на главную страницу

16 Сентября 2004 года

Армия сегодня

Четверг

Аппарель рассекает туман...

Николай ЛИТКОВЕЦ, «Красная звезда».



Метров за 200—300 до берега группа десантных кораблей Тихоокеанского флота вошла в плотный туман. Идти дальше в таких условиях было рискованно. А обстоятельства требовали: не позже чем через 10 минут согласно плану учений на занятый «противником» остров должен высадиться десантно-штурмовой батальон. От греха подальше руководитель похода принял решение повременить с высадкой.
И вдруг командир головного БДК капитан 2 ранга Максим Алалыкин:
- Разрешите высадку. Я сумею.
И он приблизился к берегу. Филигранно попав «в створ» сантиметр в сантиметр.
Следом за ним подошли и другие «десантники»…

     Впервые за штурвал Максим Алалыкин встал девятиклассником. Подрабатывал он тогда после школы в рыбном порту кабельщиком-спайщиком. Но заглядывался, конечно, больше на море, чем на заводские доки. Заметив неподдельный интерес юноши к морю, друг отца подарил Максиму свой старенький бот.
     Вот это была удача! После работы задерживался допоздна: ремонтировал, красил. Друзья отца помогли восстановить двигатель. И хотя он был мощностью всего в шесть лошадиных сил и развивал скорость не более пяти узлов, это был его первый в жизни капитанский мостик. Вскоре Максим окончил курсы по управлению маломерными судами и стал самостоятельно выходить в море.
     После школы поступил на штурманский факультет ТОВВМИ имени С.О. Макарова, по окончании которого попросился в бригаду десантных кораблей. Пять лет прослужил штурманом на БДК-101, затем на БДК «Николай Вилков». Ходил на Камчатку, Сахалин, Чукотку, Анадырь, во Вьетнам. По полгода проводил «в морях».
     В 1999 году стал старпомом, через год - в 27 лет - командиром.
     Мои журналистские пути-дороги в последние годы частенько пересекались с экипажем этого корабля. И каждый раз не переставал удивляться высокому профессионализму кавторанга Алалыкина, его деловым качествам, умению управлять кораблем.
     - На БДК, как за рычагами танка, - корабль слушается только машин, - разъясняет Максим Алалыкин. - Поэтому они здесь мощные, а рули маленькие.
     Капитан 2 ранга Максим Алалыкин перед каждым походом просчитывает несколько вариантов «дикой» швартовки - высадка десанта происходит на необорудованное побережье. Учитывать надо и другие моменты. К примеру, с личным составом на борту - сначала «несет» корму, при пустом твиндеке заносит нос. Уловить этот момент необходимо, иначе развернет корабль лагом.
     Здесь все должно быть основано на точных расчетах.
     - «Десантник» Алалыкина 90-го года постройки, - рассказывает начальник технического отдела флотилии капитан 1 ранга Николай Галаган. - Не был ни в одном заводском ремонте, только в навигационных и межпоходовых ремонтах. Ходил в Гонолулу, при завозке груза на север избороздил более 16 тысяч миль. Но в 2003 году наступил предел: кораблю требовался срочный ремонт. Поставили в завод, но денег, как всегда, дали мизер…
     Благодаря настойчивости капитана 2 ранга Максима Алалыкина сложнейший ремонт произвели за полгода. Именно его пробивная жилка, похвальное стремление поскорее вернуть корабль в «первую линию» флотилии позволили, по словам капитана 1 ранга Галагана, добиться быстрого и качественного ремонта БДК.
     А вот мнение командира полка морской пехоты полковника Валерия Жилы:
     - Алалыкин настоящий военный профессионал. Снайперски выводит корабль именно в ту точку, куда выгоднее десанту, независимо от погодных условий и рельефа береговой кромки. Я постоянно выхожу с ним в море и с удовольствием отмечаю, насколько отлажено работает экипаж... А обратили внимание на отличное состояние корабля? То-то же!
     Высокая оценка действий капитана 2 ранга Максима Алалыкина во время одного из учений весной этого года прозвучала и из уст командующего Тихоокеанским флотом адмирала Виктора Федорова.
     Сам Максим Алалыкин о себе рассказывает мало. Но, когда заходит речь о его учителях, охотно отвечает на расспросы. Капитаны 2 ранга Владимир Комолов и Владимир Вилков сделали из него настоящего командира. Комолов научил командирской предусмотрительности, а Вилков – военно-морской лихости. И поэтому действия экипажа капитана 2 ранга Алалыкина всегда быстрые и решительные.
     - Сокращая время подхода к берегу, сокращаешь время нахождения корабля с десантом под огнем противника. А это одна из главных задач десантного корабля, - говорит командир передового «десантника».
     На снимках: капитан 2 ранга Максим АЛАЛЫКИН; высадка десанта.Фото Виталия АНЬКОВА.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства