на главную страницу

6 Ноября 2004 года

Армия сегодня

Суббота

Отвечая на вызовы времени

Беседовала Наталья РЯЗАНЦЕВА, «Красная звезда».



Вооруженные Силы России переживают ответственный этап модернизации. В этих условиях очень важную роль в военном строительстве играет Генштаб, образно говоря, —мозг нашей армии.
С июля 2004 г. начальником Генерального штаба – первым заместителем министра обороны РФ является генерал-полковник Юрий Николаевич Балуевский. Свое первое официальное интервью в этой должности он дал «Красной звезде».

     – Россия сегодня находится в состоянии борьбы с терроризмом. Какие меры принимаются для приведения Вооруженных Сил в состояние готовности эффективно противостоять террористической угрозе?
     – Согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» непосредственно на Минобороны России возложены конкретные задачи. Это охрана находящихся на оснащении Вооруженных Сил ядерного, ракетного и стрелкового вооружения, боеприпасов и взрывчатых веществ, военных объектов. Это и участие в проведении контртеррористических операций, в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации.
     Минобороны России принимает также активное участие в работе Федеральной антитеррористической комиссии (ФАК) - координационного органа, обеспечивающего взаимодействие всех сил и средств антитеррористической борьбы.
     Сегодня во всех субъектах Российской Федерации созданы Региональные антитеррористические комиссии, в работе которых также участвуют представители Вооруженных Сил России.
     В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1040 от 15 сентября 1999 г. «О мерах по противодействию терроризму» Минобороны России принимает участие в работе Межведомственного оперативного штаба, созданного для практической координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму.
     В целях установления единых подходов к организации антитеррористической деятельности в Вооруженных Силах, повышения готовности войск (сил) к действиям в условиях возникновения угрозы совершения террористического акта Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации изданы соответствующие руководящие документы.
     Как видите, создана целая система, предназначенная для того, чтобы антитеррористическая деятельность государства была прежде всего превентивной, направленной на прогнозирование, выявление и предотвращение кризисных ситуаций, имела упреждающий, а не реагирующий, как показали сентябрьские события в Беслане, характер.
     Именно этого требует от всех федеральных органов исполнительной власти Президент Российской Федерации в своем Указе «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» от 13 сентября
     2004 г. № 1167. Задача Министерства обороны РФ – четко выполнять свои функции в этой системе борьбы с терроризмом.
     Минобороны России в целях исполнения этого указа подготовлены предложения в проект федерального закона «О противодействии терроризму» в части, касающейся применения оружия и военной техники для предотвращения и пресечения террористических актов.
     Таким образом, хочу подчеркнуть, что в Министерстве обороны и в целом в Вооруженных Силах Российской Федерации создана и последовательно развивается система антитеррористической деятельности.
     – Завершается реформирование центральных органов военного управления. В чем суть проведенных оргштатных мероприятий? Как в дальнейшем будет совершенствоваться система управления Вооруженными Силами?
     – Во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указа Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» в Минобороны России в основном завершается проведение мероприятий, направленных на уточнение структуры Министерства обороны РФ в соответствии с требованиями, определенными этими указами.
     Президентом РФ утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, определена численность центрального аппарата Министерства обороны в количестве 10.350 человек. Сегодня в Министерстве обороны четыре заместителя министра обороны РФ, в том числе два первых, а также три начальника служб (Службы кадровой и воспитательной работы, Службы экономики и финансов и Службы расквартирования и обустройства), пользующихся правами заместителя министра обороны РФ. С целью обеспечения деятельности министра обороны РФ, как это имеет место во всех государственных управленческих структурах, создан новый орган (на правах Службы) – Аппарат министра обороны РФ, который обеспечивает сочетание управленческой, экспертно-консультативной и контрольной функций, а также функции информирования и связи с общественностью.
     С целью укрепления роли Генерального штаба ВС РФ как структуры Минобороны России, отвечающей за стратегическое планирование, с него сняты избыточные управленческие функции по различным вопросам текущей деятельности Вооруженных Сил, которые переданы соответствующим заместителям министра обороны РФ и начальникам служб.
     Завершается проведение организационных мероприятий по выходу соответствующих органов военного управления на установленную численность военнослужащих и гражданского персонала, переформирование ряда органов военного управления минобороны и органов управления тыла, технического обеспечения и подразделений боевого управления видов и родов войск Вооруженных Сил РФ.
     – Не за горами 2005 год. Какие проблемы развития Вооруженных Сил будут в нем приоритетными?
     – 2005 год для нас — это завершение выполнения пятилетнего плана строительства и развития Вооруженных Сил. Хочу отметить, что все мероприятия плана будут выполнены к установленному сроку, а также то, что Генеральный штаб уже развернул работу по выработке приоритетных направлений дальнейшего развития Вооруженных Сил на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
     Полагаем, что этими направлениями должны стать:
     - дальнейшее совершенствование системы управления Вооруженными Силами;
     - завершение перехода к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, предполагающим объединение по территориальному принципу их складской, транспортной, медицинской, ремонтной и других инфраструктур, управляемых единым органом;
     - формирование и реализация единой технической политики в Вооруженных Силах и в военной организации государства в целом;
     - начало планового переоснащения войск и сил новыми образцами вооружения, военной и специальной техники;
     - интенсификация боевой подготовки и другие направления.

     В работе Генерального штаба в 2005 году основной упор будет сделан на организацию планирования применения, строительства и развития Вооруженных Сил на следующие пять лет - на 2006 —2010 годы, разработку концептуальных и программных документов долгосрочного действия: Концепции строительства Вооруженных Сил, Государственной программы вооружения и других важных документов.
     Не менее важное направление нашей работы - дальнейшая оптимизация структуры и штатной численности Вооруженных Сил.
     При этом особое внимание будет уделено и качеству боевой подготовки войск (сил) на всех уровнях – от подразделения до объединения.
     – С 1 января в армии и на флоте начался процесс реализации Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 — 2007 годы. Как вы оцениваете ход этой работы? Каковы проблемы и каким видится конечный результат?
     – Актуальность перехода на комплектование, в первую очередь соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими по контракту обусловлена как сокращением объема призыва граждан на военную службу в связи с рядом факторов, в том числе демографических, экономических и социальных, так и более высоким уровнем требований к профессиональной подготовке военнослужащих при интенсивном развитии средств, форм и способов вооруженной борьбы.
     Кроме того, полагаю, всем понятно, что в Вооруженных Силах должны быть укомплектованные личным составом и обеспеченные вооружением и военной техникой соединения и воинские части.
     Хочу напомнить, что Федеральная целевая программа рассчитана на 4 года. В 2004 году на контрактный способ комплектования переходит одно соединение Вооруженных Сил России. В 2005 году – более 30 соединений и воинских частей, а в 2006 году – 20 соединений и воинских частей Вооруженных Сил России. В 2007 году – еще 11 соединений и воинских частей. Такова количественная характеристика Программы в части, касающейся Вооруженных Сил.
     Сегодня военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях, переведенных в рамках Программы на новый способ комплектования, выплачивается надбавка за особые условия боевой подготовки в размере до 3.300 руб. и до 5.000 руб. в воинских частях, дислоцированных на территории Чеченской Республики на постоянной основе. Так, солдат-контрактник с выслугой 2 года в дивизии, дислоцированной на территории Чеченской Республики, с учетом единовременных выплат получает на руки ежемесячно до 15.800 руб., а в других воинских частях, переводимых на контрактный способ комплектования, - до 6.200 руб.
     В рамках реализации Программы изменяются условия расквартирования военнослужащих-контрактников. В этих целях предусматривается и практически выполняется:
     - реконструкция (переоборудование) казарм в военные общежития упрощенного типа;
     - строительство новых военных общежитий;
     - развитие социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения функционирования существующих и вводимых в эксплуатацию объектов казарменной зоны.

     Таковы основные особенности перевода соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования. Есть ли проблемы? Скажу откровенно, что есть.
     Основных проблем в реализации программных мероприятий ФЦП несколько. Одна заключается как в недостаточных качественных показателях кандидатов, поступающих на военную службу по контракту на должности рядового и сержантского состава из числа граждан, пребывающих в запасе, что обусловлено невысоким уровнем их подготовки. Другая связана с недостаточной привлекательностью военной службы в социальном и материальном отношениях. Несмотря на установленные дополнительные выплаты, о которых говорилось выше, на службу по контракту поступают граждане, как правило, не нашедшие себя в гражданской жизни, а также жители регионов с упадочной экономикой и из сельской местности, так как основная масса граждан считает недостаточной оценку ратного труда, связанного с рисками для жизни.
     Считаю, что для устранения этих проблем необходима государственная поддержка по повышению привлекательности военной службы по контракту.
     Осуществление в Вооруженных Силах перехода на контрактную службу стало, на мой взгляд, государственным приоритетом. Уже к концу этого года по планам Министерства обороны на территории Чеченской Республики планируется заменить всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, контрактниками.
     Уверен, что реализация мероприятий Федеральной целевой программы позволит иметь рациональную систему смешанного комплектования войск (по контракту и по призыву), способную обеспечить наличие боеспособных соединений и воинских частей постоянной готовности, осуществить планомерное замещение военнослужащими по контракту военнослужащих по призыву, снизить социальную напряженность в обществе, связанную с прохождением военной службы.
     – В связи с профессионализацией Вооруженных Сил в 2008 году планируется сократить срок службы по призыву до одного года. Позволит ли это поддерживать на необходимом уровне боеготовность армии и мобилизационный потенциал страны?
     – Действительно, один из результатов реализации Федеральной целевой программы - создание предпосылок для сокращения с 2008 года срока военной службы по призыву до одного года. В результате полного выполнения мероприятий Программы количество контрактников в Вооруженных Силах на воинских должностях сержантов и солдат достигнет половины. То есть основу рядового и сержантского состава в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил будут составлять контрактники. Именно это обстоятельство и позволило говорить о возможности сокращения срока военной службы по призыву до 12 месяцев начиная с 2008 года. Часть военнослужащих по призыву в течение 5 - 6 месяцев будет получать в учебных воинских частях соответствующую военную специальность, необходимую для накопления мобилизационного резерва. После этого они будут направляться в воинские части, где с остальными военнослужащими в процессе службы будут совершенствовать полученные навыки по военной специальности в составе подразделений.
     Что касается других войск, воинских формирований и органов, в которых граждане сегодня проходят военную службу по призыву (ВВ МВД России, Пограничные войска ФСБ России и др.), то им, очевидно, придется продолжить после 2008 года набор граждан на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат и одновременно совершенствовать систему подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в условиях сокращения срока ее прохождения. Однако здесь необходимо подчеркнуть, что готовность государства к обороне зависит от войск (сил), принимающих непосредственное участие в ее обеспечении, то есть прежде всего от Вооруженных Сил.
     Сокращение срока военной службы по призыву до одного года положительно скажется на накоплении в запасе Вооруженных Сил военно-обученных мобилизационных людских ресурсов, так как в этом случае число подготавливаемых по военно-учетным специальностям граждан при прохождении военной службы по призыву на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин возрастет вдвое. Немаловажен и тот факт, что сокращение срока военной службы по призыву до одного года предполагает сокращение предоставления гражданам освобождений и отсрочек от призыва на военную службу, увеличение доли граждан, которых можно будет призвать на военную службу, повышение качественных показателей направляемых в войска (силы) призывных контингентов.
     Таким образом, само по себе сокращение срока военной службы по призыву при условии полной реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 – 2007 годы не приведет к снижению боевой готовности Российской армии.
     – В военных округах нормой жизни стали региональные командно-штабные мобилизационные учения, другие мероприятия мобподготовки с привлечением граждан, пребывающих в запасе. Говорит ли это о том, что в стране восстанавливается система мобилизационной работы? Какие проблемы приходится решать здесь?
     – Вы верно подметили, что такие учения стали нормой совместной подготовки командования воинских частей и соединений, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, военных комиссариатов, граждан, пребывающих в запасе, к выполнению задач по мобилизации. Для этого имеются необходимые законодательные основы. От учения к учению органы военного управления, войска (силы) и военные комиссариаты совершенствуют взаимодействие с органами государственной власти при проведении мобилизации.
     За последние два года на территории военных округов проведено свыше десяти таких учений. В них приняли участие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления многих субъектов РФ. Военными комиссариатами призваны в ходе учений на военные сборы из запаса свыше 20 тыс. граждан, что позволило им восстановить навыки по военно-учетным специальностям.
     Такие мероприятия свидетельствуют не только о восстановлении системы мобилизационной работы в стране, но и о ее совершенствовании в части комплексной отработки задач мобилизации в регионе всеми участниками мобилизационного процесса.
     Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации принимает меры к развитию и совершенствованию всей системы мобилизационной работы. Но в этой работе есть и свои проблемы. Усложняется решение вопросов воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в вопросах обороны, установленные ранее, заменяются формой содействия органам военного управления и военкоматам или же отменяются. Это ведет к увеличению нагрузки на органы военного управления и военные комиссариаты, превращает общую для всех заботу об обороне страны в ведомственную задачу. Так не должно быть! В этой связи многое предстоит привести в соответствие с действующим законодательством. Такая работа развернута совместно с Правительством РФ. Полагаю, что разрабатываемые в настоящее время нормативные правовые акты позволят решить имеющиеся проблемы.
     – В последнее время российские корабли активно участвуют в совместных учениях с флотами стран НАТО. Как бы вы оценили достигнутый уровень взаимодействиями с вооруженными силами Североатлантического альянса и каковы перспективы нашего сотрудничества в военной сфере?
     – Действительно, в 2004 г. российский ВМФ совместно с ВМС стран НАТО провел 11 учений, в том числе 3 - в Северной Атлантике, 3 - на Балтике и 4 - в Средиземном море.
     Впервые в истории атомная подводная лодка Северного флота совершила заход в иностранный порт - французский порт Брест.
     Интенсивно прорабатываются технические вопросы участия российских военных кораблей в совместных с кораблями НАТО действиях в Средиземном море в операции «Активные усилия». Цель этих действий - борьба с международным терроризмом. Задачи - перехват, задержание и досмотр судов, подозреваемых в причастности к террористической деятельности.
     Уверен в том, что сегодня объективно существуют условия, позволяющие России выстраивать новую схему взаимодействия с НАТО.
     Можно назвать целый ряд направлений, на которых наметились перспективы равноправного взаимовыгодного сотрудничества России и НАТО. Особо хочу отметить такое, как борьба против терроризма.
     Цель сотрудничества в этой области - это адаптация Вооруженных Сил России и государств НАТО к условиям активного противодействия террористическим угрозам; пресечение захвата террористами оружия и боевых средств; регулярный обмен информацией о террористических угрозах; осуществление взаимных консультаций по согласованию национальных нормативных актов в области борьбы с терроризмом, а также подготовка и проведение совместных учений и тренировок контртеррористической направленности.
     В настоящее время российские и натовские эксперты рассматривают проект документа «Текущие и будущие террористические угрозы вооруженным силам России и государств - членов НАТО», содержащий определение террористической угрозы, описание способов воздействия на объект террористического нападения, а также общую оценку угрозы террористических атак.
     Кроме того, изучаются перспективы возможного взаимодействия по ряду других направлений, таких как поиск и спасание на море; сотрудничество между военными и в сфере военных реформ; противодействие новым угрозам и вызовам.
     На основе уже накопленного опыта практического взаимодействия развернута работа над определением дальнейших областей сотрудничества. При этом будущее российско-натовских отношений мы видим не в количественном увеличении мероприятий по направлениям сотрудничества, а в изменении самого содержания этих отношений с учетом существующих реальностей, их практической целесообразности и взаимной выгоды.
     – Как вы оцениваете способность России противостоять реальным и потенциальным угрозам на Закавказском направлении? Какова ваша оценка военно-политической ситуации в этом регионе?
     – В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания, практически отсутствует.
     И все же обстановку в мире в целом и, в частности, в Закавказье нельзя считать на 100 процентов стабильной. На ее состояние и развитие негативное влияние оказывают тяжелое экономическое положение стран региона, обострение внутриполитических и межгосударственных противоречий, неурегулированность вооруженных конфликтов.
     Позволю высказать свое мнение, заключающееся в том, что действия официальных властей Грузии по ослаблению негативных тенденций в ряде регионов республики отличаются непоследовательностью. Остаются неурегулированными грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты. При этом руководство Грузии, неоднократно заявляя о приверженности мирному пути разрешения внутренних территориальных противоречий, на практике не исключает силовых вариантов разрешения проблем с «мятежными территориями». Уверен, что последствия таких силовых решений приведут только к эскалации ситуации с непредсказуемыми результатами.
     Таким образом, с целью недопущения развития негативных для России и для других государств Закавказья тенденций сегодня остается актуальной задача всемерного содействия реализации стратегической линии на сохранение стабильности в регионе. Вооруженные Силы Российской Федерации уже не раз доказывали свою эффективность в этом плане, а также приверженность мирной эволюции ситуации в зоне межэтнических конфликтов, куда привлечены российские миротворческие подразделения.
     – Усилия по укреплению обороноспособности страны не смогут принести желаемого результата, если не повысится престиж военной службы. А он напрямую связан с решением самых острых проблем – жилье, финансы, льготы. Возможно ли сегодня повысить привлекательность профессии офицера? Что для этого делается?
     – Действительно, повышение престижа военной службы - задача актуальная. Необходимо откровенно отметить, что принятых нами мер для повышения социального статуса военнослужащих оказалось явно недостаточно. Проведенное повышение денежного содержания военнослужащих до уровня должностных окладов федеральных государственных служащих и повышение окладов по воинским званиям военнослужащих ситуацию к лучшему не изменило. Механизм денежной компенсации отмены натуральных льгот оказался проработан недостаточно.
     Поэтому сегодня приходится констатировать, что уровень денежного содержания – одна из главных причин, отрицательно влияющих на состояние укомплектованности Вооруженных Сил офицерским составом. Однако мы продолжаем работать с Правительством Российской Федерации по вопросам дальнейшего повышения социального статуса военнослужащих, в первую очередь офицерского корпуса.
     Так, с 1 января 2005 года планируется увеличить процентную надбавку военнослужащим за сложность и напряженность до 120% . Кроме того, для участников боевых действий вместо имеющихся в настоящее время льгот будут предусмотрены денежные выплаты органами социального обеспечения по месту жительства.
     Продолжает действовать программа «Государственные жилищные сертификаты». Проводится также комплекс мероприятий по развертыванию накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих и созданию фонда служебных жилых помещений. С этой целью принят Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». На условиях, предусмотренных этим законом, каждый военнослужащий, заключивший первый контракт с 2005 года, может уже через три года приобрести жилье.
     Определенные льготы предусмотрены для военнослужащих, прослуживших установленный срок по контракту, при поступлении в высшие учебные заведения страны.
     Мы понимаем, что все эти меры кардинально не улучшат благосостояние военнослужащих, но шаги в этом направлении будут предприниматься нами непрерывно и настойчиво.
     – Газета «Красная звезда», учредителем которой является Минобороны РФ, - уникальное, единственное в своем роде печатное издание со славной 80-летней историей. Ваше отношение к военной печати, к идее создания военного телевидения? Предложения, замечания, пожелания по совершенствованию нашей работы?
     – Согласен с вами, что «Красная звезда» - действительно уникальное издание. Можно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны газета была наиболее востребована, в ней работали Константин Симонов, Илья Эренбург, Алексей Толстой, многие другие известные писатели и публицисты нашей страны. То, что традиции газеты сохраняются, подтвердили и события в Чечне, где «Красную звезду» с интересом читали и читают на боевых позициях.
     Именно «Красная звезда» как орган Министерства обороны должна быть печатным изданием, наиболее объективно, квалифицированно и заинтересованно отстаивающим интересы человека в погонах, разъясняющим нашему обществу суть происходящих в армии и на флоте перемен, помогающим военному человеку правильно ориентироваться в происходящих в мире событиях. А для этого надо глубже изучать и анализировать реальную жизнь войск и происходящие в них процессы, чаще писать о людях, на которых держится боевая готовность и быт войск. Без этого изданию трудно будет возродить свою популярность и авторитет.
     В то же время мы видим, что газета ищет новые формы подачи материалов, привлекает интересных авторов, начинает поднимать острые вопросы. Поэтому я уверен, что «Красная звезда» завоюет свои прежние позиции, а Министерство обороны окажет ей в этом всемерную помощь.
     Что же касается военного телевидения, то, как вы знаете, федеральное государственное учреждение Министерства обороны «Центральная телерадиостанция МО» (ЦТРС МО) в феврале этого года одержало победу в федеральном конкурсе на право осуществления телевизионного вещания в Москве и Московской области. В настоящее время в Минобороны ведется плановая работа по созданию телевизионного канала «Звезда», начало вещания которого намечено на 20 февраля 2005 г. В ближайшее время в военных округах и на флотах будут созданы филиалы ЦТРС Минобороны, а во всех крупных городах - ее структурные подразделения, которые возьмут на себя функцию распространения телеканала «Звезда» по территории Российской Федерации. Насколько мне известно, также утверждена государственно-патриотическая концепция вещания этого канала.
     Таким образом, я уверен, что военные СМИ могут и должны адекватно отвечать на вызовы времени.
     - Спасибо Вам, Юрий Николаевич, за интервью, понимание и поддержку. Надеемся на наше дальнейшее сотрудничество.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства