на главную страницу

25 Сентября 2004 года

Геополитика

Суббота

Балтийский транзит

Владимир СВИРИДОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     
Стратегия взаимовыгоды

     Еще несколько лет тому назад в Прибалтике считали маловероятным, что грандиозные российские портовые проекты смогут быть быстро реализованы. Прибалты полагали, что новые порты не смогут конкурировать с транзитными узлами в их странах, так как для возврата инвестиций придется вводить повышенные тарифы на перевалку грузов. Однако в России нашли выход из положения, применив малоизвестный на Западе способ построения бизнеса, который именуется тарифным инвестированием. Так, затраты на сооружение порта Приморск были включены в общий тариф на транспортировку нефти через магистральные нефтепроводы, а нефтяные компании сполна их оплатили.

     Появление новых портов заставило прибалтов отказаться от формулы «Нефть ваша – терминалы наши», когда легкие нефтедоллары сыпались на счета местных транзитных компаний словно из рога изобилия. Наступил новый период, теперь уже Россия диктует условия транзитных «игр».

     Рост собственных экспортных возможностей позволяет России более активно использовать при необходимости (защита своих национальных интересов в регионе) «нефтяной рычаг». Латвия уже почувствовала на своей экономике, к чему ведет сокращение транзита нефти. Российская сторона может пойти и на значительное сокращение поставок нефтепродуктов через прибалтийские порты. Этому, кстати, благоприятствует расширение экспортных возможностей порта в Высоцке и большие планы государственной компании «Транснефтепродукт».

     Известно, что глава российского правительства Михаил Фрадков одобрил планы «Транснефтепродукта» по проекту «Север», признанному стратегически важным для Российской Федерации. Речь идет о строительстве нефтепродуктопровода Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск. В случае реализации этого проекта российские нефтяные компании смогут экспортировать светлые нефтепродукты через отечественные порты, минуя территории государств Балтии. Продуктопровод протяженностью 1.309 км будет строиться в три очереди. Полная мощность системы должна составить 24,6 млн. тонн нефтепродуктов в год. Строительство по проекту «Север», вероятно, начнется уже в IV квартале этого года и завершится в конце 2006 года.

     Однако в ближайшие годы отечественные порты все же полностью не решат задачу экспорта российских углеводородов через Балтику. Дело в том, что экономика России, как предполагается, будет по-прежнему потреблять лишь незначительную часть добываемой нефти (сейчас – около трети извлекаемой из российских недр нефти, включая продукты ее переработки). Рост же добычи будет оставаться довольно высоким по просьбе западных партнеров России. На недавней встрече со своими коллегами из Франции и Германии глава нашего государства заявил, что российские компании продолжат увеличивать добычу и экспорт нефти на мировые рынки. Владимир Путин подчеркнул, что «добычу увеличивают все без исключения российские компании и все компании будут делать это в дальнейшем». Со своей стороны канцлер Германии Герхард Шредер отметил, что решение России увеличивать добычу и экспорт нефти «очень важно». «У нас были определенные опасения на перспективу, что иначе может пострадать мировая экономика», – пояснил он.

     Наша справка
     В 2002 году в России было добыто 380 млн. тонн нефти, в 2003 году – 421 млн. тонн, а в 2004 году предполагается довести добычу до 450 миллионов тонн. В 2010 году добыча нефти в России может составить порядка 490 млн. тонн и возрасти до 520 млн. тонн к 2020 году. К 2010 году объем переработки нефти может достигнуть 200 млн. тонн, а к 2020 году – 215 млн. тонн. Большая часть нефти и нефтепродуктов будет экспортирована. В 2003 году Россия экспортировала, по официальным данным, 228 млн. тонн нефти, в текущем году планирует выйти на цифру в 255 миллионов.
     Основным рынком экспорта российской нефти и нефтепродуктов в настоящее время является Европа. На этот рынок приходится порядка 90 процентов экспорта, и сложившаяся транспортная инфраструктура страны ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей этого региона. Поставки нефти из России обеспечивают сейчас треть потребностей Германии. В первом полугодии 2004 года объем экспорта российской нефти в Германию составил 18,1 миллиона тонн, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 10,3 процента. Ожидается, что рынок стран Западной и Центральной Европы останется для нефтяного сектора России крупнейшим на предстоящие 20 – 25 лет.


     В ситуации, когда внутреннее потребление нефтепродуктов в России будет расти крайне медленно (примерно на 0,5 – 1 процент в год) и нефтеотрасль ориентируется на удовлетворение растущих потребностей экономики промышленно развитых стран Запада, стремящегося к диверсификации нефтяных потоков, значение балтийского направления и экономического взаимодействия с государствами Балтии будет расти.

     Наряду с ростом экспорта нефти России предстоит увеличивать вывоз нефтепродуктов: тяжелых мазутов, дизельного топлива, бензинов и смазочных материалов. Поэтому надо быть реалистами: в условиях нехватки своих транспортных возможностей (большинство из строящихся нефтетерминалов ориентировано пока на экспорт сырой нефти) Россия не сможет полностью отказаться от взаимодействия с прибалтами. В части экспорта балтийские страны со своими технически оснащенными портами будут пока представлять повышенный интерес для российского нефтяного комплекса. Сохранит свое значение и фактор незамерзания основных прибалтийских портов в отличие от российских, что наглядно подтвердила позапрошлая суровая зима.

     Кроме того, с приемом балтийских стран в Евросоюз и ожидаемым их переходом на единую европейскую валюту возникает принципиально новая ситуация, когда товарные потоки, следующие из России и СНГ в Латвию, Литву и Эстонию, будут поступать непосредственно на внутренний рынок ЕС. Правда, на их пути станут Шенгенское соглашение по визам, высокая плата за транзит наземного транспорта, квоты на поставки товаров из России. И все же страны Балтии могут оказаться идеальным плацдармом для более энергичного освоения европейских рынков российским бизнесом. Прежде всего потому, что всякий товар, получивший здесь соответствующую сертификацию, будет иметь право сбыта на всем европейском пространстве. К этому следует еще добавить единую колею железных дорог, обширную практику работы прибалтийских банков с рублевыми платежами, определенную схожесть наших менталитетов.

     В этой связи налаживание отношений с Латвией, Литвой и Эстонией, развитие сотрудничества в сфере транзита товаров и энергоносителей через территорию Балтии являются для России важным элементом общей стратегии выстраивания устойчивых взаимовыгодных отношений с широким регионом Северной Европы и континентом в целом. Важно при этом, чтобы российский бизнес стал проявлять живой интерес к усилению инвестиционного присутствия в странах Балтии. Хотя сделать это непросто. Особенно если учесть, что за последние десять лет балтийские страны обрели в России крайне нелицеприятный имидж. Стала даже формироваться радикальная точка зрения, будто Прибалтика вообще не нужна России: мол, чем меньше с ней деловых и политических контактов, тем лучше. Одним словом, прибалтийская политическая элита так много сделала для создания в России нелицеприятного имиджа своих государств, что с аналогичной задачей, даже получив крупные гонорары, едва бы справились самые крупные специалисты по пиару.
     


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства