на главную страницу

27 Октября 2004 года

Армия и общество

Среда

И на Севере будет тепло...

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



Разговор с генерал-полковником Д.В. Булгаковым, начальником штаба Тыла Вооруженных Сил о результатах северного завоза в этом году обусловлен увиденным накануне телерепортажем: на Камчатке, в Корякском национальном округе, замерзает поселок с 10 тысячами жителей, люди спят в одежде под тремя одеялами, топлива для котельных – на трое суток. Стоит даже вопрос об отселении людей.

     - Дмитрий Витальевич, там, на Камчатке, и военнослужащих немало. У них-то как с котельным топливом?
     - Да, войск на Камчатке немало, но у нас голова за них не болит, они все положенным обеспечены. Беда, когда где-то рядом из-за халатности должностных лиц другие люди страдают. Нам в таких ситуациях не раз приходилось помощь оказывать. Иногда в ущерб себе – у нас ведь тоже лимиты. Тыл выручит нерадивого администратора, а нам потом долги не отдают...
     - А в принципе, по-вашему, почему так происходит? Ведь и армия сегодня не богата, а все-таки поставляет воинам-северянам все необходимое в полном объеме и в срок...
     - Лет восемь - десять тому назад и нам хвалиться было нечем. Продовольствия, горючего не хватало не только для Севера, но и в Центре-то еле сводили концы с концами. Но главное, я считаю, в настоящих условиях и в армии, и на «гражданке» должны быть жесткое планирование и дисциплина поставок.
     - Когда вы начинаете планирование?
     - Представьте, что на второй день после окончания завоза текущего года...
     Начальник штаба показывает график всех этапов реализации завоза. В ноябре утверждается специальная группа по координации работы министерств и ведомств, причастных к завозу, сбору соответствующей информации и уяснению положения дел на местах. В декабре в округа и на флоты направляется директива начальника Тыла – заместителя министра обороны, в которой подводятся итоги года минувшего и определяются задачи на следующий год. В прошлом году все эти указания были подкреплены приказом министра обороны № 465, в котором четко регламентирована работа всех органов управления по организации завоза вооружения, военной техники, материальных средств в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
     Смотрю на график и вижу: 1 февраля организуется инвентаризация запасов (мало ли какие могут быть изменения за год!), до 1 мая на основе конкурсов производится отбор судовладельцев и заключаются с ними договора. Поскольку финансирование стало более-менее ритмичным и устойчивым, восовцам теперь не приходится унижаться, просить что-либо в долг. А до 25 мая завершается накопление необходимых грузов. Опять же работа эта в последние годы идет без каких-либо сбоев. В округах и на флотах уже не требуют специальную статью по обеспечению северного завоза, а воспринимают эту работу как неукоснительную первостепенной важности.

     - Начало навигации – это как время «Ч»?
     - Да, очень похоже. Ведь недаром говорят о Севере: девять месяцев зима – остальное лето... Надо успеть. Период прохождения судов по сибирским рекам короткий, на некоторых участках составляет 45—50 суток. Можете посмотреть: в пункты побережья Баренцева, Белого и Карского морей, на Новую Землю доставка грузов должна быть закончена к 1 сентября, на территорию Якутии, в Хатангу – до 15 августа, в Анадырь, бухту Провидения - до 10 августа, в гарнизоны Иртышского бассейна - до 1 октября.
     - Сбои все же бывают?
     - Из-за неувязок или халатности практически нет. В округах и в центре контролируется каждый день, а иногда и час. Бывают, конечно, сбои, но лишь из-за природных катаклизмов. Вот летом прошлого года на реке Лена низкий уровень воды не позволил судам с навигационными грузами преодолевать участок от Усть-Кута до Якутска. Сразу же на место была направлена группа офицеров Тыла и с местными органами власти было спланировано продвижение этих грузов другими видами транспорта. Но природа вскоре смилостивилась: пошли сильные дожди, вода на Лене поднялась, и перегружаться не пришлось.
     - Как руководят всем процессом группы по северному завозу? Со своих рабочих мест, из кабинетов, по карте, телефону?
     - И так, разумеется. Но нередко, когда требует обстановка, едут на места, где проходят грузы. Недавно представитель штаба Тыла полковник Владимир Попов побывал в Анадыре, Тикси, Тайлымаре, где уже стучат морозы и лежит снег, и убедился, что грузы доставлены в полном объеме.
     - Думаю, что и сами воинские части не сидят сложа руки...
     - Они кроме непосредственной заинтересованности, просто имеют закрепленные приказом конкретные обязанности. Чтобы все положенные по нормам грузы - горючее, продовольствие, вещевое и медицинское имущество, твердое топливо - дошли до каждой воинской части, пограничной заставы, маяка, до каждой семьи военнослужащего, командиры обязаны заблаговременно готовить площадки для приема материальных средств, складские помещения, резервуары, трубопроводы и даже временные причалы. Им надлежит обеспечивать круглосуточную выгрузку, устойчивую радиосвязь, иметь уже подготовленные к вывозу грузы (например, бочкотару), соблюдать правила экологической безопасности. Это, надо сказать, уже вошло в норму.
     - Как обстоит дело с северным завозом на сегодня? Позади больше половины октября...
     - Считаем, что северный завоз реализован. Последние суда ТОФа подходят к Курильским островам - Турупу, Кунаширу. Планируемые объемы грузов, а это около 300 тысяч тонн, доставлены по назначению.
     - И все же, Дмитрий Витальевич, несмотря на то, что за последние годы положение с северным завозом стало заметно лучше, проблемы остаются?
     - Без проблем не обходится... Если Тыл в целом финансируется на 50 процентов от потребности, то это влияет и на накопление запасов - приходится маневрировать, перераспределять средства - это дается нелегко. Или такой факт. Наши органы ВОСО тратят немало времени на выработку договоров с судовладельцами. И если вдруг где-то что-то осложнилось с договором, надо все начинать сначала: конкурсы, согласования с Минэкономразвития и т.п. Вся эта работы, безусловно, требует упрощения. Нельзя попусту тратить ни часа.
     В заключение генерал-полковник Дмитрий Булгаков просит отметить в газете тех, кто за усердие, инициативу и высокий профессионализм в организации северного завоза награжден ценными подарками министра обороны РФ. Это генерал армии В. Бобрышев - командующий войсками ЛВО, полковник В. Попов - начальник группы оперативно-тылового управления штаба Тыла, полковник В. Догадин (ДВО), полковник Ю. Руковичников (СибВО), капитан 3 ранга Э. Чебатуркин (ЦУП ВОСО) и другие. За организацию северного завоза командованием Тыла поощрены начальник отдела штаба Тыла полковник Александр Соловьев, подполковник Сергей Зезин.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства