на главную страницу

13 Августа 2004 года

Планета людей

Пятница

МИРА В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ УЖЕ НЕТ

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



Завершая визит в Россию, грузинский министр обороны Георгий Барамидзе заявил, что Грузия не желает войны и будет «делать все для того, чтобы создавать конкретный механизм, дабы исключить любое кровопролитие». Однако в зоне грузино-осетинского конфликта в ход уже пошли 120-мм минометы, появились первые погибшие, растет число раненых. Руководство Министерства обороны России подчеркивает необходимость вернуть процесс урегулирования конфликта в формат Смешанной контрольной комиссии (СКК). Высокопоставленные российские представители срочно вылетели в Тбилиси.

     «Какие конкретно распоряжения вы отдадите по возвращении в Тбилиси, чтобы в зоне грузино-осетинского конфликта ситуация нормализовалась, с учетом того что введенные туда дополнительные грузинские подразделения подчинены не вам, а командующему внутренними войсками?» Этот вопрос был задан главе грузинского военного ведомства Георгию Барамидзе корреспондентом «Красной звезды» сразу после того, как министры обороны России и Грузии подписали итоговый протокол двусторонних переговоров, завершившихся в Москве.
     Барамидзе ответил, что удалось достичь взаимопонимания по поводу необходимости полной демилитаризации зоны конфликта и всего региона. Все те формирования, которые были введены в эту зону и которые не предусмотрены соответствующими документами, по словам министра обороны Грузии, должны быть выведены. «То есть обе стороны – и грузинская, и сторона сепаратистов – должны вывести все свои вооруженные формирования. Естественно… будут даны соответствующие указания президентом Грузии, чтобы обеспечить вывод всех формирований министерства внутренних дел (полиции, внутренних войск) и сделать все для того, чтобы этот процесс шел синхронно вместе с выводом югоосетинских формирований».
     Кроме того, Барамидзе высказался о необходимости расширения зоны контроля Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ), чтобы она распространялась на Джавский и другие районы Южной Осетии.
     В связи с этим начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал-полковник Юрий Балуевский, который принимал участие в переговорах с грузинской делегацией, заметил, что «управление миротворческими силами – это функция СКК», а не министерств обороны Грузии или России. Следовательно, в районах, которые не входят в зону ответственности ССПМ, миротворцы будут действовать только по решению СКК.
     В свою очередь министр обороны России Сергей Иванов выразил серьезную обеспокоенность тревожной ситуацией в Южной Осетии и отметил, что решение вопроса возможно только в рамках СКК, поскольку это – единственный механизм мирного урегулирования конфликта, который реально существует на данный момент.
     Однако у грузинского министра обороны, похоже, другое мнение по поводу СКК. Барамидзе разделил «озабоченность ситуацией на территории Грузии – Южной Осетии», заявил о желании «предпринять необходимые меры, которые обеспечили бы недопущение даже теоретически каких-то инцидентов». «Мы поняли, что в России на уровне руководителей, ответственных лиц нет желания какого-то обострения; по-моему, наши коллеги в России тоже убедились в том, что Грузия не желает войны», - сказал глава грузинского военного ведомства. И тут же выдал весьма странное обещание «создавать конкретный механизм, дабы исключить любое кровопролитие». Странное в том смысле, что механизм для этого уже давно создан, называется он СКК, и о нем только что напомнил Сергей Иванов.
     Чуть позже, на пресс-конференции в РИА «Новости», грузинская делегация, как говорится, расставила все точки над «i». Грузинское руководство настойчиво стремится исключить югоосетинскую сторону из переговорного процесса, надеясь решить проблему Южной Осетии в двусторонних переговорах то с Вашингтоном, то с Москвой, то с Анкарой. Барамидзе, например, прямо заявил, что вопрос конфликта в Южной Осетии - вопрос взаимоотношений не грузин и осетин, а Тбилиси и Москвы. Именно поэтому в Тбилиси не хотят работать в формате СКК, так как в этом случае приходится вести переговоры с Цхинвали на равных.
     Итак, по возвращении в Тбилиси министр обороны Грузии пообещал принять меры по нормализации ситуации в Южной Осетии. Однако обстановка там, наоборот, становится все более опасной.
     В ночь на четверг перестрелка между конфликтующими сторонами продолжилась. Командование ССПМ зафиксировало, что она началась с точки, расположенной близ югоосетинского села Приси. Грузинские подразделения ответили, применив 120-мм минометы. Однако со стопроцентной уверенностью утверждать, что стрельбу начали югоосетинские силы, нельзя. Об этом из Цхинвали сообщил представитель пресс-службы Министерства обороны РФ полковник Николай Баранов.
     Под постоянным перекрестным огнем находились три поста российских миротворцев - рядом с телевизионной вышкой, возле завода «Текстиль» и на въезде в село Тамарашени. Среди российских военнослужащих из состава ССПМ в ту ночь потерь не было. В то же время, по данным МВД Южной Осетии, ранения получили 30 человек, причем одна женщина - тяжелое. А госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава сообщил о трех погибших в результате обстрела грузинских сел Тамарашени, Курта и Ачабети.
     Как сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на председателя комитета информации и печати Южной Осетии Ирину Гаглоеву, впервые грузинская сторона при обстреле применила зенитные орудия. По ее словам, «огонь также велся из пулеметов и минометов; обстреливались осетинские села Сарабук и Дмицини со стороны грузинских сел Тамарашени и Никози».
     В середине ночи президент Южной Осетии Эдуард Кокойты предъявил ультиматум о применении всего имеющегося у югоосетинской стороны вооружения, если обстрел не прекратится. Тишина наступила, но ненадолго. В 5.30 стрельба возобновилась, причем наиболее интенсивно обстреливалась северная часть Цхинвали. По сообщению МВД Южной Осетии, утром один из снарядов попал в общежитие на городской окраине.
     Тем временем ССПМ прицельным огнем подавили огневую точку, с которой той ночью все и началось. Как сообщил представитель пресс-службы Министерства обороны РФ полковник Баранов, на позиции, уничтоженные средствами ССПМ, выехали официальные представители миротворческого контингента. Они сделают окончательные выводы о том, на ком лежит ответственность за обстрел Приси. На момент верстки номера информации об итогах осмотра места бывшей огневой точки еще не поступало.
     12 августа ССПМ понесли первые потери. По сообщению полковника Баранова, в районе грузинского селения Курта погибли двое и ранен один грузинский миротворец, а неподалеку от грузинского села Тамарашени в результате ночного и утреннего обстрелов получил ранение один осетинский миротворец. МВД Грузии сообщает о четырех погибших военнослужащих внутренних войск, а также о том, что югоосетинские формирования пытались занять объездную дорогу, связывающую расположенные в зоне конфликта грузинские села, однако им это не удалось. По данным МВД Грузии, грузинской стороне удалось уничтожить две БМП югоосетинских формирований.
     Совершенно очевидно, что дальнейшее нахождение - в нарушение существующих договоренностей - грузинских внутренних войск в зоне ответственности ССПМ приводит к перерастанию перестрелок в боевые действия с использованием всего спектра тактических приемов. Еще немного - и будет не до разбирательств, кто начал, а кто стрелял в ответ. На войне – как на войне…
     Однако еще не все потеряно и войны можно избежать. Руководство Министерства обороны России полагает, что для этого надо немедленно возвращаться к тому состоянию, которое существовало в конце мая перед вводом дополнительных грузинских формирований в Южную Осетию. По мнению генерал-полковника Балуевского, необходимо немедленно приступить к выводу всех вооруженных формирований, не входящих в состав ССПМ, из зоны действия миротворческих сил и к восстановлению того порядка, который существовал на конец мая.
     «Должны быть выполнены договоренности о выводе незаконных формирований из зоны конфликта, согласованные в рамках Смешанной контрольной комиссии, а также в ходе встреч министров обороны России и Грузии в Москве 10-11 августа», - заявил первый замминистра иностранных дел РФ Валерий Лощинин. МИД РФ предложил провести экстренную встречу сопредседателей СКК в Цхинвали. Высокопоставленные российские представители срочно вылетели в Тбилиси.
     На момент сдачи материала в Южной Осетии проходят переговоры югоосетинской и грузинской сторон при участии представителей ССПМ. Однако в Цхинвали в их результативность мало верят. По данным югоосетинской стороны, к границам Южной Осетии из Гори направляются грузинские танки.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства