на главную страницу

5 Ноября 2004 года

Звездная галерея

Пятница

Александр ПОВЕТКИН: Супертяж с темпераментом «мухача»

Георгий НАСТЕНКО.



В начале спортивной карьеры Александр внешне совершенно не был похож на себя нынешнего: в 12 лет был высоким для своего возраста, но худым и нескладным. Зато очень заметными были его необычайная смелость, боевитость, в этих качествах он превосходит большинство соперников до сих пор. Во всяком случае так об олимпийском чемпионе Афин Поветкине отзывается работающий с ним уже 12 лет тренер А. Рогозин. О том, каков он, лучший на сегодня в любительском боксе супертяжеловес в спорте и повседневной жизни, тренер Александр РОГОЗИН рассказал в беседе с нашим внештатным корреспондентом Георгием Настенко.

     - Предполагали ли вы в начале спортивной карьеры Поветкина, что он в будущем завоюет громкие спортивные титулы?

     - Бывало, уступая более опытному сопернику в технике, тактике, Саша шел на откровенный обмен ударами. В такой экстремальной для любого боксера обстановке он всегда чувствовал себя как рыба в воде. Это проявилось в первом же поединке, на первых соревнованиях. Соперником был его ровесник с гораздо большим спортивным стажем – года два или три против неполных полугода у моего ученика. Мы с тренером соперника были в приятельских отношениях, я пытался с ним договориться, чтоб Сашу его подопечный сильно не бил. Но отец Саши, Владимир Иванович, тоже в прошлом неплохой боксер, пресек мои попытки. «Пусть соперник работает по полной программе. Не нужна игра в поддавки». В итоге Саша победил более подготовленного соперника. Это вселило надежды.

     - Его брат Владимир, говорят, тоже их подавал...

     - Ко мне в группу они пришли вместе, причем Володе на тот момент было всего 10 лет. По многим показателям он мне казался более перспективным боксером, чем Саша. Будучи в повседневной жизни добродушным человеком, Володя на ринге напоминал хищника в хорошем смысле этого слова. Проведя удачный удар, тонко улавливал момент растерянности, временного ослабления соперника и успевал довершить дело. Уверен, и у него получилась бы славной карьера боксера, если бы ее не прервало заболевание. С боксом связи оно не имело, но мешало Володе переносить возраставшие тренировочные нагрузки. Пришлось большой ринг оставить.

     - Александр Поветкин, насколько я знаю, занимался и другими видами единоборств, причем успешно…

     - Совсем немного позанимавшись у меня и уже неплохо показав себя, братья Поветкины вдруг пропали. Поинтресовался у их отца, в чем дело. Он говорит: мол, увлеклись каратэ. Но месяца через три братья вернулись. Объясняют: там контакт гораздо меньший, чем в боксе, – неинтересно. А кикбоксингом Саша занялся уже много лет спустя, причем не без моего участия. К тому времени, в 1997 году, ему было 17 лет. Он уже становился чемпионом России в своем возрасте. Вместе с Поветкиным тренировался Миша Захаров, довольно-таки квалифицированный кикбоксер: он приходил ко мне, чтобы поставить работу рук. Захаров немного подучил Сашу, и прогресс не заставил себя ждать. Как-то месяца три с небольшим соревнований по боксу не было, и мы решили показать Сашу тренерам по кикбоксингу, работавшим со сборной командой перед чемпионатом мира, который должен был состояться в Москве. Сначала те отнеслись к нашей идее скептически, потом все же главный тренер сборной согласился: ну давайте попробуем. Против Поветкина выставили чемпиона России по кикбоксингу в его весе. Бой остановили после первого же Сашиного удара: соперник не смог продолжать поединок, у него оказалась сломанной кость на щеке. Перчатки у кикбоксеров тоньше и жестче наших, значит, и более опасны. После столь успешного для Саши спарринга его какое-то время потренировали на сборах и выставили на юниорский чемпионат мира. В работе рук он, конечно, значительно превосходил всех соперников. Но в кикбоксинге существует жесткое правило: спортсмен должен нанести минимум шесть ударов ногами в течение каждого раунда. Этот компонент, конечно, остался у Саши относительно слабым местом, хотя его и удалось немного улучшить. Сказывались занятия каратэ, которым Саша немного занимался в детстве. И растяжка у него была хорошей – до сих пор может садиться на шпагат. Так что Саша в 1997 году на юниорском чемпионате мира все бои выиграл нокаутом либо за явным преимуществом. И потом, в 1998 и 2000 годах, становился чемпионом мира в кикбоксинге уже среди взрослых – сначала по любительской версии, потом – по профессиональной. Причем все это делалось в промежутках между важнейшими турнирами по боксу.

     - И как складывалась чисто боксерская карьера Поветкина? Когда он попал в сборную страны?

     - В 1998 году, после чемпионата России, который проходил в Белгороде, Александр попал на заметку главному тренеру сборной России Николаю Хромову, хотя и проиграл в равном бою Лопатинскому. В 2000 году Сашу взяли в Сидней в качестве спарринг-партнера. Он тогда выступал в категории до 91 кг и потому выполнял роль спарринг-партнера для троих россиян – участников олимпийского турнира.
     Вскоре после Олимпиады Саша выиграл крупный боксерский турнир в Финляндии, где в очном бою уверенно одолел серебряного призера Сиднея Султана Ибрагимова. Примерно тогда же руководство сборной решило перевести моего ученика в более тяжелую категорию, абсюлютную, самую престижную в боксе – свыше 91 кг.

     - Тренировки супертяжей проводятся по какой-то особой схеме, отличной от боксеров других весов?

     - Конечно, для них желательно применять не только совершенно иную систему подготовки, но и настраивать перед боем совсем по-другому. Я сам, будучи боксером, выступал на протяжении карьеры в весовых категориях от 51 до 60 кг и еще тогда убедился, что тяжеловесы по сравнению с «мухачами» – люди гораздо более спокойные, если хотите, благодушные. Если перед боем надо заботиться, чтоб первые заранее не перегорели от чрезмерного настроя на поединок, то тяжеловесов, наоборот, лучше специально «заводить» перед боем. Это в полной мере относится и к Александру Поветкину, хотя для боксера-тяжеловеса он довольно-таки резкий, скоростной.

     - Как у него складывались взаимоотношения с другим нашим знаменитым супертяжем Алексеем Лезиным? На ринге и вне его?

     - В официальных боях они встречались трижды. Первые два боя Саша выиграл. Третий их поединок состоялся на родине Лезина, в Ульяновске. Бой был равным, но Алексею самую горячую поддержку оказывал переполненный зал. Судьи тогда отдали предпочтение Лезину, и нам с Сашей обидно не было. Хотя самым справедливым вердиктом в том бою, полагаю, была бы ничья. А вне ринга у них особых отношений не было: разница в возрасте существенная, живут в разных городах. А главное – очень разные по характеру люди. Алексей Лезин – степенный, сосредоточенный, молчаливый. Саша – взрывной. В сборной Поветкин нашел много друзей, но так получилось, что они преимущественно легковесы.

     - Насколько я убедился, и Александр человек немногословный, однако открытый для общения…

     - В родном Курске он дружит не только с боксерами. Близко знаком с известными легкоатлетами Романом Усовым (бег на 400 метров), Ильей Коноваловым (толкание ядра), сумоисткой Олесей Коваленко. Он единственный курянин в сборной России по боксу. Условно говоря, в сборной он примкнул к нижневартовской компании Малетин – Макаренко – Балакшин. Прекрасные, веселые ребята – Макаренко не зря выбрали капитаном сборной. На сборах Саша чаще всего селится в одной комнате с Малетиным. В числе приятелей Поветкина и двукратный олимпийский чемпион Олег Саитов.

     - Чем увлекается Александр вне ринга?

     - Спортом.

     - ?

     - Любит смотреть соревнования по многим игровым видам и болеть за россиян, особенно за футболистов. Еще охотно наблюдает матчи баскетболистов из НБА.

     - Саша проиграл считанное число поединков, большинство из них – еще в юном возрасте, в боях против более опытных ребят. А в нокдауне ему приходилось бывать, досрочно проигрывать?

     - Досрочно он ни одного боя в своей карьере не проиграл. А в нокдауне разок побывал, причем это стало большой неожиданностью. Выступая на чемпионате России 2002 года против Темурзиева, который на два или три года моложе Александра, он вел поединок слишком благодушно. Уверенно доминируя в том бою, он потерял всякую осторожность и пропустил боковой слева. Тот «шлепок» оказался столь неожиданным, что Саша зашатался, едва не доведя меня до инфаркта. Судья досчитал до девяти и позволил продолжать бой. Мой подопечный собрался с силами и повел поединок более сосредоточенно и внимательно. Нанес один нокдаун сопернику, другой – и бой остановили за явным преимуществом. Тем не менее это послужило хорошим уроком на будущее.

     - Как вы делите тренерские функции с другим наставником Поветкина Валерием Беловым?

     - Коротко говоря, я – личный тренер, Белов – «рабочий»: так называют тех, кто готовит боксеров в составе сборной страны. Это обычная практика для спортсменов высокого класса. Белова привлекли к работе с Сашей перед Олимпиадой в Сиднее. При подготовке к самым важным соревнованиям в сборную привлекают и меня, тогда мы работаем на пару с Беловым. Когда Александр живет дома, в Курске, он занимается у меня, а если его вызывают в сборную и до крупных соревнований далеко, я обычно остаюсь в Курске – у меня в группе, кроме Поветкина, еще 20 спортсменов.

     - Какими вам видятся перспективы Поветкина в профессиональном боксе?

     - После Олимпиады, как я заметил, ему в любительском боксе выступать неинтересно – всех титулов уже достиг. Теперь Поветкину трудно удержаться от соблазна уйти в профессионалы, там ценятся именно такие бойцы. Он исповедует зрелищный, открытый бокс, который импонирует не только специалистам, но и большинству болельщиков. У профессионалов в цене не комбинационная игра, а «рубка». К тому же он резкий, взрывной и при этом достаточно выносливый и очень волевой. С хорошим нокаутирующим ударом. Так что Сашей деятели профессионального бокса интересовались еще задолго до того, как к нему пришли крупные победы. В 2000 году его, например, приглашали в австралийский центр Кости Цзю, в Афинах представители братьев Кличко, в том числе и сам Виталий, предлагали Александру готовиться к профессиональным боям в их тренировочном лагере в Калифорнии.
     Свое будущее олимпийскому чемпиону Александру Поветкину предстоит определить самому. Нам остается лишь пожелать ему новых побед.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства