Выступление Владимира Путина на расширенном заседании правительства страны, сделанное по известному факту, обрело значение программы, затрагивающей краеугольные вопросы государственного строительства.
Отметим в первую очередь то, что это выступление отразило последовательность действий политического руководства в кризисной ситуации. А именно: 4 сентября прозвучало обращение Президента РФ к народу, а 13 сентября это обращение стало предметом углубленного рассмотрения в кругу представителей ключевых государственных структур и регионов. То есть крепкая хватка Кремля в этом отношении проявлена, можно сказать, сполна. Чего часто не хватало раньше, в прежние годы, когда сулящие крутые повороты речи повисали в воздухе, переполненном общественными ожиданиями логического продолжения.
Сила президентского выступления проявлена в том, что в нем абсолютно нет ничего придуманного, сконструированного из неких абстрактных политтехнологических ухищрений. Абсолютно все прозвучавшие идеи витали в общественной атмосфере, живо обсуждались в служебных коридорах и на домашних кухнях. Президент «лишь» придал этим поистине народных чаяниям четкую лексическую форму, чем и вызвал почти единодушное одобрение. Хотя, конечно, полного одобрения быть не могло, поскольку в обществе произросла целая популяция критически мыслящих личностей, которые именно на несогласии с властью выстраивают себе карьеру.
В речи главы государства предельно ясно поставлена задача о перестройке системы исполнительной власти. Эта система должна стать единой. В условиях огромной России, к тому же разболтанной под воздействием реформаторской стихии, принцип единства власти, сжатой в мощный кулак, необходим жизненно.
Владимир Путин внятно озвучил одну из созревших в общественном сознании идей о необходимости формирования настоящих, ответственных за свои проекты и свое поведение партий. Разговоров на эту острую тему было, пожалуй, более всего. И совершенно правильно, поскольку рыхлость партийно-политических структур, безликость отдельных фракций, подмена ясных программ социальной демагогией – все эти аномалии, тщательно скрываемые в мутном парламентском водоеме, способствовали лишь превращению законодательной власти в политический театр.
Наконец, в выступлении Президента РФ сделан акцент на важнейшей роли силовых структур в борьбе с терроризмом. Безусловно соглашаясь с таким акцентом, в то же время позволим себе заметить, что тенденция изменения престижа военной службы остается в нашем обществе неясной. Видимо, должны последовать какие-то дополнительные, четко сформулированные, предельно понятные для всякого человека в погонах разъяснения, которые помогли бы ему (и тому, кто только выбирает дорогу служения Отечеству) определиться в своих планах. Повторим непреложную истину: армия есть главнейшая из опор государственности, без нее не будет и государства. Тема эта широка и переполнена массой всяких нерешенностей, недоговоренностей. Но коль уж вопрос поставлен, как говорится, ребром, эту первейшую для национальной безопасности тему следует рассматривать со всей прямотой и открытостью. Начать же нужно с того, что лежит с краю: с пересмотра критериев оценки труда военных. У нас без конца повторяют банальность, что офицеры есть государевы люди, но никак не наберутся честности произвести этих людей в ранг государственных служащих со всеми отсюда вытекающими последствиями для их материального положения.
Вадим Маркушин.
Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».
Глава государства своим указом, в частности, поручил правительству совместно с Минобороны, МВД, МЧС, Минюстом, ФСБ и Госнаркоконтролем подготовить в двухнедельный срок предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на Северном Кавказе, а также по созданию системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории РФ.
Президент также поручил Правительству России в месячный срок совместно с МВД, Минобороны, МЧС и ФСБ представить предложения по созданию эффективной системы государственного управления в кризисных ситуациях, предусмотрев выработку адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме, техногенных аварий и катастроф, локализации их последствий, а также по своевременному оповещению населения о кризисных ситуациях или угрозе их возникновения.
Владимир Путин своим указом поручил утвердить соответствующие планы действий в кризисных ситуациях Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соответствующим ведомствам поручено разработать комплекс мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений на объектах транспорта, энергетики и связи, в местах массового пребывания людей, в образовательных и медицинских учреждениях, а также утвердить перечни объектов повышенной опасности по всем субъектам РФ, создать условия, способствующие участию граждан и их объединений в обеспечении безопасности, предупреждении и пресечении терактов.
Владимир Путин поручил в целях недопущения въезда в РФ лиц для участия в террористической деятельности принять меры по усилению контроля за выдачей виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом, а также по упорядочению пересечения Государственной границы РФ гражданами тех стран, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о безвизовом въезде.
Соб. инф.