на главную страницу

31 Июля 2004 года

Вестник РОСТО

Суббота

НЕБО ЛЮБИТ ОДЕРЖИМЫХ

Подвижники

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».



     Большую часть дней в году над Приморьем опрокинуто синее небо. Ощущение его бездонности никогда не отпустит человека, выросшего здесь, – останется в памяти, в душе… Особенно если из этого неба с боевой работы каждый вечер возвращался домой отец, военный летчик дальней авиации… Детство Игоря Жукова прошло в приморском поселке Хороль. Наверное, тогда и «заболел» небом. А небо любит крылатых…
     Вначале увлекся авиамоделизмом. Десятилетним мальчишкой создавал модели воздушного боя, копии отечественных и американских самолетов. А в 1975-м вместе с отцом построил первый дельтаплан. В то время дельтапланеризм в стране только зарождался, и аналоговые чертежи летательных аппаратов можно было найти лишь в публикациях специализированных журналов (одним из теоретиков и родоначальников отечественного дельтапланеризма стал человек разносторонней эрудиции, заместитель директора Института физики Земли Михаил Гохберг). Чертежи нашли и воплотили…
     Когда спустя два года поступил в Харьковский авиационный институт (на факультет самолетостроение), в Карпатах открылся Первый всесоюзный слет дельтапланеристов – в стране назрела необходимость объединить усилия энтузиастов, ведь Запад обгонял на десятилетие.
     Все пять студенческих лет Игорь Жуков проектировал, экспериментировал и строил крылатую технику. А еще – успешно участвовал в спортивных соревнованиях всех уровней. На третьем курсе создал свой первый мотодельтаплан, оснащенный сначала мотоциклетным двигателем, а потом – лодочным мотором. Спроектировал, изготовил, полетел. А позже блестяще защитил диплом по теме: «Мотодельтаплан».
     И почти все свободное время проводил в Мекке планеристов – на горе Климентьева, неподалеку от Феодосии. Здесь были идеальные условия и для парения, и для обмена опытом. Приезжали поучиться даже дети руководителей соседних стран…
     С небом не разлучили и два года службы в армии. При содействии командования авиатехник Игорь Жуков организовал в полку секцию дельтапланеристов.
     А после армии очень долго и придирчиво выбирал место работы. По всей стране искал авиазавод, на котором была бы секция дельтапланеризма. Тогда, в 1983-м, только воронежские авиастроители позволили себе дельтаклуб с собственным зданием – единственным в СССР! На воронежский авиазавод Игорь Жуков и пришел инженером-технологом, но в душе всегда оставался дельтапланеристом.
     Ритм жизни подчинил суровому спортивному графику. Ежегодно – не менее трех соревнований, от зональных до Кубка и чемпионата СССР. И за каждым полетом – огромная и многоплановая подготовительная работа.
     Выступал за сборную Министерства авиапромышленности. В 1990-м стал мастером спорта СССР по дельтапланеризму. Через восемь лет – мастером по мотодельтапланеризму. В минувшем году Игорь Жуков уже в четвертый раз завоевал титул чемпиона России. Дважды выигрывал Кубок РФ. На Кубке мира 1999 года в Венгрии вошел в десятку лучших, заняв восьмое место.
     Дельтапланеризм – это целый мир со своими законами и жизнью в многомерном пространстве. Здесь есть все, чтобы проявить главные человеческие и лучшие технические качества. Дельтапланерист должен быть хорошим инженером и навигатором, обладать компьютерной скоростью мышления и недюжинной физической выносливостью. Полет может продолжаться несколько часов, со скоростью до 90 км (скорость мотодельтапланериста – до 160 км), на высоте до 9 тысяч метров.
     Дельтапланеристы, достигая максимальных скорости и дальности, улетают за 500 км! Задачи мотодельтапланеристов осложнены навигационными составляющими, поиском «секретных знаков», промежуточными посадками на маршруте, экономией топлива (на 12 литрах горючего двухместный аппарат летает до 8 часов!), посадкой с выключенным двигателем в конкретной пятиметровой точке аэродромной площадки.
     Игорь Жуков вспоминает о самом трудном испытании.
     - В 1989 году, на Кубке России по дельтапланеризму в Туве, соревноваться пришлось в суровейших условиях горно-пустынной местности. До намеченной цели летел четыре с половиной часа, физически вымотался до конца… Сел в пятистах метрах от дороги, на которой меня должны были забрать. Надо собрать аппарат, выйти к дороге, а сил совсем не осталось… Хорошо, что рядом протекала горная речка – окунулся пару раз в ледяном потоке, и лишь тогда пришел в себя… Вскоре за мной приехал Камаз…
     В сложнейшей обстановке проходил прошлогодний чемпионат мира в Англии: спиральные маршруты, видимость – 800 м, нижняя кромка облаков – 200 м, постоянная болтанка в полете, незнакомая местность… В довершение всего в ходе чемпионата прямиком на технику российской сборной (на аэродроме!) «приземлились» немецкие спортсмены. Такое ЧП на земле само по себе уникально. Обидно, что в результате «тарана» наша команда выбыла из борьбы…
     Для предстоящего чемпионата России в Нижнем Новгороде (в августе этого года) Игорь Жуков подготовил мотодельтаплан, в котором заложены самые передовые идеи и технологии. Цель – только победа.
     Былое техническое отставание отечественного дельтапланеризма в целом преодолено. «Крылатых людей» в стране достаточно. В 2003 году мотопарапланеристы России стали чемпионами мира (в этом классе наши особенно сильны), и все же на международной арене российским спортсменам сложнее соревноваться прежде всего экономически. Не только потому, что техника мирового уровня стоит огромных денег. Техника сборной России на высоте, что во многом обусловлено инженерными талантами спортсменов. Труднее всего преодолевать организационно-финансовые барьеры.
     В конце июля российская сборная по мотодельтапланеризму в составе 15 человек должна была лететь в Португалию на чемпионат Европы, но не удалось найти необходимые денежные средства. Пришлось остаться. Не лететь же через всю Европу «журавлиным клином?»
     Игорь Жуков говорит: «Дельтапланеризм – неимоверно тяжкий труд на всю жизнь. По силам не каждому».
     И все же с небом расставаться не собирается. Наверное, ему помогают сами небеса… До 2004 года – летчик-инструктор сборной России, прикомандированный к Воронежской организации РОСТО, а сегодня – летчик-инструктор Центрального авиаклуба имени Чкалова РОСТО (ДОСААФ) и по совместительству начальник спортивно-технического клуба воронежского авиазавода, имеет доходы чуть более 2000 рублей в месяц. Правда, в нынешнем году денег еще не получал. Надо ли говорить, что на пути в небо поиск финансовых средств отнимает львиную долю времени и сил. За семь месяцев 2004 года у Игоря Жукова – минимум налета. И все же он отыщет в небе свою победу! Небо любит людей с крылатой душой.

     На снимках: чемпион России по мотодельтапланеризму Игорь ЖУКОВ. Фото автора и из архива Игоря Жукова.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства