на главную страницу

29 Октября 2004 года

Армия сегодня

Пятница

Не замочив ног и репутации

На Балтийском флоте под руководством командующего БФ адмирала Владимира Валуева прошли учения по оказанию помощи терпящей бедствие подводной лодке (ПЛ) и эвакуации подводников с глубины 60 метров «сухим способом».

Капитан 2 ранга Владимир СУЛЬЖЕНКО, специально для «Красной звезды».



     За неделю до этого АС-26 уже предпринимал попытку эвакуировать членов экипажа из «затонувшей» ПЛ. Тогда из-за отклонений в параметрах работы одного из насосов в целях безопасности эвакуацию личного состава произвели условно. После замены находящегося на гарантии агрегата была произведена его наладка, и прошедшие учения дали возможность на практике отработать весь цикл поисково-спасательной операции.
     …По замыслу учений, лодка, которой командует капитан 2 ранга Константин Яшин, в назначенное время не вышла на связь. В ходе поисковой операции корабли флота с помощью гидроакустической аппаратуры обнаружили местонахождение субмарины. К месту аварии прибыло спасательное судно СС-750 под командованием капитана 3 ранга Михаила Баркова.
     После целого комплекса подготовительных мероприятий наконец наступил кульминационный момент - реально эвакуироваться с подводной лодки методом шлюзования в подводный аппарат АС-26 поручили старшему матросу Дмитрию Лазареву, и он благополучно совершил эту короткую «экскурсию» на глубине. Жаль только, что ему не довелось стать «звездой» телеэкрана - журналисты, присутствовавшие в первый день учения, увы, на этот раз были далеко.
     Но еще большее сожаление вызывает то, как наш брат-репортер, по сути, из ничего может слепить сенсацию. Да так, что она, подобно цунами, прокатилась по всем СМИ – региональным и центральным. На прошлой неделе только ленивый журналист не «потоптался» на спасателях БФ. У которых, кстати, в эти дни был юбилей – 60 лет бригаде спасательных судов. Один телеканал в анонсах новостей так прямо и заявил: на Балтике потерпела аварию подлодка. После чего на целых двадцать минут приковал к себе внимание телезрителей. Лишь в конце выпуска разъяснилось: на флоте идут всего лишь тренировки.
     Сразу вспомнилось, как в СССР скупо сообщалось об аварии на ПЛ в удаленном районе Мирового океана. Десять строчек тассовки - и ни фамилии командира экипажа, никаких подробностей. В сотнях, тысячах семей подводников на всем пространстве огромной страны тогда теряли покой жены, не могли уснуть дети, хватались за сердце родители. Ведь в тот период одновременно в море на боевом патрулировании находилось свыше десятка ПЛ. Поди догадайся, о какой именно речь. Потому как - секрет.
     Сегодня причина другая - любым способом привлечь внимание к телеканалу, передаче, газете. А метод, по сути, тот же - бессовестный. Правда, лодок сегодня в море меньше. Но что это меняет? Люди все равно в тревоге.
     Слова питерского ветерана подплава Игоря Курдина, давшего взвешенную оценку происшедшему, уже не смогли ничего изменить - круги по воде пошли. И ведь действительно, как сказал в телеэфире бывший подводник, ничего сверхъестественного не произошло - обычная тренировка, в ходе которой случаются накладки и вполне допустимы ошибки. На то она и учеба.
     Другая солидная газета устами своего калининградского корреспондента подробно расписала весь ход тренировки и со смаком сообщила про отборный мат, который якобы доносился из рубки спасательного судна.
     Надо отдать должное коллеге – научился грамотно выстраивать фразы, юридически не прицепишься. Никого конкретно не обвинил, но грязью мазнул жирно, не скупясь и не заботясь о том, в кого брызги полетят. Вот только гадаю: как, находясь за десятки километров от места события, на берегу он смог услышать то, о чем написал? Остается завидовать его отменному слуху. А я, видимо, с возрастом плохо слышать стал - непосредственно на мостике провел весь тот достаточно напряженный день и, представьте себе, ни о чем подобном и не догадывался, пока не прочитал сенсационную заметку про то, как «утонула лодка».
     Но хватит об этом. Учения, кстати неплановые, завершились. И прошли они, как сказал мне заместитель начальника УПАСР БФ капитан 1 ранга Александр Сербулов, успешно. То, что пресса расценила как неудачу, на самом деле - бесценный опыт для всех его участников. Молодой командир подводного аппарата капитан 3 ранга Сергей Горшков получил великолепную практику в эти дни. Его экипаж - Евгений Пушков, Павел Самушкин, Игорь Ефимов, а также заместитель командира бригады по спасательным работам капитан 2 ранга Павел Козырь - в сложнейших условиях полной темноты и сильного подводного течения выполнил несколько грубых и точных посадок на корпус ПЛ. В общей сложности спасатели провели под водой более двадцати часов. Это – наработка опыта и практики, так необходимых для решения последующих задач.
     Всего с 1995 по 2004 год проведено 65 учений по отработке подъема экипажей аварийных подводных лодок, а 14 сентября 2000 года впервые на Балтийском флоте было проведено учение с фактическим выводом нескольких подводников из ПЛ, лежащей на грунте, «сухим способом» с помощью спасательного аппарата.
     В 2004 году экипаж аппарата АС-26 провел 10 тренировочных спусков с проведением поисковых и подводно-технических работ. Для отработки практических навыков и обмена опытом балтийцы недавно побывали на Северном флоте, где выполнили пять погружений на глубоководном аппарате с фактическими посадками на стенд-макет субмарины.
     В будущем году спасателям БФ предстоит принять участие в международных учениях. Собственно, к ним и готовились в приоритетном порядке в октябрьские дни балтийцы, что особо подчеркнул командующий БФ адмирал Владимир Валуев, подводя итоги учений. Он отметил и недостатки. В частности, в ходе спасательной операции пока еще слишком много времени занимает подготовительный этап – почти 50 процентов. А должно быть процентов 10-15. Все, как известно, нарабатывается практикой, которой до настоящего времени у балтийцев, увы, было мало.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства