на главную страницу

30 Октября 2004 года

Разговор начистоту

Суббота

Что наша жизнь? Контракт...

Виталий АНЬКОВ, «Красная звезда».




     Отношение к контрактникам, как известно, неоднозначное. Командование связывает с ними надежду на укрепление порядка и организованности в армии и на флоте, повышение общего профессионализма, искоренение заскорузлой проблемы неуставных взаимоотношений. А кто-то - и таких, похоже, тоже немало - к постепенному переходу части армии и флота на контрактную основу относится, мягко говоря, скептически и видит в контрактниках лишь источник новых проблем.
     Что они, контрактники, сами думают по этому поводу? Чем живут? Недавно мне довелось пообщаться с несколькими контрактниками, проходящими службу на малом противолодочном корабле, которым командует капитан 3 ранга Сергей Иванов. Вот они - на снимке (слева направо). Познакомимся поближе.
     Старший комендор старшина 1-й статьи Владимир Карелов. Родом из Читы. Призвавшись на службу, полгода отучился на острове Русский, столько же на корабле был «срочником», затем подписал контракт. На судьбу не в обиде. Вполне вероятно, что в следующем году, если командир не будет возражать, подпишет опять. Женат. У него есть ребенок.
     Командир отделения радиотелеграфистов старший матрос Сергей Урватенко. Родился и вырос в Комсомольске-на-Амуре. Там же окончил профессионально-техническое училище по специальности автомеханик. Рад, что попал именно на флот. Полгода - «учебка», полгода - срочная служба на корабле. Затем - контракт. Прежде чем принять решение, позвонил маме. Она благословила.
     Командир отделения электриков главный старшина Сергей Прокопчик. Про него командир корабля сказал: «Побольше бы таких контрактников...» Родом из Тольятти. В ряды ВМФ был призван еще в 1983 году. После трех лет срочной службы уволился в запас и остался жить в Совгавани. Работал водителем лесовоза. Не скрывает, что в 1994 году пошел на контрактную службу, чтобы прокормить семью. На корабле - с 1998 года. На вопрос, не тяжело ли, ответил: «Ни капельки!..»
     Командир отделения радиометристов старшина 1-й статьи Андрей Газибутаев. Его малая родина - Амурская область. А своей кавказской фамилией он обязан деду-дагестанцу. Идея стать контрактником к нему пришла после двух лет срочной службы.
     Командир отделения сигнальщиков старшина 2-й статьи Владимир Марков. Вырос в Казахстане. В 2000 году переехал в Саратовскую область. Получив российское гражданство, в 2001-м надел матросскую форму.
     Мой первый вопрос был предельно простым: сколько с учетом совгаванской надбавки чистыми на руки выходит?
     Отвечали в той же последовательности: 6.200, 5.600, 7.400, 6.200, 6.200...

     - Хватает?..

     - ...

      - А сколько нужно, чтобы хватало?

     Урватенко: - Тысяч десять... У меня девушка с ребенком в Комсомольске...
     Марков: - Столько же.
     Карелов: - По мне, так не меньше пятнадцати...
     Газибутаев: - Десять-двенадцать тысяч, и можно служить, не задумываясь...
     Прокопчик: - Желать можно сколько угодно, и все равно мало будет... А если серьезно, еще половину бы от того, что я сейчас получаю. Мне до пенсии - два года. Добавят - увольняться не стану, здоровье пока позволяет... Хотя в вопросе служить или не служить реальные деньги не единственную роль играют. Льготы тают на глазах, вот что печально. Если уберут бесплатный проезд в отпуск - а такие слухи ходят, это будет катастрофой для многих... Или проезд в автобусах... У нас в Совгавани удостоверение показал - и едешь спокойно. Во Владивостоке такой фокус чаще всего не проходит. Говорят, в новом году будет компенсация... Но хватит ли ее всем? К примеру, один наш контрактник подсчитал, что ежемесячно ему придется тратить на проезд общественным транспортом полторы тысячи рублей. А добавят, наверное, рублей шестьсот, не больше... Когда я пошел в 1994 году на службу, привилегий было очень много. Пятьдесят процентов оплаты квартиры, телефона, коммунальных услуг, которые сейчас сняты... Ну повысили нам зарплату на тысячу рублей... Я за двухкомнатную квартиру без теплого санузла, которую получил еще в восьмидесятых, плачу три тысячи пятьсот рублей. Это же почти половина моей получки!
     Урватенко: - О путевке в санаторий или в дом отдыха нам и мечтать не приходится.
     Прокопчик: - В целом с медицинским обеспечением не все в порядке. Я, например, не могу свою жену привести в поликлинику Совгаванского военно-морского района. Мне говорят, что не хватает медперсонала... Пусть в две смены работают, в конце концов. Мы же на корабле не считаем часы. Сколько надо, столько и работаем.

     - Чего еще, на ваш взгляд, не хватает для того, чтобы охотнее народ шел на контрактную службу?

     Карелов: - Наш корабль самый старый в дивизионе. Если его спишут, где служить? Хочется иметь твердую перспективу в жизни. Нам хотя бы один новый корабль - все было бы веселее.
     Прокопчик: - Престиж военной службы надо поднимать. Это главное. Чтобы не показывали пальцем - служивый идет. Чтобы в автобусах не говорили: «Опять нахлебник сел...» Раньше были сверхсрочники. И к ним относились с уважением. А сейчас... Я сам однажды слышал: «Наемники...» Красиво?
     Газибутаев: - Я еще вот про что хочу сказать. Нам недавно перед строем зачитали приказ о том, что неженатым контрактникам сход на берег вечером запрещен. Говорят, в наших же интересах. Но, извините, а как же себе жену найдешь? В детский сад на утренник, что ли, идти?
     Урватенко: - Некоторые командиры думают: раз прошусь в город, значит, обязательно напиться, погулять, приключений на свою голову найти. На самом деле, может быть, я к девчонке на свидание хочу сходить. С серьезными намерениями. А она ждет тебя и думает, что ты не приходишь совсем по другой причине.

     - Но, согласитесь, действительно очень много неприятностей происходит с контрактниками на берегу...

     Прокопчик: - Не больше, чем с другими категориями военнослужащих. Но говорят почему-то в основном про контрактников.

     - Обидно?

     Газибутаев: - Еще бы. А ведь многое объясняется элементарной неопытностью. Получается, из-за одного нарушителя остальным сход задробили. Но ведь именно обещанный свободный выход стал не последним аргументом в подписании контракта.

     - Значит, во всем виноваты начальники?

     Газибутаев: - Ну зачем вы так?.. Многих наказывают и выгоняют совершенно справедливо. Они думали, что контрактная служба - это «халява» - на приборку не надо ходить, грязную работу выполнять, но получилось, наоборот, тяжелее. Особенно в моральном плане. Спрос-то больше, раз деньги платят.

     - А вот еще говорят: был хороший матрос - стал плохой контрактник. Почему?

     Газибутаев: - Иногда это случается после того, как человек съездит в свой первый отпуск. За два-три года отвыкаешь от дома, и вроде к нему уже не тянет. А съездил, увидел родных, друзей - и защемило сердце... Тут еще кто-то денежную работу предложил. По-хорошему уволиться трудно, вот и начинают куролесить. Было бы гораздо лучше, если б разрешали контракт на год подписывать. Послужил немного, осмотрелся и решил окончательно, твое это или нет. Какой смысл, не понимаю, держать на службе человека, который не хочет служить? Он пьет, бездельничает, а ему за это еще какое-то время деньги платят. Три года определенно многовато. Они отпугивают потенциальных контрактников. Как говорится, и хочется, и колется... На год многие бы согласились и, уверен, многие бы потом остались. Служба затягивает. К тому же у нас ведь классный экипаж.

     - Как это важно, чтобы служба не только нравилась, но и получала достойную оценку...

     Карелов: - Когда мы два года назад шли из завода, два моториста маленький подвиг, я считаю, совершили: чтобы масло из разорвавшихся шлангов не вытекало, они их какое-то время голыми руками держали... В итоге корабль дошел своим ходом. Буксиры, которые выслали нам на подмогу, не потребовались. Ребят, конечно, похвалили, но, мне кажется, они заслуживали большего. Например, по еще одной лычке на погоны. Это и приятно, и в деньгах небольшая прибавка. Наказывают же нас рублем...

     - Кстати, в этом вопросе важно чувство меры. И у ваших начальников его хватает.

     Карелов: - У нас такое наказание больше психологический характер носит... Суммы небольшие. Если, конечно, не за грубый проступок...

     - И действует?

     Урватенко: - Еще бы... Однажды после вахты я самовольно сошел с корабля. Девушка приехала. И хотя к семи утра был как штык, лишился десяти процентов премиальных. С одной стороны, деньги небольшие, но с другой - когда каждая копейка на счету... В общем, стараюсь так больше не делать.

     - Что ж, хороший аргумент. В завершение нашего разговора хочу пожелать вам успехов, и спасибо за откровенный разговор.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства