на главную страницу

22 Сентября 2004 года

Планета людей

Среда

Священство предусмотрено уставом

На вопросы «Красной звезды» отвечает военный генерал-викарий бундесвера прелат Вальтер ВАКЕНХУТ

Беседовал Сергей СУМБАЕВ.



     Наша справка. Вальтер Вакенхут родился в 1942 году. В 1962—1968 годах изучал теологию в Пассау. Служил священником. С 1989 года священник в Гамбурге, в его ведение входит Академия бундесвера. С февраля 1990 года назначен военным священником. С марта 1991 года - военный декан. С 1993-го в военном епископате на различных должностях. В марте 1995 года получил почетный титул монсиньора. С октября 1997 года - католический декан VI военного округа. В сентябре 1997 года получил титул прелата. С октября 2000 года генерал-викарий католического военного епископства, военный генерал-викарий и помощник католического военного епископа бундесвера. В ноябре 2000 года - вступление в должность в курию католического военного епископа в Берлине.


     Корр. Господин прелат, какое место занимают священнослужители в немецкой армии и какова их роль в воспитании солдат?

     В. Вакенхут. В Германии законодательно закреплена свобода религиозной совести, и она осуществляется на практике. Она гарантируется статьей 4 основного закона и статьей 34 закона о военной службе. Говоря о роли священников в бундесвере, прежде всего надо отметить, что государство желает, чтобы церковь осуществляла подобную службу в пользу военнослужащих и их семей. При этом священники не являются военными - они свободные, и только церковь может отдавать им распоряжения. Деятельность священников в рамках бундесвера производится на базе договоренностей. Государство не имеет никакого права давать указания по работе священников. Что же касается материального обеспечения военных священников, то они получают деньги от государства, так же, как и необходимые средства, такие как машина, дом, телефон.
     Бундесвер - призывная армия, в нем служат представители всего германского общества. Так что проблемы германских солдат - это проблемы германской молодежи в целом. Трудность заключается в том, что из всего поколения, подлежащего призыву, служат лишь 40 процентов. Остальные выбирают альтернативную службу.
     Задачи священника в рамках бундесвера – не патриотическое воспитание, а образование в плане этики и поведения. Мы проводим с солдатами занятия, которые вы в одном из ваших материалов назвали «Уроки жизни» (Lebenskunde). Я бы все же перевел это как душевные уроки ежедневной жизни. Их задача – сделать человека достойным, не угнетенным своими проблемами. Священник работает не только с военнослужащими, но и с их семьями. Это особенно важно при нахождении германских военных за рубежом.
     Патриотическое же воспитание осуществляется в рамках политического воспитания, и за это отвечает военное ведомство.

     Корр. Можно ли сказать, что для каждого католика защита Отечества - священный долг?

     В. Вакенхут. Римская католическая церковь считает, что человек должен выполнять законы государства, в том числе и основной закон. Поэтому и защита государства, и военная обязанность рассматриваются католической церковью положительно. При этом как протестантская, так и католическая церкви полагают, что человек, даже находясь на службе, тем не менее должен сохранять все права гражданина. Поэтому церковь готова защищать в этом каждого отдельного человека.

     Корр. Как осуществляется работа в войсках?

     В. Вакенхут. Рабочее время священника такое же, как и у всех военнослужащих. Хотя он и гражданское лицо, но основное его место работы – казармы; также он имеет доступ на полигоны.
     Священники редко носят форму. Если это происходит, то это может быть только полевая форма для маскировки. Дело в том, что солдаты должны иметь возможность совершенно свободно обращаться к капеллану. И как солдаты не должны спрашивать разрешения у командира на обращение к священнику, так и наоборот. Это право непосредственного доступа действует на любом уровне, вплоть до министра обороны.
     Существует три варианта работы с личным составом: разговоры отдельного военнослужащего со священником; уроки жизни; интенсивные мероприятия. Последнее подразумевает под собой, к примеру, посещение военнослужащим духовных семинаров или проживание в монастыре в течение нескольких дней. И не забывайте о богослужениях и об обычной деятельности: крещение, свадьбы, причастие, похороны.

     Корр. Все это проводится в служебное время, или солдат должен потом дослуживать дни, проведенные в монастыре?

     В. Вакенхут. Это служебное время, оно засчитывается в срок прохождения службы. Солдатам полагается специальный отпуск по особым обстоятельствам, который и используется для этих целей. А так как солдат находится на службе, то для него все бесплатно, в том числе и дорога до монастыря.

     Корр. Как складываются отношения священников с командирами?

     В. Вакенхут. Это исключительно хорошие отношения. Законодательно они регулируются приказами (например в «Центральном уставе» для всего бундесвера есть параграф 66, который называется «Римская католическая церковь»). Последний указ о взаимоотношениях подобного рода был издан в 1984 году.
     Никакой командир не может действовать против «Центрального устава». Священник абсолютно свободен от военных распоряжений в отношении содержания его работы. Дело в том, что священник рассматривается как чиновник, он дает присягу на конституции, и его работа ограничена только этим. В остальном он свободен.

     Присутствующий на интервью военный атташе ФРГ в России бригадный генерал Петер Шафранек. Можно сказать, что юридически командир не имеет права надзора над священником. Что же касается показателей работы священников в войсках, то могу привести пример. В соответствии с уставом и законами каждый военнослужащий имеет право на жалобу, но ни разу никто не пожаловался на работу военных священников.
     Конечно, господин Вакенхут говорит об этом с точки зрения священника, а я - с точки зрения командира. Подчеркну, что с точки зрения командира институт военных священников – это прекрасный институт. С ними очень хорошо работать. И один из лучших советов командиру – наладить сотрудничество со священником и врачом. Священники в рамках бундесвера помогают командиру в духовной ориентации и в решении конкретных проблем.

     В. Вакенхут. Раньше было так: каждый месяц выделялось два часа на уроки, чтобы сосредоточить время на интенсивной дискуссии. Темы уроков определялись рабочей комиссией Римской католической церкви, протестантами и солдатами. И каждый год темы уроков обновляются.

     Корр. Взаимодействуют ли психологи бундесвера со священниками? Может ли священник выполнять функции психолога?

     В. Вакенхут. Конечно, священник в какой-то мере является психологом. И между капелланами и военными психологами налажено сотрудничество. Мы полагаем это очень важным. Интересно, но при нахождении войск за рубежом священников в войсках больше, чем психологов.

     Корр. Как стать военным священником, как организована служба капелланов?

     В. Вакенхут. Немецкая система довольно сложная. Военный священник должен иметь такое же образование, как священник гражданский. Требуется также, чтобы он был священником одной из двух церквей: католической или протестантской. Имеется договоренность между церквями и государством, по которой церкви должны направлять определенное число священников в войска. Например, сейчас от бундесвера действует 93 католических священника. И каждый священник имеет право не служить, как военнослужащий.
     Теперь о том, как организована служба.
     Священник, являющийся членом епархии, отправляется в бундесвер на 6—12 лет, потом он возвращается в свой приход. Принцип простой: подписал договор – служи.
     Епископ всех военных священников – двойной епископ. С одной стороны, он обычный епископ гражданской епархии, с другой – он военный епископ.

     Корр. Существует ли специальная подготовка для военных священников?

     В. Вакенхут. Конечно, первые два года военные священники проходят интенсивную подготовку. Она занимает 6—8 месяцев. Например, их отсылают в 23-ю горнострелковую бригаду для обучения передвижению на местности. Если священник не служил в армии, он может пройти военную подготовку применительно к своей гражданской специальности, например как военный врач. Он также получает специальную подготовку по оказанию помощи военнослужащим в преодолении посттравматического стресса.
     По всем медицинским показателям требования к священникам такие же, как к военнослужащим, так что среди военных священников нет нездоровых людей.
     По возрасту раньше было ограничение до 36 лет. Но фактически священники остаются в войсках, пока им позволяет здоровье.
     Годен ли священник к службе в бундесвере, определяет епископ.

     Корр. Каковы функции священников, которые находятся в войсках за рубежом? Используются ли они для налаживания контактов с местным населением, например в Афганистане?

     В. Вакенхут. Основные задачи священник выполняет на базе, в лагере для военнослужащих. Что касается контактов с местным населением, то они возможны. Понятно, что на Балканах, где много христианских церквей, процесс переговоров организовать легче. Таким образом священник становится посредником между местным населением и командиром. Но все же основная его задача – это разговор с военнослужащими после тяжелых испытаний. Наибольшая помощь требуется раненым солдатам. И, конечно же, это ответы на общие вопросы о жизни.

     Корр. А что можно сказать о роли Римской католической церкви в германском обществе?

     В. Вакенхут. Церковь имеет так называемую конференцию всех епископов. Этот орган принимает участие в решении многих общественных вопросов и высказывает по ним свое мнение. Конференция зачастую положительно оценивает решения государства, хотя бывает, что и критикует их. Например, в случае с Ираком позиции РКЦ и государства случайно совпали. Но есть и разногласия, как в случае с абортами.
     Епископ Айштедтский – епископ всех военных священников заявил, что, даже если у него есть отличное от государства мнение, он все равно будет помогать военнослужащим. Обеспечение душевного спокойствия военнослужащего – это не военная политика. И потому, даже если епископ не согласен с решением послать войска в Ирак, он все равно направит туда военных священников. Церковь отвечает за своих прихожан, она заботится о благе души. И поэтому епископ отправляет капелланов с войсками в любую точку мира.

     Корр. Как молодежь воспринимает священников, религию, церковь?

     В. Вакенхут. В ФРГ религиозность падает. Но бундесвер предоставляет церквям возможность наладить общение с молодыми людьми. Молодых солдат интересуют беседы с капелланами. 97 процентов солдат, отправляющихся за рубеж, хотят, чтобы их сопровождал военный священник. Во время службы люди начинают интересоваться крещением, некоторые становятся членами церкви.

     Корр. А есть ли у церкви специальная программа по работе с молодежью?

     В. Вакенхут. Есть специальная программа, но опыт показывает, что в общинах довольно трудно привлечь молодежь на церковные собрания. Хотя во время визита папы римского в Ульме собралось 40 тыс. молодых людей, в Кельне - около 1 млн., так что папа остается для молодежи одним из самых активных символов.

     Корр. Что можно сказать о нынешних отношениях ислама и католической церкви в Германии? Хотят ли последователи Магомета работать в войсках, оказывать помощь солдатам-мусульманам? Как обстоит дело с другими религиями?

     В. Вакенхут.
Во-первых, по закону каждый военнослужащий имеет право на помощь священника. И если мусульманин служит в армии, он имеет такое же право, как и христианский солдат.
     Однако у нас есть основное правило, по которому никто не обязан указывать свою религиозную принадлежность. Поэтому трудно сказать, сколько мусульман в действительности служат в бундесвере. Пока об этом заявили около 500 человек. Конечно, они имеют право на помощь священника. Но пока что исламские общины в Германии спорят между собой, кто из них имеет право подписать соответствующий договор с государством о направлении имамов в войска. Проблемы с исламом нет - есть проблема с исламскими фундаменталистами. Но это проблема не церкви, а общества. Растущая проблема. А в целом религии сами по себе не являются противниками и врагами.
     Что касается евреев, то их численность мала, менее 100 человек. Но еврейские общины имеют определенную структуру, и есть договоренность о службе раввинов.

     Корр. Как сотрудничают между собой католики и протестанты?
     В. Вакенхут. В Германии и католики, и протестанты направляют священников в войска. Вообще служба военных священников может существовать лишь тогда, когда она стоит на двух ногах, и хорошо, когда ноги эти передвигаются вместе. Так, собственно, и происходит.
     У нас хорошие отношения, мы поняли, что только при положительном взаимодействии можно осуществлять духовное обеспечение военнослужащих.
     

На снимке: богослужение в поле.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства