на главную страницу

3 Сентября 2004 года

Армия и общество

Пятница

«Война» над Амурским заливом

Николай ЛИТКОВЕЦ.




     На прошлой неделе в акватории Амурского залива во Владивостоке под руководством заместителя министра МЧС генерал-полковника Геннадия Короткина прошло бассейновое учение МЧС России, в ходе которого отработаны вопросы взаимодействия сил МЧС РФ с другими министерствами и ведомствами, решающими вопросы оказания помощи людям на воде и на терпящем бедствие судне.

     На пароме, перевозившем пассажиров из Владивостока на мыс Песчаный, по легенде учений, произошел «взрыв». Начался «пожар», из топливного танка на воду разлилось большое количество нефтепродуктов. Возникла непосредственная угроза экипажу, пассажирам и судну.

     С момента «взрыва» сценарий учений развивался особенно стремительно.

     ...К месту бедствия первым прибывает спасательный катер, затем визуальный и дозиметрический контроль осуществляет самолет Ан-74. В это время береговую зону оцепляют подразделения управления внутренних дел, осуществляется развертывание бригады экстренной помощи территориального Центра медицины катастроф Приморского края. С каждой минутой силы и средства спасательных подразделений и авиации для проведения поиска и спасения «пострадавших» наращиваются. К «терпящему бедствие» парому направляются аэробот «Пантера» и катер «Конрад», легкий вертолет Бо-105. Вскоре на берегу садится вертолет Ми-26 МЧС РФ. Он доставил к месту чрезвычайной ситуации группу спасателей Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда и автомобиль с судном на воздушной подушке «Хивус-10». Невдалеке осуществили подготовку и спустили на воду плавсредства спасатели Приморской краевой поисково-спасательной службы (ПСС), возглавляемой полковником запаса Сергеем Кондратенко.

     В район «аварийного» судна с борта самолета Ил-76 с высоты 250-300 метров производится сброс спасательных плотов ПСН-6 и десантирование спасателей, которые, поднявшись на борт парома, организовывают эвакуацию пассажиров. В спасательных работах по поиску и эвакуации «пострадавших на воде» все более широко применяются вертолеты различных типов, оборудованные системой подъема «пострадавших на борт» воздушного судна.

     А в это время на берегу принимают первых «пострадавших» бригады экстренной медицинской помощи. «Пострадавших» сортируют в зависимости от характера и тяжести «поражения» на группы и силами экипажей карет скорой помощи и вертолетов доставляют в стационарные лечебные учреждения города. Буквально зацепившись за тонкую полоску пирса, экипаж вертолета Бо-105 проводит эвакуацию «тяжелораненого пассажира» для доставки его в госпиталь Тихоокеанского флота для оказания медицинской помощи.

     «Взрывом» многих пассажиров выбросило в воду. Поэтому руководители учения ставят задачу экипажу вертолета Ми-8 на десантирование в район «аварийного судна» двух спасателей в гидрокостюмах и сброс плавающего троса, с помощью которого осуществляются сбор «пострадавших» в воде и доставка их к плавательным средствам. Здесь следует отметить, что данный способ применяется впервые на Дальнем Востоке спасателями МЧС России.

     Впервые на воду Амурского залива совершил посадку и многофункциональный самолет-амфибия Бе-200ЧС, обладающий уникальной возможностью взлета и посадки как на суше, так и на море. Самолет при незначительном переоборудовании можно использовать для проведения поисково-спасательных работ, доставки специальных команд, перевозки грузов, несения санитарной службы, патрулирования 200-мильной зоны, контроля экологической обстановки, тушения пожаров и других целей. Время залпового сброса воды над очагом пожара около 12 секунд, а общая масса сбрасываемой воды за одну заправку составляет 12 тонн. В настоящее время на оснащении авиации МЧС находится два таких самолета, построенных научно-производственной корпорацией «Иркут». До 2007 года министерство планирует закупить еще машины такого класса. Дислоцироваться они будут в Москве, Красноярске и Хабаровске.

     Произведя посадку на воду, экипаж Бе-200ЧС осуществляет высадку спасательной лодки «Орион-25» и двух спасателей Центроспаса, а затем на глиссировании производит забор воды, поднимается в воздух и направляется к горящему парому. Через несколько минут тонны водяной пыли покрывают паром. Огонь стихает. Для окончательной ликвидации пожара экипаж Бе-200 ЧС еще несколько раз совершил заход над терпящим бедствие паромом. С воды ему в этом помогает и спасательный буксир СБ-522.

     Чуть позже аварийная партия другого спасательного судна «Юрий Орленко», завершив осушение помещений аварийного судна в районе возгорания и поврежденного отсека, и, убедившись, что поступления воды через пробоину не наблюдается, приступает к его буксировке в порт.

     Учение завершено. И уже через несколько минут мимо трибун с руководителями учения и наблюдавшими за его ходом жителями Владивостока в торжественном строю проходят, проплывают и пролетают все участники операции.

     Следует добавить, что к учениям привлекались оперативные группы управления Дальневосточного регионального центра и Главного управления по делам ГО и ЧС Приморского края, поисково-спасательные службы, госинспекция по маломерным судам Приморья, 171-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (г.Хабаровск), Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд, а также авиационная группировка сил, в составе которой новейший самолет-амфибия БЕ-200ЧС, силы и средства Приморской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, управления Тихоокеанского регионального пограничного управления ФСБ РФ и Восточного округа Внутренних войск. Всего было задействовано порядка 1 тысячи специалистов, 3 самолета (Бе-200ЧС, Ан-74, Ил-76), 5 вертолетов (Ми-26, Ми-8мт, Бо-105), более двух десятков маломерных судов, два судна-спасателя и паром.

     - Общая оценка положительная, цели учений достигнуты, - заявил журналистам генерал-полковник Геннадий Короткин сразу же по окончании учения. - А применение в учении самолета Бе-200ЧС - это абсолютно новая технология, которую в мире еще не использовали, и за ним будущее. Подобное учение на Дальнем Востоке проведено планово и впервые, но аналогичные мероприятия мы уже проводили в Калининградской области.
     

На снимке: Бе-200ЧС над горящим паромом.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства