на главную страницу

30 Октября 2004 года

Национальные интересы

Суббота

Не затупить ядерный меч

Андрей ГАРАВСКИЙ.




     Госдума готовится к рассмотрению в третьем чтении бюджета-2005, особенностью которого станет увеличение финансирования «силового блока» государственного механизма. Вместе с тем, потребности обороны страны требуют, по мнению экспертов, дополнительных ассигнований.

     Беспокойство продолжает вызывать ситуация в оборонно-промышленном комплексе, где как и в прежние годы, уверенно держатся на плаву лишь работающие на экспорт субъекты «оборонки». Это в очередной раз подтвердили достаточно откровенные высказывания директора известного предприятия – Московского НИИ теплотехники, генерального конструктора ракетных комплексов «Тополь-М» и «Булава» — Юрия Соломонова на встрече с журналистами.

     По словам генерального конструктора, программа развития стратегических ядерных сил России наземного и морского базирования сегодня требует особого внимания руководства страны. В этой связи Юрий Соломонов отметил, что в нынешних условиях промышленность просто не способна выполнить в 2005 году государственный заказ по серийному изготовлению комплексов «Тополь-М» и проведению опытно-конструкторских работ по «Булаве».

     Напомним, Министерство обороны РФ поставило перед предприятием очень сложную задачу - завершить испытания подвижного ракетного комплекса в этом году. Как заявил Соломонов, для выполнения своих обязательств МИТ и его многочисленные смежники, а это более 600 предприятий, практически совершили трудовой подвиг при решении инженерных и технических задач.

     Благодаря этому предположительно в третьей декаде декабря будет проведен четвертый, завершающий по программе испытаний, пуск мобильного ракетного комплекса «Тополь-М». По итогам испытаний появится возможность включения серийного производства компонентов мобильного «Тополя-М» в государственный оборонный заказ 2005 года.

     Словом, оборонщики сделали что могли. Но экономические реалии, в которых им приходится работать, таковы, что в этом году дважды приостанавливалось серийное производство шахтного ракетного комплекса «Тополь-М» (о чем сообщала «Красная звезда»). По мнению Юрия Соломонова, это был «последний звонок». Еще два-три месяца бездействия и важнейшая программа развития стратегических ядерных сил будет сорвана.

     Между тем именно комплекс «Тополь-М» в силу своих высоких тактико-технических характеристик способен преодолевать все существующие и перспективные системы противоракетной обороны. Увеличена его боевая нагрузка, а следовательно, и эффективность по сравнению с предшествующим комплексом «Тополь».

     Не секрет, что в ОПК страны уже утрачено более 200 критических технологий, как и оборудование для производства сырья для изготовления ракет. В частности, единственная установка по производству панволокна, как с горечью сказал Юрий Соломонов, осталась на предприятии «Саратоворгсинтез». Она была произведена в 1960 году и не функционирует уже 10 лет. Во всей России осталось около 100 кг угольной ткани для производства конструкций ракет. Этого не хватит и на одну ракету. Комментарии, как говорится, излишни.

     Правда, более оптимистичная ситуация складывается с «Булавой». Эта баллистическая ракета морского базирования должна стать основной для новейших стратегических подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей» и модифицированных АПЛ 941-го проекта. Как сообщил Юрий Соломонов, работы по «Булаве» по сравнению с работами по системам предыдущего поколения, идут с опережением. Это позволяет при условии достаточного финансирования выполнить данную работу в соответствии с планом.

     В перспективе намечено создание унифицированого комплекса. Это позволит значительно сузить номенклатуру разрабатываемой техники и сэкономить большие средства. Для этого нужно уже сегодня полностью реализовывать решения, заложенные в программе развития стратегических ядерных сил России.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства