на главную страницу

14 Октября 2004 года

Армия и общество

Четверг

«Я выбрал профессию - Родину защищать»



Почему молодые люди надевают курсантские погоны? Чем отличается военное образование от гражданского? Готовы ли выпускники служить в «горячих точках»? Ответы на эти и другие вопросы мы получили во время заседания «круглого стола», проведенного в конце минувшего учебного года в Михайловском военном артиллерийском университете. Хотя некоторые из участников этой встречи - курсанты и слушатели высших военно-учебных заведений Санкт-Петербурга - сегодня уже стали офицерами, тема разговора своей актуальности не потеряла. Его участниками были старший лейтенант медицинской службы Михаил СУХИНИН, старший сержант Дмитрий ЗАЙЦЕВ, главный старшина Владимир ОСТРОМЕНСКИЙ, курсант Константин КОЗЛОВ - Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова; подполковник Сергей СКРЫЛЕВ, старший сержант Алексей ХАМИДОВ, младший сержант Станислав МИХАЙЛОВСКИЙ, курсанты Алексей БОГАЧЕВ, Алмаз ГИНИЯТОВ и Владимир ПОПОВ - Михайловский военный артиллерийский университет; старший сержант Дмитрий ГОРБАЧЕВ, курсанты Татьяна ЖАЛНИНА и Владимир РОМАНОВ - Военный университет связи им. С.М. Буденного; кавалер ордена Мужества и медали «За отвагу» старшина Тимур ГАДЖИЕВ, старший сержант Ярослав ОВЧАРОВ, курсанты Александр КАРАВАЕВ и Александр КОРОБКОВ - Военный инженерно-технический университет; курсанты Георгий БОБРЫШЕВ, Роман КУЗНЕЦОВ и Глеб ХРИПУНОВ - Военный институт физкультуры.
Вел заседание полковник Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».

     - Мы много говорим о преемственности традиций. А что знаете вы, воины XXI века, про своих дедов и прадедов, участвовавших в Великой Отечественной войне?
     Остроменский: У меня воевали оба деда. Один - в разведке старшим лейтенантом, кавалер пяти боевых орденов. Второй дед прошел всю войну солдатом, у него также много боевых наград.
     Гиниятов: А мой был капитаном медицинской службы и тоже прошел всю войну - был в Венгрии, брал Берлин.
     Зайцев: Мой дед служил танкистом и тоже дошел до Берлина. Кавалер орденов Славы и Красной Звезды, он участвовал в битвах под Сталинградом и под Курском.
     Гаджиев: У меня два деда под Сталинградом воевали. Один погиб, второй был ранен, но потом дошел до Берлина.
     Караваев: Мой прадед - Герой Советского Союза Григорий Кунавин. При освобождении польской деревни Герасимовиче он закрыл своей грудью амбразуру дзота.
     1 сентября в этой деревне в 1-м классе ученикам рассказывают о подвиге моего деда! И там, и в городе Каменск-Уральский ему установлены памятники.
     Коробков: А мои прадеды подвигов не совершили, наград не получили. Просто они защищали Отечество и за него погибли.
     Попов: И у меня прадеды погибли - один еще в финскую, на линии Маннергейма, а второй, старший лейтенант, - под Москвой...
     - А почему вы сами решили стать военными?
     Горбачев: Мои отец и дед были связистами, и я по их стопам пошел. Дед был майором, отец - подполковником. Думаю, дойду до полковника. А будущие мои дети пусть генералов получают...
     Сухинин: У меня в семье много врачей, вот и я решил выбрать врачебную специальность. ВМА выбрал потому, что здесь очень хорошо готовят врачей-хирургов.
     Караваев: Военным я хотел стать с детства, а поступать в ВИТУ решил после того, как узнал, что там открыта новая специальность: обеспечение морально-психологического состояния войск. Думаю, что на поприще военного психолога смогу раскрыть себя в полной мере.
     Романов: Я жил в военном городке, и вся семья у меня военная. Военный университет связи - один из самых престижных, дает очень хорошее образование.
     Зайцев: В свое время я работал в городской больнице, и однажды к нам поступил тяжелый больной. Спасти его смог только один человек, и когда я поинтересовался, где же готовят таких врачей, он мне рекомендовал поступать в ВМА...
     Гаджиев: Я служил в Пскове, воевал на Кавказе... Потом вернулся домой, в Дагестан, оценил обстановку, посоветовался с родителями и решил по своей специальности - у меня техническое образование - поступить в Военный университет. Чтобы стать офицером, защищать Родину, быть достойным человеком.
     Жалнина: Про Военный университет связи я узнала, когда у нас в школе проводилась агитация. Подумала, что интересно получить профессии военного переводчика и специалиста по автоматизированным системам управления. В семье у меня военных нет, но решила попробовать.
     Коробков: У меня тоже в семье военных нет, но ВИТУ единственный в России выпускает высококвалифицированных специалистов по нашей специальности. Отличное образование дает!
     - Существенно ли отличается подготовка специалистов в военном вузе от обучения в гражданском? Многие считают, что кадры для армии в основном должны «ковать» военные кафедры...
     Горбачев: А знаете, что даже на «гражданке» военные востребованы больше, чем гражданские специалисты? Самые «котируемые» в Питере специалисты по математическому программному обеспечению вычислительной техники - в «Можайке» и у нас. Потом уже - выпускники гражданских вузов.
     Бобрышев: А чем можно заменить наш единственный в мире институт, выпускающий именно военных специалистов с высшим образованием по физической подготовке? У нас своя специфика - мы ведь не просто спортсмены или тренеры.
     Кузнецов: Хотя мы совершенствуемся в своих видах спорта, но занимаемся также и очень большим количеством других видов... Мы в первую очередь военные, только у нас специальность - начальник физической подготовки полка.
     Сухинин: Врач на подводной лодке или на надводном корабле, как правило, один. В море ему за советом обратиться не к кому, и он должен быть способен сделать все - от первичной медицинской помощи до нормальной врачебной...
     Козлов: ВМА предоставляет нам возможность реальной клинической работы. В силу коммерциализации и стандартизации медицины гражданские вузы теряют хорошую российскую традицию: обучение студента у постели больного. Происходит то же, что в Европе и в США, - наши коллеги начинают работать с больными только после получения диплома...
     Остроменский: Большое значение для обучения имеют организация и порядок, свойственные военной системе. Может, люди и идут в военные училища, именно чтобы делом заниматься!
     Коробков: Действительно, выпускник военного вуза более организован, а потому в экстремальной ситуации будет действовать намного быстрее и увереннее.
     Гиниятов: В отпуске я встречался с моими одноклассниками - студентами. У них там преподаватель продиктовал лекцию - и ушел... А наш профессорско-преподавательский состав к нам как к родным относится! Готовя специалистов для армии, они готовят нас как бы для себя. Если возникают проблемы, преподаватель и в свободное время приходит на помощь курсанту.
     Горбачев: Хотя порой учиться просто нет времени! Служба в наряде, уборка территории, какие-то работы... Но всем хочется в отпуск поехать, а потому мы все трудности преодолеваем.
     Михайловский: Здесь учишься распределять свое время. Сейчас для меня десять минут - огромное время, за которое я могу, допустим, подготовиться к нескольким предметам...
     Богачев: Здесь все живут одним коллективом, и потому не только выполняют свою задачу, но и учатся действовать в составе подразделения, группы. Это развивает коммуникабельность, учит общению гораздо больше, чем в гражданском вузе.
     Гиниятов: К тому же курсанты - универсальные люди, их учат буквально всему, начиная от того, как подшиваться, чистить сапоги, и заканчивая тем, как запускать ракеты. Если у курсанта голова на плечах, то после военного вуза он умеет делать все.
     Коробков: Большой плюс военного образования состоит еще и в том, что курсант находится на государственном обеспечении. Его всегда накормят, обмундируют...
     Романов: Из нас прежде всего готовят командиров, а эти навыки везде пригодятся. Даже если пойдешь на «гражданку», то спокойно станешь менеджером, администратором...
     Козлов: Любая профессия исторически развивалась в условиях войны: и медицина, и строительство, и связь... Поэтому военные вузы предполагают более высокий уровень знаний.
     - Чем же именно интересна учеба в вашем вузе?
     Караваев: ВИТУ дает надежную путевку в жизнь. Наш выпускник необходим на производстве, в строительстве и для обеспечения соответствующих процессов.
     Овчаров: Я всегда хотел понять технологию строительного производства - с чего вообще начинается каждая стройка. ВИТУ дает мне именно такие знания!
     

     «Считаю, что мы должны построить учебно-педагогический и воспитательный процесс таким образом, чтобы сохранить за офицерами, нашими выпускниками, звание элиты российского общества. Мы должны готовить и воспитывать патриотов, амбициозных специалистов, беззаветно любящих военное дело, современно мыслящих и обладающих чувством нового, поддерживающих лучшие традиции Вооруженных Сил».
     Из разговора с начальником Михайловского военного артиллерийского университета генерал-майором Владимиром КОНСТАНТИНОВЫМ.

     

     Хрипунов: Самое интересное для меня в Военном институте физкультуры - его гуманитарная направленность, широкий охват предметов, которые мы изучаем. Хотя все зависит от личности, от человека. Я уверен, что интересное найдешь для себя всегда и везде - главное, только захотеть...
     Богачев: Действительно, все от тебя зависит. Интересным может быть все - общение с людьми, изучение учебных дисциплин, служба. Я именно так и стараюсь жить, поэтому мне сложно выделить что-то... Скажу так: в МВАУ мне нравится все.
     Остроменский: ВМА интересна тем огромным опытом, который передает нам профессорско-преподавательский состав. Прежде всего это боевой опыт, полученный в «горячих точках». Многие предметы преподаются на качественно другом уровне, чем в обычном медицинском вузе.
     Сухинин: Академия - один из крупнейших и старейших вузов города, любая его больница может быть нашей базой. С точки зрения медицины ВМА оснащена по последнему слову техники.
     Зайцев: Причем она дает абсолютно разносторонние знания - у нас серьезно преподаются военные науки. В частности, наш курс в полном составе проходил парашютно-десантную подготовку, за месяц в нас буквально вдолбили все азы жизни десантника...
     Жалнина: Для меня интереснее всего оказался курс молодого бойца. Когда девушка начинает рыть окоп, стрелять из автомата - это, наверное, очень забавно смотрится, а нам самим было просто весело идти на каждый урок тактики! Вообще теперь я посмотрела на жизнь другими глазами. Я реально понимаю, чего хочу, как буду этого добиваться...
     Попов: В Артиллерийском университете я нашел для себя то, что искал. Выезжать на полевые выезды, стрелять - это мое!
     Михайловский: Мне нравится наш университет прежде всего тем, что он - артиллерийский. Меня с детства привлекала фраза: «Артиллерия - бог войны», и больше всего мне нравятся военные дисциплины, когда ты буквально чувствуешь военную атмосферу...
     Горбачев: Главным приобретением в Университете связи для меня стали друзья. Это, по-моему, в жизни самое главное.
     Зайцев: Я тоже считаю, что главное - воинская дружба. Тому, с кем подружились во время службы, курсантской учебы, не страшно доверить в бою свою спину.
     Гиниятов: Мне также очень нравится тот коллектив, в котором я здесь нахожусь, - очень дружный, очень крепко сложен. Я думаю, наша курсантская дружба будет длиться всю жизнь.
     Сухинин: Людей военных объединяет и принадлежность к одному вузу. Мне приходится сталкиваться с выпускниками ВМА разных лет - им интересно общаться, они более открыты друг для друга.
     Скрылев: Нас также объединяет и сама принадлежность к военному сословию. Здесь, в МВАУ, мне более всего интересно общение с офицерами, которые приехали из разных уголков страны... А в ходе занятий, семинаров мы поднимаемся на более высокую ступень - ведь после обучения за спиной у нас будет уже больший воинский коллектив, гораздо большая огневая мощь.
     Гиниятов: Военная служба очень сильно отличается от других видов человеческой деятельности: только в армии начинаешь по-настоящему ценить и свободное время, и возможность общения...
     Попов: Служба дает и какие-то иные возможности. До поступления в МВАУ я мог только по телевизору видеть знаменитые музеи Петербурга. А здесь так организован досуг, что я посетил их просто огромное количество раз...
     - Но ведь по выпуске большинству из вас придется ехать и в дальние гарнизоны, и в «горячие точки». Перспектива смущает?
     Сухинин: Для офицера «горячая точка» - это тот экзамен, ради которого он и учился, который покажет, на что он способен и чему выучился. Вместе с тем это приобретение боевого опыта, повышение квалификации. Если человек хочет стать настоящим офицером, побывать там нужно.
     Скрылев: В 1992 году я попал на Кавказ, где начался осетино-ингушский конфликт, потом - первая чеченская кампания. И страшно было, и тяжело. Но мы справились - мы защищали конституционный строй России. Потом началась «контртеррористическая операция» и нам опять отдали приказ... Я отдал Кавказу треть жизни и хотел бы вернуться туда, чтобы поделиться своим опытом с молодыми офицерами, с солдатами...
     Жалнина: Думают, что девушкам в армии достается самое легкое и никаких «горячих точек»; что им просто нравится носить красивую военную форму. Это не так! Поступая сюда, мы сами для себя определили, что идем именно служить. Если нас определят в «горячую точку», мы поедем. Ведь мы, так же как и мужчины, приняли присягу и тоже защищаем свою Родину.
     Гаджиев: Если меня направят в «горячую точку», конечно, поеду. Работы там будет больше, а так как я все это прошел, то знаю, как в каких обстоятельствах действовать... Вообще ребята, которые там служили, «тормозить» не будут.
     Остроменский: Нет большей чести, чем защищать Родину. Недавно в фильме я услышал хорошую фразу: раз ты - защитник Отечества, то должен защищать каждого человека своего Отечества, нравится тебе это или нет. Это твой долг.
     Караваев: В марте 2000 года под Ведено бандиты напали на колонну Пермского ОМОНа. Самолеты с гробами приземлялись в том аэропорту, где служил мой отец. Я участвовал в церемонии прощания с этими офицерами... Я обязательно поеду туда, чтобы самому во всем разобраться, отомстить...
     Горбачев: Отучившись четыре года, я прекрасно понимаю, что если ты военный, то должен участвовать в боевых действиях. Своим примером офицер должен показывать не только знание техники, но и то, что он готов пролить кровь за Отечество. Только тогда он может с гордостью сказать, что он настоящий офицер!
     Хамидов: Я родился в Таджикистане и видел всю заваруху, которая начиналась в 1990-х... И то, как школы БТРы охраняли, и талибов... После выпуска я хотел бы вернуться в Таджикистан, в 201-ю дивизию.
     Гиниятов: Отец у меня служил в Грузии, когда в 1991 году оттуда выводили наши войска. Помню, как пришли боевики, чтобы занять нашу территорию. Как они расстреливали местных жителей - людей, которых я знал. Я был маленьким и боялся... Но теперь я готов ехать в любую «горячую точку».
     Зайцев: У нас в академии очень много курсантов неоднократно высказывали желание проходить службу в любой «горячей точке». И не слышал, чтобы кто-то отказался от этой службы. Я знаю, что у нас многие врачи, офицеры просятся съездить в командировку...
     - А что, по вашему мнению, отличает военного человека, какие качества присущи настоящему офицеру?
     Горбачев: Слово «офицер» для меня всегда ассоциируется со словом «честь», а в этом понятии соединены и доблесть, и отвага, и смелость, и честность, и ответственность - все абсолютно!
     Гиниятов: Военный человек узнаваем даже в гражданской одежде - по походке, выправке, поведению...
     Романов: Военный отличается самостоятельностью и решительностью. В любой крайней, критической ситуации военный будет пытаться найти верное решение...
     Скрылев: Военный человек изначально чувствует возложенную на него ответственность - он по своей профессии является защитником Родины, своей семьи, своего дома... А качества, прежде всего необходимые для военного человека, - честность, преданность Родине, твердость характера и духа.
     Козлов: Добавьте к этому еще и наличие военной смекалки!
     Михайловский: В качестве главного отличия настоящего военного человека я бы назвал «многофункциональность». Задай любому выпускнику нашего Артиллерийского университета вопрос по любой отрасли знаний - он хоть что-нибудь да ответит...
     Попов: Еще в школе я определил пять основных качеств военного, которые стараюсь в себе выработать: достоинство, упорство, стойкость, рассудительность и справедливость.
     Овчаров: Не забывайте, что военнослужащий должен быть вежливым и культурным человеком. По одному военнослужащему судят обо всей армии в целом.
     Жалнина: Надев форму, ты на самом деле понимаешь, как ты должен вести себя в обществе и... сколько ты себя при этом лишаешь! А самыми главными качествами военного человека я считаю храбрость, честь и благородство. И также еще - патриотизм.
     Караваев: Офицер не только сам должен быть патриотом, но обязан прививать эту любовь молодому пополнению. Прежде всего за счет личного своего примера. Команда «Делай, как я!» в армии во все времена была в почете...
     - В чем видите вы смысл этого воспитания?
     Хрипунов: Главное для военнослужащего - твердость духа и та уверенность в своей правоте, которая позволяет ему, не раздумывая, отдать свою жизнь, защищая Родину. Эти качества мы и должны воспитывать у подчиненных.
     Козлов: Служба дает навык управления, умение грамотно, профессионально руководить. Оно начинается с минимальных азов, когда руководят тобой...
     Сухинин: Настоящий военный человек способен в нужный момент подчиняться и беспрекословно выполнять приказ, а когда нужно - сам отдавать приказы и требовать их исполнения.
     Богачев: Речь идет не просто о руководстве, но еще и о командовании на поле боя... Командир несет ответственность за жизнь тех, кто ему подчинен. Поэтому не важных качеств для военного нет - ему во всем надо быть первым.
     Зайцев: Еще я считаю, что военные отличаются чувством милосердия. У людей, наделенных оружием, должно быть ясное понимание, когда это оружие нужно применить, а когда - нет...
     Гаджиев: По-моему, отличие настоящего военного человека в том, что он все время стоит на боевом дежурстве. Поэтому пока гражданский будет думать, что произошло, и решать, что ему делать, военный уже начнет действовать в интересах дела... Это я добавляю ко всем ранее сказанным словам.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства