Принято считать, что в истории войн, включая новейшую, всего имелось шесть видов войн, и каждой из них соответствовал свой психологический портрет воина. В зависимости от применяемого оружия изменялся характер ведения войн, а также психология мышления и поведения воина.
Войны первого типа относились к временам массового применения холодного оружия (от дубины до арбалета) в период от первобытного до феодального общества. В этот период психология воина характеризуется как психология физической силы. Войны второго типа относились к применению пороха и гладкоствольного оружия в период феодального общества, этому периоду соответствовала психология воина, характеризуемая как психология строя. Массовое применение нарезного стрелкового и артиллерийского оружия в период становления капиталистического общества привело к войнам третьего типа с психологией воина, характеризуемой как психология маневра. В период раннего индустриального капиталистического общества начавшееся применение танков, самолетов, средств связи привело к появлению войн четвертого типа с психологией воина, характеризуемой как психология управления. Создание ядерного и термоядерного оружия в период развитого индустриального капиталистического общества создало предпосылки к появлению войн пятого типа с психологией воина, характеризуемой как психология устрашения. В настоящее время в период постиндустриального капиталистического общества, развитых рыночных и централизованно управляемых экономик применение в боевых действиях компьютерной техники, высокоточного оружия привело к появлению шестого вида ведения войны – дистанционного, с психологией воина, характеризуемой как психология предвидения.
Дистанционная война - это вооруженная борьба с противником на расстоянии в отсутствии непосредственного соприкосновения с ним и визуального контроля за его действиями. Прообразом дистанционных войн служат как дистанционная точечная боевая операция наших вооруженных сил по ликвидации Дудаева, так и последние войны США под кодовыми названиями «Буря в пустыне» и «Шок и трепет». В этих войнах США против Ирака отчетливо проявилось полное информационное превосходство США над противником в сборе, обработке и передаче информации потребителям в частях и подразделениях в реальном масштабе времени.
Психология предвидения, решающая задачу быстрого реагирования на ситуацию или несколько ситуаций, развивающихся с различной длительностью времени, подразумевает высочайший уровень подготовленности специалистов и качества информации, предъявляемой пользователю по достоверности и по параметрам, обеспечивающим повышенный уровень ее восприятия, осмысления и усвоения.
Специальная деятельность воина, к которой относится ведение дистанционных боевых действий, поддержка сложнейшей военной техники в состоянии боевой готовности (в том числе находящейся на расстоянии от него) требует специальных методов развития его интеллекта. Прежде всего в части содержательности мышления, совершенствования умений и навыков в мыслительной деятельности, обеспечивающей принятие решений опережающего характера.
При любом процессе обучения при помощи преподавателя воин является прежде всего носителем методики обучения и учебной информации. Подготовка специалистов для ведения дистанционных боевых действий с привлечением только преподавателей наталкивается на решение проблемы сложности дидактической информации, которой должен владеть обучающий, и процессов применения ее в учебных целях. Эта проблема успешно решается с использованием компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением, реализующей направленные методы обучения.
Подготовка личного состава вооруженных сил к дистанционным войнам может вестись с применением как аппаратурных, так и информационных средств, имитирующих реальные объекты и реальную окружающую среду. Аппаратурные имитации реальных объектов (тренажеры) в отличие от информационных имитаций (симуляторов) из-за определенных ограничений (конструктивных, функциональных и т.д.) не могут по своей сути функционировать в глобальных взаимосвязанных и взаимодействующих системах - как реальных, так и виртуальных, разнесенных или совмещенных в пространственно-временных координатах, что приведет к значительному росту применения для подготовки к дистанционным войнам симуляторов.
Симуляторы в виртуальном информационном пространстве позволят имитировать стратегическую, оперативную, тактическую, техническую военную деятельность, в том числе дистанционную, как личного состава вооруженных сил, так и их формирований различного назначения.
Психология воина дистанционных войн - это психология человека, в совершенстве владеющего дисплейными и дистанционными методами обучения, управления оружием, ведения боевых действий.
Подготовка к дистанционным методам ведения войн должна вестись с помощью внедрения в военную техносферу базовых и прикладных информационных технологий, направленных на управление процессами, протекающими в информационном пространстве военной деятельности. Уровень внедрения в военную сферу государства информационных технологий по существу определяет готовность армии этого государства к ведению дистанционных войн.
Информационно-интеллектуальная ноон-технология предназначена не только для решения главной задачи формирования семантики (содержательного функционирования) мышления и управления его интеллектуальной деятельностью, но и для управления другими психическими состояниями, связанными с мышлением (сознанием, мотивациями, волей, вниманием, эмоциями).
В дистанционных войнах будут применяться взаимодействующие между собой реальные и виртуальные информационные пространства деятельности. При этом в виртуальных информационных пространствах будут приниматься предварительные решения и отрабатываться их исполнение, а в реальных информационных пространствах они будут корректироваться и исполняться с учетом изменений в развитии реальных ситуаций в текущем режиме времени. Тем самым решается задача прогнозирования с учетом текущих пространственно-временных координат и функционирования каких-либо процессов в реальной материальной среде.
Одним из вариантов решения этой задачи является достаточно простой и эффективный метод обеспечения параллельного совмещенного или разнесенного восприятия реальной и виртуальной экранной информации, контролируемой и управляемой человеком. В сложных технических системах, обеспечивающих взаимодействие виртуальных и реальных информационных пространств, будет реализован между этими пространствами обмен данными, управляющими командами, сигналами контроля, текущей информацией, воспринимаемой из внешнего мира.
Значительное повышение эффективности взаимодействия виртуальных информационных пространств (ВИП) с реальными может быть достигнуто применением в технических устройствах, обеспечивающих это взаимодействие, специальных решателей слабо формализуемых задач, в том числе при недостатке времени, поступлении противоречивой и недостоверной информации, непредсказуемом развитии ситуаций с использованием знаний (обобщенного опыта) специалистов экспертов.
В ВИП может быть реализована возможность контроля за ситуациями и управления их развитием на логическом уровне, в том числе определяемой формулой «если… то…», при необходимости в отсроченном, остановленном, текущем или опережающем режиме времени.
Для подготовки к дистанционной войне и ведения ее требуется создание виртуальных информационных пространств, в которых осуществляются деятельность и взаимодействие с реальными информационными пространствами с массированным применением информационных интерпретационных и имитационных моделей для обеспечения прогнозируемого управления развивающимися ситуациями и тотального контроля при этом над «человеческим фактором». Решению этой задачи в значительной мере будет способствовать развитие и внедрение в инфо-техносферу ВС РФ ноон-технологии создания (представления), освоения, применения знаний, управления интеллектом человека.
На снимке: Симулятор стрельбы из танка в виртуальной информационной среде, имитирующей реальную среду (боевую обстановку).