на главную страницу

30 Октября 2004 года

Взгляд на проблему

Суббота

На то они и риски, чтобы их страховать

Анатолий АНТИПОВ, Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».





     Армия по своей технической насыщенности опережает все другие государственные силовые структуры. Одно это подразумевает повышенную опасность эксплуатации и применения танков, самолетов, кораблей и т.д. В случае их гибели военное ведомство, как это ни странно, не получает никакой материальной компенсации. Можно ли страховать подобного рода риски, заинтересованы ли страховщики работать в столь деликатной сфере? На эти и многие другие вопросы отвечает председатель правления СОАО «Русский страховой центр» кандидат экономических наук Дмитрий ИЗВЕКОВ.

     - Дмитрий Александрович, известно, что страхование сегодня все настойчивее входит во все сферы нашей жизни. Как обстоят дела с этим в военной области?

     - Вопрос непростой, и прежде чем ответить на него, обращусь к своим наблюдениям, сделанным на недавней международной конференции по теме «Управление крупными рисками», одним из организаторов которой выступил Русский страховой центр. На форуме состоялся продуктивный обмен мнениями между риск-менеджерами, управляющими рисками крупных корпораций и компаний, в том числе Газпрома, РАО ЕЭС, и их основными страховщиками.
     Участие РСЦ в столь представительном собрании объяснимо: сфера нашей деятельности - страхование Министерства обороны, оборонно-промышленного и авиационно-космических комплексов, военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. В этой области тоже очень крупные риски. Достаточно сказать, что один запуск космического аппарата страхуется на сумму до 500 млн. долларов.
     Участвуя в обсуждении проблем страхования крупного бизнеса, поймал себя на мысли: почему же вопросы страхования государства и его интересов не обсуждаются на таком серьезном уровне? Ведь государство, образно говоря, самая большая корпорация, и если у ее руля стоят талантливые руководители, то динамично развивается вся страна. Вот почему, на наш взгляд, сегодня важно, чтобы и общественность, и чиновники поняли, что управлять рисками надо не только в пределах той или иной рыночной структуры, а гораздо в более масштабных рамках.
     Убежден, назрела жизненная необходимость собрать все заинтересованные стороны, участвующие в страховании «оборонки», космоса, военного строительства, ВТС, и обсудить, как управлять рисками в этой важнейшей сфере. Наша гражданская позиция заключается в том, чтобы рассказать о своем видении проблемы, донести ее до первых лиц.

     - Насколько, на ваш взгляд, актуальна данная проблема для армии?

     - Более чем актуальна. Моральное и физическое старение вооружения и военной техники (ВВТ), так называемый человеческий фактор зачастую приводят к происшествиям. Подчеркну, речь идет не о боевых действиях или потерях в ходе контртеррористической операции. Например, погибает подводная лодка, падает истребитель или вертолет, происходит авария на испытаниях и т.д. Если при этом пострадали люди, выплачивается страховка пострадавшим или родственникам погибших.
     Однако Министерство обороны, понесшее огромный материальный урон, а стоимость техники зачастую исчисляется многими миллионами долларов, страховки не получает. Лишь только потому, что военное ведомство не застраховано от подобного рода ущерба. Дополнительных средств у государства на возмещение потери нет: бюджет, в том числе и государственный оборонный заказ, не резиновый.

     - Какой алгоритм решения этой проблемы вы предлагаете?

     - Схема действий довольно проста. В первую очередь необходимо оценить все риски, начиная от экономических, финансовых, технических, человеческого фактора и пр. Затем нужно выработать механизм управления этими рисками. Заниматься этими вопросами должны соответствующие специалисты, количество которых, замечу, будет минимальным. Такие люди должны быть в Минобороны, в Федеральном агентстве по промышленности, Службе по военно-техническому сотрудничеству, субъектах военно-технического сотрудничества, в Федеральном космическом агентстве.
     Если правильно построить экспертную работу по этим направлениям, удастся сохранить огромные финансовые средства. Мы сможем минимизировать колоссальные убытки, которые здесь зачастую случаются.

     - Поясните, пожалуйста, свою мысль.

     - Возьмем те же научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в которые ежегодно вкладываются огромные финансовые ресурсы. Будем откровенны, какая-то их часть «уходит в песок». Речь идет о неудачных проектах, нереализованных идеях и т.д. Даже если тот или иной НИИ или КБ накажут за брак в работе, государство все равно остается в убытке. Деньги-то потрачены, и их не вернуть. Однако неудачу компенсировать можно.
     Необходимо, чтобы заработала соответствующая страховая система. Причем страхование в этом случае для того и нужно, чтобы защититься от непредвиденного. При этом следует делать все, чтобы шанс возникновения страхового случая на этом этапе был минимален.

     - Венец НИОКР - опытный образец…

     - Возьмем тот же учебно-тренировочный самолет Як-130. Сегодня страхуются все его опытные полеты, все этапы испытаний. Это правильно, так как, не дай бог, в случае гибели машины будут потеряны средства, время, нарушены сроки договоров с партнерами, Министерством обороны и т.д. Все это надо будет компенсировать, и здесь страхование как раз является панацеей от этих бед.
     Или взять испытание ракетных двигателей НПО «Энергомаш» - лидера российского оборонного комплекса - РД-171, РД-180 и РД-191 для нового семейства носителей «Ангара». Каждое такое испытание, даже если двигатель работает всего несколько секунд, страхуется, ведь его стоимость составляет как минимум 5 млн. долларов. Да, были случаи разрушения двигателей, но тогда страховка выплачивалась без прерывания всего цикла испытаний. Для предприятия это архиважно.
     Далее мы говорим о серийных образцах, поточном производстве, кооперационных отношениях, перевозках, эксплуатации ВВТ, ее модернизации, строительно-монтажных рисках... Кстати, в нашей практике был случай, когда при модернизации субмарины для инозаказчика по требованию страховщика подлодку переместили в другой док из-за определенных нарушений техники безопасности. В этом заключается смысл работы грамотного страховщика – упредить само возникновение страхового случая.
     Риск-менеджеры предприятия и страховые компании регулярно проводят инспекции, в том числе и по пожарной, технической безопасности и пр. Это целая система мероприятий. РСЦ также осуществляет страхование своевременной поставки ВВТ, выполнения договорных обязательств, качества продукции, гарантийных обязательств и многое другое.

     - Вы говорите о риск-менеджерах. Это довольно экзотическая специальность для российской «оборонки», не говоря уже о военном ведомстве…

     - Действительно, в оборонной промышленности этой категории специалистов, впрочем, как и риск-управляющих, сегодня практически нет. Наше предложение как раз в том и заключается, чтобы совместно с Минобороны, Федеральным космическим агентством и Федеральным агентством по промышленности разработать программы по оценке и управлению минимизацией рисков. Здесь мы ни в коем случае не подменяем государство, а хотим оказать максимальное содействие решению этих задач.
     С этой целью уже сегодня РСЦ ведет переговоры с рядом НИИ Министерства обороны РФ, Управлением вооружения ВС РФ. Понимание этих проблем у военных есть. Необходимо все это правильно оформить, закрепить контрактными отношениями, разработать законодательную базу и создать в военном ведомстве подразделение, которое будет вести это направление.
     Не скрою, мы надеемся на понимание руководителей различного ранга, что страхование в современных экономических условиях является важнейшим инструментом укрепления боеготовности.

     - Выходит, что в скором времени в бюджете Министерства обороны может появиться новая, «страховая статья»? Когда же заработает система оценки и управления рисками в военном ведомстве?

     - Здесь несколько этапов. В первую очередь необходимо изучить этот вопрос с рядом военных НИИ, понять механизм расчета расходов, согласовать результаты с руководством ведомства. Затем включится административная машина. Чем скорее будет решен этот вопрос, тем выгоднее государству. У всех на памяти недавняя трагическая гибель стратегического бомбардировщика Ту-160. Огромный материальный урон, который понесло военное ведомство, мог быть компенсирован за счет страховки.

     - А как обстоят дела со страхованием военных программ в экономически развитых странах?

     - Недавно мы с делегацией отечественных судостроителей побывали в Австралии. Достаточно сказать, что у них в процессе постройки корабля применяются более двадцати видов страхования. В США весь процесс от НИОКРов до поставки ВВТ также полностью страхуется. Аналогичная картина и в ряде европейских стран, где эксплуатация в ходе боевой учебы, ремонт военной техники и т.д. находятся под пристальным оком страховщиков. За исключением, конечно, боевых действий.

     - Вы предлагаете идти по пути этих стран?

     - Россия должна найти свой путь, но, безусловно, с учетом мирового опыта. Издержки в данной области объяснимы еще и тем, что страховой рынок в нашей стране молодой, ему нет и 15 лет, тогда как западному – 300 лет. Российский менталитет говорит, что страховать можно автомобиль, дачу, квартиру, а вот как застраховать целый космический корабль или атомную подводную лодку, многие не понимают.
     В страховании есть простое правило - потратить меньше средств для предотвращения больших убытков. Для его осуществления надо не так много: специалисты, наделенные необходимыми полномочиями, и, конечно же, понимание руководством страны важности данной проблемы.
     Конечно, хочется, чтобы страховые ставки были низкими, а страховое покрытие - максимальным. Но ни одна компания не сможет снизить ставки, пока не убедится, что достраховая работа проведена полностью. Одного без другого не бывает. Кстати, тогда государство сможет отказаться от многих резервов, которые оно имеет для покрытия различных рисков и убытков.

     - Возникает вопрос, а почему этой проблемой не занимаются государственные страховые компании?

     - Дело в том, что их сейчас просто нет. Две основные государственные компании Ингосcтрах и Росгоcстрах проданы. И теперь все крупные субъекты этого рынка – акционерные общества. Нам же эта тематика близка, так как, повторюсь, мы вплотную работаем с Минобороны, Федеральным агентством по промышленности, многими предприятиями «оборонки». Одним из основных наших акционеров является ФГУП «Рособоронэкспорт».
     Коль скоро речь зашла о страховании ВТС, следует отметить, что в этой сфере основной риск - невыполнение обязательств и контрактов. В результате могут возникнуть штрафные санкции, которые порой доходят до нескольких десятков миллионов долларов и выше. Поэтому на повестке дня стоит вопрос о том, как страховать подобного рода риски. И здесь государство окажется в выигрыше.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства