на главную страницу

3 Сентября 2004 года

Армия и общество

Пятница

Формула счастья «палубного» летчика

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».




     Приехав на аэродром Североморска-3 к «летному» домику, я понял: здесь не до меня. В корабельном истребительном авиационном полку ВВС Северного флота шли полеты. И не просто опостылевшие за минувшие четыре года «взлет, полет по кругу (в лучшем случае – над морем) и посадка». А самые настоящие полеты в море на тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Из уазика, подрулившего к крыльцу «летного» домика, вылезли облаченные в оранжевые МСК (морские спасательные костюмы) начальник ВВС и ПВО ВМФ России генерал-лейтенант Юрий Антипов и командир корабельного полка полковник Сергей Рассказов. Среди летчиков пронесся вздох облегчения. Краем уха услышал: «Все, командир восстановился в полетах на корабль… Дубовой тоже сел на палубу…» Полковник Рассказов, к которому я устремился сразу же, посетовал, что времени в обрез, а полетная смена завершится лишь поздно вечером, и поэтому предложил:
     - Давай, если можно, коротко. Видишь, какие ныне дела: палубу авианосца опробовали.
     - Вообще-то хотел о командировке полка в Крым на «НИУТКА» написать, - начал я. – Да стоит ли сейчас вообще вспоминать о Саки?
     - Не только стоит, - поправил меня Сергей Геннадьевич, - но и необходимо. Не было бы в этом году «НИУТКА» – сомневаюсь, что были бы сегодняшние посадки. Крымский трамплин – это первый и достаточно важный шаг в освоении корабельной палубы…
     …Команду на перелет в Саки на тренажер «НИУТКА» (наземный имитирующий учебный тренажер корабельной авиации), в летной среде – «НИУТКА», ожидали с 28 мая. Но конкретная дата вылета оставалась размытой: вроде бы возникли проблемы с пересечением российскими боевыми самолетами Госграницы. И вот спустя две недели томительных терзаний – не вышло бы, как в прошлом году, когда «палубников» на полпути развернули обратно в Заполярье, - наконец-то в полк пришло долгожданное «добро». Истребители сразу же взяли курс на Саки: семь Су-33 – через псковский Остров, а четверка Су-25УТГ – вначале на Кипелово, затем посадка в Борисоглебске и далее уже – в Крым.
     Задач перед «палубниками» стояло несколько, но в первую очередь, - восстановить летчиков, подготовленных к полетам с корабля. Поэтому в полку сформировали три группы: основная – лидирующая, состоявшая из восьми летчиков, вторая группа – это шесть человек, которые уже неоднократно проходили подготовку на «НИУТКА», однако по различным причинам на корабль еще не садились. Третью группу сформировали из наиболее подготовленного, так сказать, «молодого» летного состава.
     В лидирующую полковую группу вошли командир полка полковник Сергей Рассказов, его замы и командиры эскадрилий подполковники Игорь Матковский, Сергей Устюхин, Павел Подгузов, Евгений Кузнецов, Николай Дериглазов, Юрий Корнеев и Павел Прядко. Также в когорте лидеров в Крым полетели представители штабов авиации Северного флота и ВМФ полковники Виктор Дубовой и Мечислав Савицкий.
     Командировка длилась полтора месяца. За это время «палубники» выполнили порядка двадцати летных смен. В целом по лимиту топлива особых ограничений не было. Однако не подфартило с нужным ветром, который для полетов с «НИУТКА» всегда должен быть встречным. А тут то штиль вообще, то после двух-трех часов с «полетного» направления (с суши на море) ветер вдруг перекладывал «курс» на 180 градусов, то есть дул с моря на сушу…
     Лидирующая группа восстановилась быстро, хватило порядка двух-трех летных смен, так как на «НИУТКА» заполярные асы прилетели с уже солидным подготовительным «багажом». Далее уже шло, образно говоря, набитие рук: тренировочные, тренировочные и еще раз тренировочные полеты с трамплина. Также и с аэрофинишером: лишний зацеп на нем никогда лишним не будет.
     На сегодня восемнадцать строевых летчиков-«палубников» готовы к посадке на корабль. Кроме этого, лидирующая группа выполнила в Саки ночные полеты. Что же касается сложных метеоусловий, то хуже, чем на Севере, их уже не придумаешь. Так что этим видом полетов летчики-«палубники» подковываются с первых авиационных шагов прямо на родном аэродроме в Североморске-3.
     В Саки подготовили также на зацеп на аэрофинишере майора Владимира Кокурина, замкомэска. Вначале эту программу молодой летчик прошел на Су-25УТГ. А затем сделал первый свой зацеп самостоятельно и на Су-33.
     Успешно освоили первый этап летной программы посадки на авианосец на Су-25УТГ майор Игорь Митрощенко и капитан Сергей Лучников: совершили по пять проходов над блоком, по пять касаний на нем же и по пять тренировочных зацепов на аэрофинишере. А дальше – это уже профессиональное совершенствование. Словом, можно сказать, что молодежь «палубного» полка в Саки «встала на крыло». О чем засвидетельствовало традиционное вручение им крымских арбузов. Правда, боялись, что к этому знаменательному моменту арбузы еще не вызреют.
     - Так что в этом году Саки прошли великолепно, - говорит Герой России полковник Виктор Дубовой. - Конечно, чуть-чуть до плана все же не дотянули: не было нужных ветров. Поэтому приходилось работать, как говорится, «мелкими перебежками». Но основную задачу выполнили: восстановили «лидеров», подготовили молодежь.
     Ну а на мой вопрос, что же сегодня произошло в полку, Виктор Викторович, не остывший еще в эмоциях после долгожданной посадки на палубу «Кузнецова», с улыбкой ответил:
     - Сегодня после длительного перерыва была первая летная смена на корабле: строевые летчики, «первые пташки» из полка, самостоятельно выполнили зацепы на «Кузнецове» и совершили взлет с его палубы на самолетах Су-25УТГ. Наверное, это самое знаковое событие за последние четыре года. Настроение отличное, даже по-мальчишески задорное. Все летчики КИАП прямо-таки жаждут уйти на боевую службу на авианосце.
     Так какова же «формула счастья» летчика-«палубника»? По словам Виктора Викторовича, его счастье как профессионального истребителя заключается в том, чтобы наконец-то «срослись» в единый организм две «половинки»: полк истребительной палубной авиации и авианесущий корабль, профессиональная выучка летчиков и моряков и техническая готовность авианосца. И надо, чтобы авиакрыло постоянно находилось на корабле: самолеты взмывали бы в небо над океаном, а только менялись летчики. «Когда цикл боевой учебы непрерывен, - считает полковник Дубовой, - вероятно, это и есть настоящее счастье «палубного» летчика».
     Оценку свершившемуся событию в корабельном истребительном авиационном полку ВВС Северного флота высказал и генерал-лейтенант Юрий Антипов, начальник ВВС и ПВО ВМФ:
     - По моему мнению, летный и инженерно-технический составы полка, а также группа руководства полетами, которая принимает «палубников» непосредственно на корабле, достаточно подготовлены. Летчики по прошествии четырех лет вновь успешно освоили программу посадок на палубу авианосца. Об этом говорит уверенность, с которой строевые «палубники» совершили первые посадки на «Кузнецов».
     Поэтому, согласился Юрий Дмитриевич, сегодня знаковый день для всей морской авиации ВМФ: костяк «палубного» полка, если можно так выразиться, «зацепился»: полковники Виктор Дубовой и Сергей Рассказов, подполковники Сергей Устюхин, Павел Подгузов, Павел Прядко, Евгений Кузнецов и Николай Дериглазов отработали здорово.
     - Нам еще повезло с погодой, - говорит генерал-лейтенант Антипов, - были идеальные условия для обучения. Небо, как говорится, «миллион на миллион»: с дальности в пятьдесят километров «Кузнецов» виден как на ладони…
     …Уезжал я с аэродрома, когда летная смена уже завершилась и «палубники» собрались в учебном классе фактически для разбора полетов. Думаю, что сказать им друг другу нужно многое, тем более что завтра истребителям вновь предстояло взмывать в небо навстречу со своей давешней мечтой: стальной палубой тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Единственно, уже прощаясь со мной, полковник Сергей Рассказов попросил не забыть в материале о людях, благодаря которым строевые летчики Северного флота восстанавливаются в полетах на корабль. Речь идет об испытателях, асах отечественной авиации. Из них сейчас вместе с заполярными «палубниками» взмывают ввысь полковники Александр Раевский, Вячеслав Петруша и Олег Мутовин, полковник запаса Николай Диордица и подполковник Олег Спичка. Это они первыми восстановили воздушный «мост» между взлеткой заполярного аэродрома и палубой авианесущего крейсера и доказали, что формула счастья корабельного летчика реально существует.
     

На снимках: взлет с палубы «Кузнецова»; вот так поздравляют с первым зацепом.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства