на главную страницу

30 Сентября 2004 года

Армия и общество

Четверг

Премия за правду

Олег ГРЯЗНОВ.



За документальный фильм «Я – десантник!» помощник командира 7-й воздушно-десантной дивизии гвардии майор Владимир Зуев удостоен престижной награды – премии Артема Боровика. После возвращения из Москвы в Новороссийск наш внештатный корреспондент встретился с офицером.

     - В этом фильме – мое отношение к Воздушно-десантным войскам. Я выражаю его через имена и лица солдат, офицеров, генералов – как живых, так и погибших, – рассказывает Владимир Зуев. - Когда монтировал видеокадры, отснятые за последние десять лет, хотел показать зрителю не парадную часть нашей службы, а «обратную сторону геройских медалей».
     Владимир, с которым мы беседуем в киностудии «ВДВ», запускает кассету с фильмом и по ходу ленты делает дополнительные комментарии:
     - Название фильма я взял из слов Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова, который двадцать семь лет командовал Воздушно-десантными войсками. Легендарная личность. Благодаря его настойчивости в войсках появились боевые машины десанта, обладающие большой огневой мощью и маневренностью, способные плавать и десантироваться из самолетов военно-транспортной авиации. При нем впервые было испытано и стало реальностью десантирование внутри БМД части экипажа. И первый человек, который совершил такой прыжок, был сын командующего Александр. Звезду Героя Российской Федерации за это он получил только спустя двадцать лет, уже после смерти отца. Сам Маргелов не считал это подвигом… Тогда внутри БМД десантировались только два человека. Сейчас прыгает весь экипаж – семь человек. Сделано это было уже в бытность командующим войсками генерал-полковника Георгия Шпака. Такой тип десантирования занесен в Книгу рекордов Гиннесса, и я его снимал.
     Это курсанты Рязанского училища, – Владимир возвращает нас к фильму, – все они продолжатели десантных династий. А вот этот уникальный трюк я «поймал» в нашем соединении, где БМД делает разворот на 720 градусов. Эти кадры в августе 1993 года снимал в Каунасе своей первой видеокамерой - свадебным подарком. Последний эшелон советских войск уходит из Литвы. На плацу полка трогательное прощание с ветеранами-десантниками. Мы оставляли там наших «дедов», сами уезжали в Россию.
     …Вот Женька Родионов, мой друг. Он погибнет в Чечне в январе 1996 года. У меня - дочь Вика, и у него – Вика. Они родились с разницей в пять дней. В одном бою с Женькой погиб еще один разведчик – Виктор Гнып. Его жене тогда было 19 лет и 1 января она родила ребенка. 2 января позвонили Виктору в Чечню и сообщили, что у него сын родился, 3-го он вышел на задание, а 5-го - погиб. На следующий день после трагедии Оксану забирали из роддома наши ребята-разведчики…
     В мае 1996 года я сделал первые съемки о чеченской войне в Грозном. В фильме я хотел показать, что война – это лишь какой-то процент боевых действий, а в основном – адская работа. Грязная, изматывающая, когда люди испытывают невероятное напряжение духовных и физических сил неделями, месяцами. Сама служба проходит в грязи: на войне нет дорог…
     А вот наш защитник-солдат, – продолжает комментировать кадры своего фильма майор Владимир Зуев, – молодой пацан, рваные штаны, изношенные ботинки, чумазое лицо. Он целый день на солнце, а воды, чтобы умыться, простирнуть форму, - мизер. На ленте есть кадры, где мальчишки, как верблюды, навьюченные оружием и боеприпасами, не могут подняться на борт машины – каждый несет на себе более 60 килограммов. Это как раз тот момент, когда наши ребята отправляются на штурм горы Алилен (Ослиное ухо) в Ботлихском районе Дагестана, откуда «духи» вели обстрел нашей группировки. Из 60 человек там погибли 12, раненых было 25…
     Вот сержант Попов, москвич, разворачивает флаг ВДВ. Через несколько часов он погибнет. На сороковой день на его могиле умрет мать, – Владимир делает стоп-кадр и поясняет дальше:
     – Вот единственный момент, где камера захватила командира батальона Серегу Костина. Не знаю, почему, но я его «не видел», как будто его уже нет. Погибшего командира снес на себе с горы его товарищ и заместитель Эдик Цеев – вот он, Эдик, у него вся спина в крови лучшего друга…
     Наши с Ослиного уха всех раненых вынесли и всех убитых.
     А это командир роты капитан Денис Сергеев. Он был ранен, но не оставил поля боя.
     Штурмовать Ослиное ухо надо было еще и потому, что оттуда «духи» обстреливали наши «вертушки». В одном из вертолетов в результате попадания был ранен бортмеханик. В другом – полностью погиб экипаж под командованием Героя России подполковника Юрия Наумова, который прошел Афганистан, Закавказье, первую чеченскую. На этом вертолете прилетел тогда в Дагестан начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин. Спустя 40 минут «вертушка» была уничтожена прямым попаданием ПТУРа. Горящие части вертолета начали падать на расположенную рядом артиллерийскую позицию, ящики с боеприпасами. Я снимал, как солдаты ползали под обстрелом к горящим частям вертолета и тушили их… Признаюсь, в тот момент я испытал сильнейший шок. Ведь я не оператор-профессионал, я офицер. И с этой точки зрения снимать, как гибнут люди, – это ненормально. Сначала я уводил камеру, но в какой-то момент понял, что эту правду надо снимать. Наверное, тогда я и стал журналистом.
     Вообще никогда не думал, что телевидение какой-то стороной войдет в мою жизнь, – Владимир отключает монитор. – Военная карьера начиналась у меня хорошо: через девять месяцев после выпуска из училища я стал замкомандира отдельной разведроты, через полгода мне прочили должность командира роты. Дальше судьба распорядилась по-своему: из-за полученных травм в результате автомобильной аварии командирская стезя оказалась для меня закрытой. Каждый год приходилось ложиться в госпиталь – так пришлось стать начальником клуба…
     А фильм «Я - десантник!», – признался напоследок майор Владимир Зуев, – смонтировал за четыре дня. Прошлым летом я показал свой материал режиссеру «Мосфильма» Игорю Черницкому. Он, посмотрев мой материал, сказал: «Это же готовый фильм!»
     Смонтировав 47-минутную документальную ленту, я сразу повез ее на межрегиональный фестиваль военно-патриотического кино «Форпост». Стал его дипломантом. И теперь, уже не боясь прослыть дилетантом, представил его на конкурс Артема Боровика в Москву. Что из этого получилось, вы уже знаете...


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства