на главную страницу

16 Октября 2004 года

Армия и общество

Суббота

Служить бы рад…но мало платят

Николай ЛИТКОВЕЦ, «Красная звезда».



     Осенью прошлого года бригаде дизель-электрических подводных лодок Тихоокеанского флота поставили задачу начать переход на контрактный способ комплектования экипажей. Тогда в экипаже субмарины, которой командует капитан 2 ранга Павел Рахманенко, было всего пять контрактников. Один прибыл по назначению военкомата, четверо - «доморощенных». Вообще-то, по словам Павла Григорьевича, прислали ему аж 16 кандидатов, но 15 посмотрели на подводницкое житье-бытье, узнали, сколько реально будут получать в месяц, и… вернулись в свои деревни.
     Прошел год. Ни в экипаже Рахманенко, ни в других воинских коллективах подводников-дизелистов картина принципиально не изменилась. В приморской бригаде контрактниками укомплектованы только 17 процентов должностей матросов и старшин. На Камчатке – 31 процент. А ведь матрос здесь, казалось бы, должен получать достаточно много. Денежное довольствие складывается из двух окладов, 100-процентной «полярки» и других надбавок за службу в подплаве. Но не хочет молодежь служить на «дизелюхах», и все тут!
     А где хочет? Кажется, нигде. По крайней мере к такому выводу можно прийти, анализируя работу отделения комплектования военнослужащих по контракту ОМУ штаба ТОФ. Начальник отделения подполковник Владимир Галан признает, что выполнить план набора профессионалов на флоте пока не смогли. Еще 1 января флот должен был доложить в Москву, что экипажи подводных лодок – дизельных и атомных – укомплектованы только контрактниками. Сегодня доля «профи» в экипажах составляет в среднем 54 процента.
     Первопричинами отказа от заключения контракта уже прибывших на подводные лодки кандидатов являются непривлекательность социального положения и неудовлетворительные бытовые условия. Профессиональные матрос, старшина практически лишены возможности проживать вне части или корабля. Их денежного довольствия и тех средств, что выделяют на поднаем жилья, недостаточно, чтобы снять даже комнату в общежитии. Отсутствие качественных перемен в своем положении мешает подписавшему контракт матросу почувствовать притягательность военной службы.
     Не до конца продумана и система оплаты специалистов разных боевых частей. Например, служба штурманских электриков, связистов, гидроакустиков и некоторых других специалистов в боевых частях 1, 4, 7, или, как говорят моряки, в «люксах», сильно отличается от той, которую несут за те же деньги вечно перепачканные в мазуте дизелисты, мотористы, трюмные из БЧ-5. Моряки считают, что надо было более дифференцированно подходить к назначению тарифных разрядов и штатных категорий.
     Из кандидатов в контрактники меньше всего желающих служить на дизельных подводных лодках (ДПЛ). И все по той же причине – на «дизелюхах» гораздо трудней, чем на атомных субмаринах (АПЛ). Не прельщает даже то, что бригада дислоцируется в городской черте Владивостока. Подводники по окончании срочной службы предпочитают поскорее перебраться на берег.
     Не лучше ситуация с набором контрактников и в экипажах надводных кораблей. Есть директива главнокомандующего ВМФ о комплектовании должностей командиров отделений только военнослужащими контрактной службы. В начале перехода на этот способ комплектования было 35 процентов младших командиров-контрактников, сейчас их 54 процента. В Приморье потенциальные профессиональные матросы могут найти себе работу на гражданских судах, где зарплата повыше и условия получше.
     Что же представляют собой суммы денежного содержания, не удовлетворяющие «привередливых» кандидатов на контрактную службу? Обратимся к цифрам. В Приморском крае командир отделения на АПЛ получает 6.100 рублей, на ДПЛ - 5.800, матрос – соответственно 4.500 и 4.100. На Камчатке командир отделения на АПЛ получает 10.000, на ДПЛ - 9.600, матрос — соответственно 7.100 и 6.700. Спрашивается, зачем ехать на край земли, если водитель автобуса получает больше. Но такие «большие» деньги матрос начинает получать не сразу, а спустя два года. В начале службы сумма денежного содержания почти вдвое меньше.
     А вот цены на Камчатке не сравнить ни с какими в других регионах. Они здесь просто заоблачные. Не случайно еще в советские времена появилась поговорка: камчатский рубль с «трояка» начинается.
     Социальная необустроенность, постоянные тревоги, суточные дежурства, выполнение задач в море и многое другое в сумме делают контрактную службу малопривлекательной.
     В 2008 году срок срочной службы, возможно, сократится до года. Так ли это произойдет на самом деле, пока сказать сложно. И вот почему. Прежде чем попасть на корабль, матрос должен получить специальность в учебном подразделении. Потом – освоить свое заведование на корабле, а там пора увольняться в запас. А когда же служить, ходить в дальние океанские походы, выполнять задачи боевого дежурства и боевого патрулирования?
     Проведенные расчеты показали: чтобы поддержать боеготовность любой части при переходе на годичный срок службы, не менее 60 процентов должностей, определяющих боеготовность, должны быть укомплектованы контрактниками. А это пока проблематично.
     По мнению ряда командиров частей и кораблей, еще одной проблемой нынешних контрактников является длительный период осмысления ими своего нового статуса. Большинство новоиспеченных «профи» остаются в душе матросами по призыву. Они не готовы брать на себя роль профессионалов и наставников. Да и кто сегодня идет служить на флот? Не будем кривить душой - те, кто не нашел себе применения на «гражданке», далеко не лучшая часть молодежи.
     На Тихоокеанском флоте в 2004 году приняты на контрактную службу более 700 человек, в том числе более 200 – из запаса. За этот же период уволены около 600 человек. В том числе за невыполнение условий контракта более половины (58 процентов).
     Проблемы перехода к новому способу комплектования коснулись не только плавсостава. Мотострелковый батальон, дислоцирующийся на Камчатке, которым командует подполковник Вадим Чижиков, к 1 января 2005 года должен быть укомплектован контрактниками на 60 процентов. Сегодня они составляют 43 процента личного состава. С 1 января 2005 года решением правительства вводится надбавка: матросам - 3.000 руб., старшинам - 3.300 руб. Матрос, прослуживший 2 года на Камчатке, будет получать до 12.400 рублей, командир отделения - до 14.000 руб. Однако новичок, только что заключивший контракт, получит чуть больше 4.000 рублей. Одновременно постановлением правительства бесплатный проезд военнослужащего-контрактника к месту проведения отпуска и обратно отменяется. Взамен - ежемесячная надбавка за проезд 150 рублей. За год это составит 1.800 рублей. Насколько «велика» эта сумма, можно представить в сравнении. Например, билет из Петропавловска-Камчатского до Новосибирска стоит 12.000 рублей в одну сторону. Неудивительно, что многие из тех, кто приезжает из регионов Сибири, отказываются от заключения контракта. За несколько дней флот потерял уже 48 человек для этого батальона. А ведь на Дальнем Востоке людских ресурсов не хватает, и отобрать необходимое количество контрактников гораздо проблематичнее, чем в западных регионах страны.
     Несмотря на трудности, на флоте продолжают отбор военнослужащих на контрактную службу.
     - Мы развернули эту работу на постоянной основе в Сибирском регионе, - делится опытом подполковник Владимир Галан. - У нас действует выездная аттестационная комиссия. К указанному сроку в военкоматах собирают людей для собеседования, отбирают кандидатов, после чего разрешают оформлять документы. Эта форма работы показала себя наиболее эффективной. А иначе пересылка документов с Урала занимает до двух месяцев. За это время люди устраиваются на работу, пересматривают свое решение. Таким образом, теряется до 60 процентов отобранных кандидатов. А выездная комиссия, к примеру, работавшая в июне, из 93 заявленных кандидатов отобрала 90. Это результативно! Из них 68 уже прибыли на флот.
     На флоте надеются и верят, что наступит время, когда из большого количества кандидатов для службы по контракту можно будет отобрать именно тех, кто действительно решил связать свою жизнь с профессией защитника Отечества. Вот только когда придет это время?..


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства