на главную страницу

13 Августа 2004 года

Армия сегодня

Пятница

КТО ПОМОЖЕТ МИРОТВОРЦАМ?

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Тбилиси – Цхинвали.



     Миротворческая операция в зоне грузино-осетинского конфликта, проводимая Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ), в состав которых входят воинские контингенты Грузии и Российской Федерации, всегда оценивалась с самой положительной стороны. В течение 12 лет они гарантированно поддерживали мир в регионе, не допуская возобновления вооруженных столкновений между противостоящими сторонами.
     К настоящему времени в связи с резко обострившейся обстановкой в зоне конфликта остро встали вопросы необходимости выставления дополнительных постов, оборудования мест для хранения оружия, инженерного обеспечения наблюдательных постов, замены выслужившей установленные сроки эксплуатации техники, а также улучшения быта и материального обеспечения миротворцев.
     В то же время в Объединенном штабе ССПМ сложилась неблагоприятная ситуация с укомплектованностью должностей военных наблюдателей от Российской Федерации. Так, из 18 штатных должностей укомплектованы только 13. Режим службы военных наблюдателей осуществляется на пределе возможностей – офицеры по две-три недели проводят на четырех стационарных и пяти контрольно-наблюдательных постах. Помимо этого им приходится осуществлять мониторинг зоны конфликта по выявлению незаконно выставленных сторонами конфликта постов и обнаружению незаконных вооруженных формирований. При этом физические нагрузки возрастают многократно, так как грузинская и осетинская стороны не горят желанием участвовать в мониторинге.
     Однако проблемы этим не исчерпываются. До недавнего времени российским военным наблюдателям приходилось за свой личный счет пользоваться услугами различных компаний мобильной связи для поддержания контактов с Объединенным командованием ССПМ из-за отсутствия необходимых средств связи. Вопрос удалось решить, и сегодня нет необходимости выкладывать свои кровные сбережения для выполнения служебных обязанностей. Но это больше похоже на исключение из правил, чем на конструктивный подход к решению проблем миротворцев.
     На дополнительно выставленных постах наблюдателям чаще всего ночевать приходится в автомобилях, которые в некоторых случаях опять же являются личной собственностью миротворцев. Нехватка автомобильной техники сказывается и на оперативности деятельности военнослужащих ССПМ. Для выезда наблюдателей на посты и патрулирование в зоне ответственности ССПМ в настоящее время используется техника ОБСЕ, что требует предварительного согласования и сказывается на качестве проведения мониторинга. Для выполнения стоящих перед военными наблюдателями задач в полном объеме сегодня Объединенному штабу ССПМ требуется восемь легковых автомобилей УАЗ-3151 и УАЗ-452, а также один ГАЗ-66.
     Кроме этого, в мотострелковом батальоне российских «голубых касок» автомобильная и бронетанковая техника находится в эксплуатации более 20 лет, и установленные сроки межремонтной эксплуатации выработаны полностью. Сегодня в срочном порядке необходимо произвести замену или средний и капитальный ремонт около 16 единиц бронетанковой техники и шести автомобилей. Существуют проблемы и по инженерному и медицинскому обеспечению, по вещевому довольствию, имуществу службы РАВ. Одних биноклей Б-12*50 требуется около 20 штук. Недостает палаток, одеял, подушек, посуды, медикаментов и т.д. Также требуется значительное количество имущества КЭС для оборудования пунктов временной дислокации миротворческого батальона и Объединенного штаба ССПМ, в том числе шифера, линолеума, битума и т.д.
     Есть и проблемы с продовольственным обеспечением. В соответствии с требованиями приказа министра обороны РФ № 438 от 2003 года продовольственное обеспечение военнослужащих, проходящих службу в зоне грузино-осетинского конфликта, должно производиться по месту военной службы. Но обеспечение горячим питанием военных наблюдателей, несущих службу на постах, размещенных на территории иностранного государства, не представляется возможным. В обязанности иностранного государства не входит обеспечение российских миротворцев горячим питанием, а ради одного-двух человек полевые кухню и столовую организовать невозможно. В режиме, когда на постах приходится проводить от 10 и более суток, сухой паек не может обеспечивать полноценное питание. Я не раз был свидетелем того, как россияне были вынуждены за свой счет посещать расположенные неподалеку от постов придорожные кафе.
     До сих пор не решен вопрос возвращения личному составу российского воинского контингента удержанного за время прохождения службы на территории иностранного государства подоходного налога в размере 13 процентов от ежемесячного должностного и по воинскому званию окладов денежного содержания. И это несмотря на неоднократные обращения в соответствующие налоговые органы и довольствующий финансовый орган. Поскольку военнослужащие российского контингента Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта получают денежное вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей на территории иностранного государства, такие доходы относятся к полученным от источников за пределами Российской Федерации (как установлено статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации). Данная норма кодекса не требует какого-либо дополнительного толкования и применяется безотносительно к тому, выплачивается ли вознаграждение за счет федерального бюджета или других источников, а также вне зависимости от места выплаты дохода. Кроме этого миротворцы фактически находятся за пределами Российской Федерации более 183 дней в календарном году и налоговыми резидентами Российской Федерации не являются. Если бы миротворцы исполняли свои обязанности за пределами России менее 183 дней в календарном году, то в этом случае с их денежного довольствия, начисляемого и выплачиваемого в российских рублях, мог бы удерживаться налог по ставке 13 процентов в предусмотренном кодексом порядке. Однако нормы, оговоренные в кодексе, применяются по отношению к миротворцам в двояком порядке, и в течение одной календарной половины года налог с них удерживается, а в течение второй - нет. Приходится добиваться справедливости через суд и ждать возвращения денег.
     Не все в порядке и со сроками выплат. Так, на конец июля миротворцам не были выданы суточные деньги за май и июнь.
     После всего вышеперечисленного только и остается, что задать один-единственный вопрос: кто же все-таки поможет российским военнослужащим в зоне грузино-осетинского конфликта решить не только их социальные проблемы, но и вопросы обеспечения всем необходимым для успешного выполнения миротворческой миссии?


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства