На днях эксперты Организации Объединенных Наций обнародовали ежегодный рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) за 2004 год. Показатель был высчитан на основе национальных статистических данных о продолжительности жизни, уровне образования, желании детей учиться и реальном доходе на душу населения в стране. Подсчет отразил ситуацию, сложившуюся в 177 странах мира.
ПЕРВЫЕ ПЯТЬ мест занимают – в порядке убывания – Норвегия, Швеция, Австралия, Канада, Нидерланды. Соединенные Штаты Америки находятся на 8-м месте, пропустив вперед и экзотическую Исландию, и ставшую центром Европы Бельгию. По сравнению с 2003 годом американцы опустились на одну позицию, Великобритания занимает 12-е место, Франция – 16-е, Германия – 19-е...
А где же Россия, вышедшая в число мировых лидеров по производству и экспорту нефти? К сожалению, наша страна заняла лишь весьма скромное 57-е место. Хотя по сравнению с прошлым годом и это, несомненно, прогресс. Тогда РФ по ИРЧП занимала 63-е место. Ее «вытянул» наверх резкий рост ВВП, а вот доля образованных людей, равно как и общее их число, снижается.
Повышение рейтинга России на шесть пунктов пока не позволило нашей стране, как отмечает Газета. ru, войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Вместе с Болгарией (56-е место), за которой она следует, РФ открывает группу стран со средним уровнем развития, опережая при этом Ливию (58-е место) и Малайзию (59-е). Последняя пятерка развитых стран выглядит так: Багамы (51), социалистическая Куба (52), Мексика (53), Тринидад и Тобаго (54-е место).
В свете этих статистических данных вновь задумываешься над своевременностью задачи, поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным, – ускорения экономического роста и социального развития страны. Наш читатель, интересующийся политикой, наверное, помнит, что глава государства еще в своем прошлогоднем Послании Федеральному Собранию РФ призвал удвоить как минимум за десятилетие валовой внутренний продукт.
Для всех здравомыслящих людей, мало-мальски разбирающихся в экономике, очевидно, что нынешние внешне благополучные макроэкономические показатели обеспечены прежде всего исключительно удачной для России ситуацией на мировых рынках нефти. Стремительный рост потребностей в углеводородном сырье китайской и индийской экономик, неудачи англо-американской коалиции в Ираке, где никак не удается стабилизировать ситуацию, обусловили высокий уровень спроса в мире на нефть, чем наши топливно-энергетические компании пока и пользуются. Известно ведь, что более 50 процентов экспорта РФ составляют энергоносители, а еще 25 процентов – черные и цветные металлы.
И вообще «магия цифр» роста российского ВВП в любом случае не должна убаюкивать. В этом еще раз убеждаешься, познакомившись с новой крупной научной работой первого заместителя директора Государственного института системного анализа Счетной палаты РФ доктора исторических наук А.И. Подберезкина, написанной им в соавторстве с профессором С.А. Абакумовым (Подберезкин А.И., Абакумов С.А. «Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития». – М.: «Имидж-контакт», 2004).
АВТОРЫ этого труда отмечают, что качественное отставание от ведущих государств мира подталкивает Россию к поиску нетрадиционных экономических решений, к реализации новой модели движения вперед, отвергающей инерционный сценарий развития. При этом, однако, как подчеркивают авторы, сразу возникает ложная альтернатива в духе известной российской традиции «людишек не жалеть». Ведь в процессе многовековой истории нашего Отечества власть не раз соблазнялась «мобилизационной моделью» развития экономики, неоднократно используя ее в самые ответственные, как правило переходные, исторические моменты…
Но сейчас, в условиях информационного общества, при качественно новом технологическом уровне современной жизни человечества эта модель представляется малоперспективной – несмотря на бесспорную способность нашего народа на самопожертвование, его многотерпение и готовность поступаться личным ради Отечества. «Поднапрячься и догнать» скорее всего уже не получится, хотя на первый взгляд мобилизационная модель, предполагающая «догоняющее» индустриальное развитие, и может показаться привлекательной. Этому, по мнению авторов, способствует несколько обстоятельств, среди которых кажущаяся легкость принятия административных решений, оперативность в получении сиюминутного результата (когда, например, рост ВВП и доходы в бюджет можно быстро увеличить за счет расширения экспорта энергоресурсов), инерция политического мышления и привычка использовать старые методы управления экономической и общественной жизнью.
Однако такая модель не предполагает запуска механизмов структурной перестройки экономики на новой технологической основе, роста отраслей глубокой переработки, улучшения ресурсосбережения. Наконец, динамизации инновационной активности сферы, где у нас пока больше правильных слов, чем конкретных дел. Не случайно, как свидетельствуют данные Центра экономической конъюнктуры, в 2002 году число предприятий, внедривших инновации, сократилось с 51 процента до 47.
Мобилизационная модель сохраняет также и заниженную оплату человеческого труда, особенно интеллектуального. В развитых странах оплата труда составляет в стоимости товаров и услуг 75 процентов и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению, а в России, наоборот, она постоянно снижается, не превышая уже 25 – 35 процентов.
В книге подчеркивается, что расчеты на дешевый труд, как фактор ускоренного развития экономики, совершенно не оправданны. В современной высокотехнологичной экономике рамки дешевого труда очень ограничены и требуют занижения социальных стандартов ниже допустимых. Ограничить в новом веке потребление населения уровнем 1941 – 1945 годов невозможно, а любая подобная попытка будет чревата социальной дестабилизацией. Наконец, мобилизационная модель может быть реализована только в условиях очевидной – и серьезной! – внешней или внутренней угрозы, когда для оправдания необходимости мобилизационных (административных) мероприятий приходится постоянно поддерживать информационно-пропагандистскими средствами остроту опасности. Но в нынешней ситуации даже это вряд ли возможно и не будет поддержано населением, уставшим от бедности.
В обстановке, когда ни природные ресурсы, ни дешевый труд не способны обеспечить прорыв России к постиндустриальным рубежам и гарантированной национальной безопасности, чтобы обеспечить нашим гражданам достойную жизнь, требуется иная модель общественного развития, которую и предлагают авторы новой книги. Они выступают за формирование «экономики знаний», за радикальное изменение структуры российской экономики в пользу наукоемких, высокотехнологичных отраслей. Это тот путь, на котором основная ставка делается на развитие науки, инноваций, человеческого потенциала, на развитие гражданского общества. Эта позиция ученых и обосновывается в новой книге подробно, с приведением огромного объема статистического материала.
Авторы видят три стратегические цели, достижимые при предлагаемом ими интенсивно-технологическом сценарии:
- ускорение темпов ВВП до 15 процентов в год (прежде всего за счет увеличения выпуска наукоемкой продукции);
- улучшение качества государственного управления, совершенствование институтов гражданского общества и местного самоуправления;
- максимальная переориентация государства на развитие фактора человеческого потенциала.
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ – эта мысль является лейтмотивом книги – главным ресурсом экономического развития является личность, ее творческий, научно-образовательный потенциалы. И очень печально, что в нашей официальной экономической мысли продолжает доминировать неолиберальное противопоставление социального и экономического направлений единого процесса развития современного общества. «Гуру либерального фундаментализма» не видят, что принципиально новой чертой информационного общества является, как подчеркивают А. Подберезкин и С. Абакумов, превращение социального фактора в важнейшее условие экономического роста…
Но, наверное, нам все же стоит оставаться оптимистами. Уже само по себе появление солидного научного труда, принадлежащего перу советника председателя Счетной палаты РФ, говорит о том, что во властных структурах на концептуальном уровне существует видение наиболее реальных путей возрождения России.
|