на главную страницу

19 Октября 2004 года

История Отечества

Вторник

Точное время Лавского

Сегодня исполняется 90 лет легендарному штурману ВВС

Андрей ЛУНЁВ.Валерий БОГДАНОВ.



     1937 год. Испания. Для достижения внезапности штурманами «бомберов» был выбран необычный маршрут. После пересечения границы Франции решили идти над западной ее территорией, а затем, преодолев франкистскую границу, сбросить многотонные «гостинцы»... Вылетели в составе «девятки» из Лериды (Каталония), в точности исполнив намеченное. Противник был в панике - республиканские бомбардировщики появились оттуда, откуда их не ждали - со стороны Франции, наделали невероятного «шороху» около испанского городка Памплона. Но когда атака была уже почти завершена, огонь зениток повредил один из скоростных бомбардировщиков (СБ). Вышел из строя двигатель, ранен стрелок испанец Матиас Ерру. Самолет на одном моторе стал отставать от группы. А впереди по курсу - высокие горы.
     - Что делать, Хуан? Ведь не сможем набрать высоту, чтоб подняться над горами, - говорит штурману пилот с редкой «испанской» фамилией Стародумов. Казалось, экипаж попал в безвыходную ситуацию. Коль сесть во французской Тулузе - не избежать международного скандала. Значит, надо на одном двигателе набирать высоту. «Бросив» машину резко вниз, разогнались и поползли наверх, достигли ущелья, о котором знал Хуан, и пошли по нему. Вдруг впереди - белоснежная горная вершина.
     - Как дальше?!
     - Тут где-то слева должно быть другое ущелье, - спокойно отвечает штурман. И оказался прав - по новому ущелью, которое снижалось в сторону Испании, они прошли на восток, пересекая Пиренеи...
     Благодаря штурманскому мастерству Хуана и выжил экипаж бомбардировщика. Хуаном Педро Валенсиано был двадцатидвухлетний советский летчик-штурман лейтенант Виктор Лавский...
     Менее чем за год в Испании Виктор Лавский совершил 96 боевых вылетов, в том числе 36 на разведку. На родину возвратился в феврале 1938 года. За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистами в испанском небе, его грудь украсили два ордена Красного Знамени.
     Особую роль в жизни Лавского сыграла Великая Отечественная война. Он сражался на Юго-Западном, Сталинградском и 4-м Украинском фронтах. Был штурманом авиаполка ближних бомбардировщиков Су-2, главным штурманом маневренной авиагруппы фронта, старшим штурманом истребительной авиадивизии. А при освобождении Севастополя и Чехословакии, будучи заместителем главного штурмана 8-й воздушной армии, готовил штурманов для экипажей, которые сразу же уходили в бой.
     После войны Виктор Михайлович пять лет руководил отделом штурманской службы Главного штаба Военно-воздушных сил. А в 1950 году он, уже опытный боевой специалист, принял участие в осуществлении секретной и беспрецедентной для того времени операции. Разгоралась «холодная война». Американцы угрожали стереть с лица земли «ядерной дубинкой» Советский Союз. Требовался адекватный ответ. И Генеральный штаб разработал план, для реализации которого снарядили северную экспедицию. Ей предстояло выполнить сложный комплекс задач, связанный со строительством аэродромов на дрейфующих льдах Арктики. Виктор Лавский был назначен главным штурманом военной авиации этой экспедиции.
     Межконтинентальных ракет тогда в СССР еще не было. А наши «бомберы» могли долететь до Америки лишь из района Северного полюса. Поэтому на льдах и появились так называемые аэродромы «подскока». На них отрабатывали учебно-боевые задачи как бомбардировщики, так и истребители, выполнявшие роль самолетов прикрытия. Бомбардировщики прилетали в район Северного полюса, совершали посадку, дозаправлялись и возвращались на материк.
     - В районе Северного полюса мы оборудовали четыре ледовых аэродрома, - вспоминает Виктор Михайлович. - Я там провел около трех месяцев. Жили в палатках по пять-шесть человек. Холодина под сорок пять градусов. Но ничего, работали...
     После северной экспедиции Лавского приняли в Академию Генерального штаба. А после ее окончания - снова на «боевой пост», вначале главным штурманом - начальником управления Войск ПВО приграничной линии, затем главным штурманом 10-й воздушной армии и, наконец, главным штурманом Военно-воздушных сил. На этой должности четырнадцать лет он руководил разработкой навигационного оборудования, учебных программ и различных руководящих документов, подготовкой штурманов и летчиков в училищах и академиях. Но главным своим достижением Виктор Михайлович считает звучащие и поныне на российских радиостанциях в начале каждого часа сигналы точного времени.
     - Бомбы в случае необходимости надо было сбрасывать с самолетов в разных местах одновременно, - говорит Виктор Михайлович, - поэтому в авиачастях, как говорится, часы сверяли по три раза в сутки. Однако во время тренировок все равно случались неувязки: на полигоне часы показывали одно время, а у штурмана, летящего в бомбардировщике, - другое. Поэтому я принял решение сделать так, чтобы в эфирах радиостанций всего Союза передавали сигналы точного времени и именно по ним сверялись часы. Написал соответствующее письмо. Меня направили в ЦК КПСС, где объяснил ситуацию. И с тех пор в Советском Союзе установили отсчет шести сигналов точного времени в начале каждого часа, которые и передают до сих пор.
     Виктор Михайлович Лавский и сейчас, несмотря на преклонный возраст, активно участвует в ветеранском движении, занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи. На таких замечательных людях держались и будут держаться Военно-воздушные силы и наша великая Россия.
     --------------------------------------------------------------------
     Военный совет ВВС России поздравляет Виктора Михайловича Лавского с 90-летием. Удачи вам, бодрости и, конечно же, крепкого здоровья! К этим пожеланиям присоединяются и все краснозвездовцы.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства