранных граждан третьих стран — незаконных иммигрантов как в нашу страну, так и через нее в страны прежде всего Западной Европы и Северной Америки. Таких «туристов» пограничники выявляют постоянно. По всем подобным случаям ПС ФСБ работает во взаимодействии с подразделениями МИДа, МВД, других заинтересованных ведомств, принимает меры по пресечению незаконной деятельности таких турфирм, а также выявляет лиц, которые заявили заведомо ложные сведения о цели своей поездки.
     Особенно пристально мы отслеживаем турфирмы, которые занимаются привлечением туристов из миграционноопасных государств. Смотрим, сколько человек привезли, сколько вывезли. И если из 50 китайских или афганских туристов половина вдруг «растворилась», мы принимаем меры по лишению такой турфирмы лицензии на право заниматься международным туризмом. За прошлый год лицензий лишились порядка 160 фирм. Беда в том, что они производят перерегистрацию и уже под другим названием продолжают заниматься преступным бизнесом. А уголовной ответственности за это, увы, не предусмотрено. Хотя Кодекс об административных правонарушениях определенную ответственность за организацию нелегальной миграции все-таки предусматривает.
     Снять проблему незаконной миграции лишь путем ужесточения пограничного контроля не удастся. Хотя бы потому, что потенциальные незаконные иммигранты, как правило, въезжают в Россию по правильно оформленным, действительным документам. А уже дальше эти люди, которые прибыли в Россию якобы знакомиться с ее историческими и культурными достопримечательностями или поступать в вуз, по трудовому договору оказываются за торговыми лотками на рынках и годами нелегально проживают в нашей стране. Отрадно, что в настоящее время в российском миграционном законодательстве произошли существенные изменения, созданы дополнительные правовые инструменты, направленные на обуздание потоков незаконной миграции. Прежде всего это усиление контроля за пребыванием на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства. Но это уже не является компетенцией Пограничной службы...
     Считаю, что важно продолжать работу по совершенствованию миграционного законодательства. Кстати, от Пограничной службы я лично принимаю участие в работе межведомственной рабочей группы. Деятельность ее весьма результативна, как вы знаете, в последнее время приняты законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
     Во-вторых, необходимо сосредоточить внимание на создании единой системы учета лиц, пересекающих Госграницу России, и улучшении взаимодействия заинтересованных органов по вопросам обмена информацией и согласования процедуры выдворения мигрантов. В этой связи заинтересованными государственными органами проводится работа по выработке унифицированных форм и методов осуществления пограничного контроля, единых правил визовой политики, единой информационной системы, общей базы данных поручений правоохранительных органов, общих массивов данных с описаниями паспортов, образцов печатей МВД и МИДа и описаниями подделок в документах.
     
О наркотрафике

     В пунктах пропуска пограничники продолжают «вылавливать» партии от сотен граммов конопли, которую пытаются провезти из Казахстана (чаще всего наркотики к нам попадают именно с этого направления), до сотен килограммов опаснейшего героина (как это случилось на одном из пунктов пропуска в Астраханской области при досмотре автомашины, прибывшей на пароме из Ирана, - наркотик был ухищренно укрыт в бензобаке).
     Именно Россия в силу своего географического положения как наркобаронами, так и дельцами мелкого пошиба в полной мере используется и как потребитель смертельного зелья, и как транзитная территория для переправки его в третьи страны. Только в текущем году органами пограничного контроля наркотики задерживались более сотни раз, это более полтонны отравы...
     То есть угрозы безопасности России за последние годы не изменились - это незаконная миграция, контрабанда оружия и наркотиков, стратегического сырья, подакцизных товаров и других материальных средств. На основе этого вырастает еще один фактор - криминогенный...
     

На снимке: отдельный контрольно-пропускной пункт «Советск», что в Калининграде, расположен у моста Королевы Луизы.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства