на главную страницу

24 Сентября 2004 года

Планета людей

Пятница

«У НАШИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

На вопросы «Красной звезды» отвечает министр иностранных дел Азербайджанской Республики Эльмар МАМЕДЪЯРОВ

Беседовал Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».Тбилиси - Баку.



     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Эльмар Мамедъяров родился 2 июля 1960 года в Баку. С 1977 по 1982 год проходил обучение на международно-правовом факультете Киевского государственного университета. С 1982 по 1988 год служил в должностях второго и первого секретаря МИД Азербайджанской ССР. С 1988 по 1991 год проходил обучение в дипломатической академии стран СНГ, с 1989 по 1990 год - в центре политического планирования при Браунском университете (США). С 1991 по 1992 год руководил отделом государственного протокола МИД Азербайджанской Республики. С 1992 по 1995 год - первый секретарь в одном из постоянных представительств за рубежом. С 1995 по 1998 год - заместитель начальника международно-организационного управления МИД. С 1998 по 2003 год - советник посольства в США. В 2003 - 2004 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол в Италии. С 2004 года возглавляет министерство иностранных дел Азербайджана. Владеет английским, турецким и русским языками.
     
- Не так давно в Праге состоялась очередная встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха. Ваш визави - глава МИД Армении Вартан Осканян - достаточно осторожно оценил итоги данной встречи, заявив, что главной ее целью было создание основ для продолжения переговорного процесса. Вы же настроены, по всей видимости, более оптимистично, раз утверждаете, что Пражская встреча - шаг вперед в разрешении карабахского конфликта. На чем основывается ваш оптимизм и что подразумевается под этим самым шагом?
     - Мое мнение основывается на результатах переговоров, и не только пражских. Контекст проведенной и именуемой «Прага-4» встречи дает возможность говорить о том, что она была очень полезной именно в сравнении с предыдущими тремя. На ней мы определили круг вопросов, по которым у нас уже есть какое-то взаимопонимание. И я должен сказать, что в принципе аналогичную оценку я услышал и от моего армянского коллеги. Насколько я знаю, это позитивная оценка.
     - С мнением официального Баку не согласна оппозиция, которая настроена явно непримиримо по отношению к Армении. Учитывая весь спектр мнений, можно ли сегодня говорить о том, что альтернативы мирному урегулированию проблемы Нагорного Карабаха не существует?
     - Оппозиция на то и оппозиция, чтобы не соглашаться с мнением официальных властей...
     Мы неоднократно говорили о том, что не верим в идею замороженного конфликта. Наше понимание проблемы таково, что полное урегулирование проблемы должно быть обязательным. Конечно же, самый желательный и благоприятный исход, о чем мы неоднократно заявляли на самых высоких уровнях, - это мирное решение проблемы. Если нам удастся достичь согласия между Арменией и Азербайджаном, то это позволит избежать больших потерь во всех смыслах этого слова.
     - Несмотря на то что в течение 10 лет, прошедших со дня подписания соглашения о прекращении огня, сторонами конфликта и международными организациями было выдвинуто немало предложений по методам и способам урегулирования конфликта, ни одно из них так и не получило полного одобрения. Каким видится решение этой проблемы в Баку на сегодняшнем этапе урегулирования конфликта?
     - Позиция Азербайджана заключается в том, что решение этой проблемы должно строиться на основополагающих принципах международного права. Сегодня есть определенные наработки со стороны международного сообщества, а также достигнутые и в ходе двусторонних встреч. То есть существует понимание, в каком русле мы должны вести наши переговоры, чтобы долгосрочный и прочный мир пришел в регион Южного Кавказа.
     Я считаю, что ситуация в мире изменилась и сегодня появились совершенно новые вызовы и угрозы международному сообществу. И в этом контексте политически стабильные, экономически развитые страны Закавказья дадут возможность адекватно отвечать на эти вызовы и угрозы. Это отвечает интересам всего мирового сообщества.
     Вопрос территориальной целостности для нас принципиален. Мы считаем, что поскольку все региональные страны строят демократические светские государства, то нормы и принципы международного права должны играть основополагающую роль и на них должна строиться вся система международных отношений. Принцип территориальной целостности незыблем, и мы категорически против того, чтобы границы любого государства изменялись насильственным путем.
     Если смотреть еще глубже, то этот вопрос в рамках построения демократичного общества может рассматриваться только в ракурсе свободного волеизъявления народа. То есть когда мы говорим о самоопределении какого-либо национального меньшинства, то основываться оно должно на добровольном и свободном решении. Помимо этого, самоопределение не подразумевает изменения территориальных границ государства. Самоопределение подразумевает только волю народа, который проживает на территории единого и неделимого государства. Мы считаем, что в первую очередь необходимо создать условия для свободного волеизъявлении людей, а эти условия должны строиться на соблюдении норм международного права. Таким образом, никто не имеет права без решения на то народа изменить территориальные границы государства.
     - И все же, какое из вынесенных на обсуждение международными организациями предложений по способу урегулирования конфликта наиболее приемлемо для Азербайджана? Может быть, это «Ки-Вэстские» предложения или «аландская модель»?
     - Международное сообщество, и в частности ОБСЕ как одна из ключевых организаций, имеющих мандат на урегулирование конфликта, в 1996 году в Лиссабоне уже определились о принципах урегулирования конфликта. И эти принципы не могут быть изменены.
     - Официальный Ереван настаивает на первоначальном определении статуса Нагорного Карабаха. Вопрос статуса является камнем преткновения в ходе переговоров?
     - Нельзя ставить телегу впереди лошади. Карабахский конфликт очень серьезен и чувствителен для обеих сторон. Если бы он не был настолько сложным, то, возможно, он бы нашел свое разрешение за тот период, в течение которого ведутся переговоры. Мы считаем, что сегодня именно в контексте изменения международной политической ситуации (в частности, в нашем регионе) есть возможность для дальнейшего достаточно серьезного продвижения переговоров вперед.
     - В ходе своей рабочей поездки в Нахичеванскую автономную область президент Ильхам Алиев выразил уверенность в том, что конечным итогом мирных переговоров станет возвращение территорий, занятых Арменией, и восстановление государственной целостности Азербайджана...
     - Вне всякого сомнения, одной из главных тем переговоров является вопрос вывода армянских войск с оккупированных территорий, потому что без возвращения огромного числа вынужденно перемещенных лиц трудно говорить о какой-либо справедливости в урегулировании конфликта. Поэтому когда мы говорим о ситуации с оккупацией территорий, то естественно, что она для нас неприемлема. Понимание этого со стороны мирового сообщества растет, и мы имеем в этом вопросе всестороннюю поддержку.
     - По утверждению как армянской, так и азербайджанской сторон ключи к решению проблемы Нагорного Карабаха находятся в Москве. Однако есть и другая точка зрения - о том, что эти ключи находятся в руках противостоящих сторон. Какие, по вашему мнению, шаги Москва должна сделать для того, чтобы снять наконец с повестки дня проблему конфликта?
     - Мы рассматриваем Российскую Федерацию как одного из наших главных стратегических партнеров. Мы были в составе одного государства очень долгое время и очень хорошо знаем и понимаем менталитет друг друга. Я сказал бы так: мы ждем, что Россия активизирует свою посредническую роль в урегулировании конфликта. В целом в последнее время это отчетливо наблюдается, и, естественно, мы это приветствуем. Мы считаем, что Москва наряду с другими сопредседателями ОБСЕ должна играть еще более активную роль в посредничестве.
     - По мнению директора Центра исследований Каспийского региона Гарвардского университета Бренды Шаффер, разрешение карабахского конфликта не стало приоритетом американской внешней политики, так как Вашингтон не видит в конфликте серьезных препятствий для успешной реализации своих энергетических проектов в регионе. В связи с этим, не кажется ли вам, что проблемы Южного Кавказа эффективнее было бы решать без участия государств, расположенных за пределами региона?
     - Мы стараемся избежать конфронтации интересов различных государств в нашем регионе и считаем, что для этого существует самая простая формула, заключающаяся в том, что мы рассматриваем регион как место международной кооперации. Для этого правительство Азербайджана прилагает соответствующие усилия. Мы считаем, что есть большой потенциал для достижения сбалансированного подхода к проблемам Южного Кавказа, когда взаимоотношения в регионе будут строиться на взаимопонимании, а не на соперничестве.
     - Возможно ли такое, если у США, России и Евросоюза интересы на Южном Кавказе несколько отличаются? Хотя конечно, у всех них общая цель - стабилизация политической ситуации в регионе...
     - Наша задача как раз и состоит в том, чтобы эти интересы совпали.
     - Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил о том, что Россия готова быть посредником в урегулировании конфликта, а в последующем и гарантом соблюдения достигнутых мирных соглашений. Как была воспринята данная инициатива официальным Баку?
     - Мы приветствуем предложения Владимира Владимировича. Мы считаем, что данное предложение как раз и есть та конкретика, о которой мы будем говорить. Освобождение оккупированных территорий, возвращение вынужденно перемещенных лиц, нормализация жизни в регионе должны иметь соответствующие гарантии безопасности, чтобы не было повторения конфликта. Форма гарантий станет вырабатываться в процессе переговоров. В этом контексте роль России чрезвычайно важна, так как она является одной из ведущих региональных держав. Самое главное - создать базу для последовательного решения вопросов урегулирования конфликта. Гарантом же выполнения договоренностей наряду с Россией могут быть и другие страны и международные организации.
     - Для гарантированного выполнения возможных достигнутых договоренностей, по всей видимости, необходимы какие-либо силы, способные жестко контролировать выполнение соглашений...
     - Это уже является предметом переговоров.
     - В последнее время многие отмечают, что взаимоотношения между Москвой и Баку заметно улучшились. По вашей оценке, это устойчивая тенденция?
     - Мне кажется, да. Я согласен с вашей оценкой, что взаимоотношения между Азербайджаном и Россией на сегодняшнем этапе вышли на новый уровень. С каждой встречей официальных лиц двух государств сфера взаимодействия наших стран неизменно расширяется и углубляется. Сегодня это сотрудничество двух равноправных партнеров. В экономической области у нас есть огромный потенциал для налаживания взаимовыгодного партнерства. С министром иностранных дел России Сергеем Лавровым мы нашли очень много точек соприкосновения и констатировали схожесть позиций по многим вопросам в политической сфере. Укрепляются связи и в области культуры. В частности, достигнута договоренность, что 2005 год станет годом культуры Азербайджанской Республики в Российской Федерации и соответственно 2006-й - годом культуры России в Азербайджане. Таким образом, потенциал у нас колоссальный, соответственно и возможности. Я думаю, что мы как добрые соседи станем и дальше наращивать двусторонние связи.
     Редакция выражает благодарность управлению информации и печати МИД Азербайджанской Республики за содействие, оказанное при подготовке интервью.
     
Наша справка

     Принципы Лиссабонского саммита: территориальная целостность Республики Армения и Азербайджанской Республики; правовой статус Нагорного Карабаха, определенный в соглашении на основе самоопределения, которое обеспечит Нагорному Карабаху самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; гарантированная безопасность для Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства обеспечить соблюдение положений урегулирования всеми сторонами.
     
Ветераны поздравляют краснозвездовцев

     На днях в редакцию пришло довольно необычное по теперешним временам письмо из Баку. В нем кроме теплых слов в адрес «Красной звезды» - четыре почетные грамоты. Вручить их редакционному коллективу, главному редактору газеты полковнику Николаю Ефимову и сотрудникам редакции полковникам Александру Бондаренко и Александру Кочукову решила секция ветеранов войны – однополчан Азербайджанской Республики.
     Редакционный коллектив удостоен почетной грамоты «за большие заслуги в деле пропаганды героики Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, плодотворную подготовку к 60-летию Победы, а также укрепление дружбы между народами и ветеранскими организациями стран СНГ».
     Воистину эта оценка дорогого стоит. Хотя бы потому, что умудренным жизненным опытом, повидавшим всякого на своем веку фронтовикам ни к чему лицемерить. Огромное спасибо вам, ветераны! За ваш интерес к поднимаемым на страницах «Красной звезды» проблемам, за столь высокую оценку нашего труда.
     Мы обязательно постараемся и впредь делать все, чтобы эта оценка не оказалась завышенной.
     Краснозвездовцы.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства