на главную страницу

6 Ноября 2004 года

Армия и общество

Суббота

Призвание - офицерская жена

Беседовала Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Для всех они - высокопоставленные руководители Вооруженных Сил Российской Федерации. Генералы, адмиралы. А для своих родных – внимательные сыновья, любящие мужья, заботливые отцы, добрые дедушки. Они по роду своей профессии не публичные люди. Мы практически ничего не знаем об их жизни, а тем более о близких, о тех, кто окружает людей, на чьих плечах – тяжелое бремя ответственности за безопасность России. Чтобы они стали для нас ближе, давайте попробуем посмотреть на них глазами их верных спутниц – жен наших военачальников.
Сегодня – рассказ о семье начальника штаба ВДВ генерал-лейтенанта Николая Стаськова. Я давно хотела о нем написать, потому что редко можно найти такое завидное единодушие в характеристике человека. От рядовых до офицеров все говорили одно: «Настоящий боевой генерал». Тем более было интересно встретиться с его женой, Натальей Михайловной, которая, как любая офицерская жена, «не давала присяги», как поется в известной песне Анны Резниковой, но вместе с мужем «служит» всю жизнь.

     
«Главное в жизни – любить и быть любимыми…»

     Мелкий, затяжной дождик, осенние сумерки намертво обволакивают стада многоэтажек на Юго-Западе Москвы. Найти среди них нужный адрес не так-то просто. Наконец подъезд, домофон, из лифта - направо, открывается дверь… И на пороге меня встречает невысокая белокурая девушка. Без всякого преувеличения – Золушка из сказки. Только вот обычная блочная квартирка - не дворец. Но как же здесь уютно после зябкой сырости улицы! Это Дом, в который хочется приходить. Среди героев Джека Лондона есть одна замечательная маленькая хозяйка, при встрече с которой все отмечали: вот они, Красота и Характер в одном лице. Так и здесь...
     - Наталья Михайловна, двое взрослых детей, внук, муж, жизнь с которым уж точно штилем не баловала, преподавательская работа, а быть учителем-словесником в школе – это отдельный памятник при жизни… Дом в основном, как я поняла, тоже на ваших плечах. Вам надо обязательно запатентовать секрет сохранения молодости и красоты!
     - Жизнь точно спокойной не была. Но, как говорится, а кому легко? (Смеется.) А секрет-то простой: лучше не допускать конфликтных ситуаций, чем их потом героически ликвидировать. И, конечно же, любить и быть любимой. В этом мне, считаю, повезло…
     Везет в этом тонком вопросе, к сожалению, не всем. Ведь любовь – чудо, рожденное самой природой с вечным инстинктом самосохранения. Она приходит на огонек к тем, кто готов ее холить, лелеять, растить и постоянно поддерживать. Недаром ее сравнивают с огнем. Главное, чтобы он не погас, не разгоревшись. Но у Наташиной любви были крепкие корни: ее родители никогда не мыслили жизни друг без друга. Так что любовь тоже родом из детства.
     
«Папина дочка»

     Скажешь: дочка военного, и сразу ясен характер. А папа-десантник - это и того круче. А он у нее еще и сибиряк, фронтовик-орденоносец. Великая Отечественная призвала его в 17 лет. Наташину маму он встретил уже после войны, в Приморье, в 26 лет. Наташа – первенец (а всего у Михаила Павловича три дочки), родилась в 1952 году в Амурской области, на границе с Китаем. Первоклассницей стала в Белогорске, где служил отец. О своей школе № 4 рассказывает с восторгом, до сих пор помнит фамилии учителей. Мама Натальи Михайловны хранит в домашнем архиве пожелтевшую вырезку из газеты «Амурская правда». Там, на фотографии среди пяти лучших пионеров отряда им. Фиделя Кастро, – ее дочка. Мама всегда говорила: «За Наташу я спокойна».
     - В Белогорске был замечательный Дом офицеров. Мы, дети, там были главными. Кружки, секции, студии. Все это заслуга руководства дивизии, тогда был великолепный комдив – Сухоруков. Кабинет начальника Дома офицеров – большой, с пушистыми коврами - был своеобразной «детской» комнатой. С нами занимались специальные воспитатели, для работающих родителей это было просто спасением. А нам было интересно. Мы в то время жили дружно, всей улицей деревья сажали, цветы. Все свои, родные. Люди одной военной семьи. Это по тогдашним названиям улиц сразу понятно: Авиационная, имени Гастелло…
     Наташа участвовала в КВНах, занималась бальными танцами, училась играть на фортепьяно (родителям с трудом, но удалось купить инструмент – тогда ведь все «доставали»), каталась на коньках и лыжах, постоянно участвовала в соревнованиях, прилично играла в баскетбол. А еще гоняла с друзьями в казаки-разбойники. Но строго в девять – домой. Никто не напоминал, не звал. Просто не мыслилось подвести родителей. Отца в дивизии уважали, одна из его мирных наград – орден Красной Звезды - получена за то, что служба вооружения, им возглавляемая, пять лет занимала в округе первое место. Мама, рукодельница, великолепная хозяйка, тоже пользовалась большим авторитетом. В доме никогда не было крика, но были порядок и уют. Для отца, который сутками пропадал на службе, семья была отдохновением и радостью. И жене он старался всегда помочь по мере возможности. Например, при повсеместном товарном дефиците он свой отпуск тратил на поездки в Москву, чтобы закупить детям все необходимое.
     
Литовские «университеты»

     Наташа не успела закончить девятый класс, как отца перевели служить в Литву, в Каунас. Было непросто вписаться в новый школьный коллектив, да и не было здесь того особого военного братства маленьких городков. Но и здесь она с сестрами не подвела родителей. «Вот это семья, вот это дети!» - с восторгом говорил про них директор их каунасской школы. Наташа легко поступила на филологический факультет университета в Вильнюсе. В дипломе по окончании его будет написано: «Преподаватель русского языка и литературы». Что сыграло в выборе профессии – любимые педагоги школы в Белогорске или гены - папин брат – директор школы? Хотя специальность для будущей жены военного – одна из самых нужных для гарнизонной жизни.
     - Жена военного… Так получилось, что у нас, у трех сестер, все мужья - с погонами. У меня и у Аллы – десантники, как и отец. Я не строила планов выйти замуж именно за офицера. Но судьба…
     Конечно, судьба. Потому что Наташа вообще была девушкой, что называется, строгих правил: сказывалось воспитание. И «на танцы», сегодняшний вариант дискотек, где обычно и завязывались романтические отношения, ее с трудом вытаскивали подруги. Нет, недостатка в мужском внимании такая девушка, конечно, не испытывала. И замуж звали постоянно. Но она ждала свою единственную Любовь. И встреча с будущим мужем получилась по всем законам сказочного жанра. Случайный приход Наташи в клуб, объявление белого танца, все ее подружки уже танцуют с кавалерами, она остается в одиночестве, решительно поворачивается и приглашает на танец того, кто просто стоял ближе всех. Он сразу протянул к ней руки. Молодой офицер - лейтенант, выпускник знаменитого Рязанского училища ВДВ. Больше они не расставались. В мае нынешнего года этой встрече исполнилось 30 лет.
     - Николай был первым, кого я познакомила с родителями. И только тогда, когда поняла: это мой человек на всю жизнь. И не случайно выбор пал на военного. В то время в военные училища шли учиться лучшие из лучших. К тому же Коля был десантником. Это вообще для меня (смеется) знак качества.
     Так началась ее жизнь офицерской жены. Первое время жили в чужой квартире. Одна комната – с вещами хозяев, другая – их. Но зато рядом со службой Николая. К дому, что стоял на горе, вели 92 ступеньки. Он всегда вбегал в квартиру, запыхавшись.
     – Что случилось? - волновалась молодая жена.
     – Я соскучился!
     Если сосчитать дни, которые они проводили вместе, то много не наберется. Как и ее отец, Николай служил добросовестно, именно что служил. Она работала в школе. Сначала в литовской (ох и с трудом дался язык!), потом – в русской. Каждый день она просыпалась в пять утра, чтобы приготовить ему горячий завтрак. К шести мужу надо было быть на службе. Так было заведено матерью в ее семье, по такому графику до сих пор живет Наталья Михайловна.
     …Когда на свет должен был появиться их первенец – Сереженька, Николай Викторович был на важном совещании.

     - До сих пор вспоминаю. Я ему звоню, что меня пора везти в роддом. А он: «Солнышко, ну никак нельзя подождать?!» Но понимал, что я позвонила не из-за женских страхов (я ведь всю литературу по этому поводу тщательно проштудировала, подруга-врач медицинскими книгами меня снабдила), сразу примчался. Волновался, хотя и знал, что я терпеливая.
     Терпеливая… Но никто не может представить, что творилось в его душе, когда надо было сказать Наташе с трехмесячным сыном на руках: «Меня отправляют в командировку в Африку военным советником. Надолго. На целый год». Первый раз Новый год они не встретили вместе. Тогда, в 1977-м, Наталья Михайловна не знала, что в далеком 1994-м будет еще один новогодний праздник вдалеке друг от друга. И она тоже могла потерять любимого.
     …31 декабря 94-го тогда замкомандующего ВДВ по миротворческим силам генерал-лейтенант Стаськов шел в БТРе в боевых порядках в пылающий Грозный. Боевики открыли огонь из гранатометов. Может быть, его спас тот первый боевой опыт старшего лейтенанта в Эфиопии: благодаря командам Николая Викторовича машина успела уйти из зоны обстрела. Хотя три гранаты броня «поймать» успела. А тогда…
     За время той командировки она похудела на 10 килограммов. Буквально таяла: «живого» веса – 49,5 килограмма. И снова помогала в жизни родительская школа. Они не утешали, не паниковали. Хотя и переживали страшно: из 10 направленных в Эфиопию офицеров-десантников двое погибли, один попал в плен. Там, где был муж, шла война. Спасали письма. Они приходили пачками – с оказиями. Сразу по 6 - 7 штук за неделю. Столько же от нее получал Николай. Писали друг другу ежедневно. Эту переписку Наташа бережно хранит. Вместе с сувенирами, которые как-то сумел передать муж. Даже сейчас, когда бывает тяжело на сердце, она берет их в руки, и мир светлеет.

     - Когда почту из ящика вынимал отец, то он устраивал мне сюрпризы. Раскладывал письма Коли в самых неожиданных местах: под крышкой фортепьяно, возле кроватки Сережи, в прихожей. И давал мне «наводку», чтобы я находила их «случайно». Это было смешно, отвлекало. Родители меня спасли и тем, что настояли, чтобы я вышла на работу. Мне некогда было думать о плохом, я крутилась из дома в школу, из школы – бегом к малышу. Тетрадки, пеленки. И – письма. Господи, я была счастливой, потому что чувствовала: Коля любит меня. Он описывал в письмах даже мной забытые эпизоды наших первых встреч, нашей с ним короткой совместной жизни…
     
Место службы изменить нельзя

     Сереже исполнился год и четыре месяца, когда его снова увидел папа. А в три годика малыш ненадолго стал москвичом. Николая направили учиться в столичную академию. Жили на частной квартире в Филях, чтобы было поближе к месту учебы. Наташа работала, вся ее зарплата уходила на съем квартиры. Но это было хорошее время. Каждые выходные всей семьей они шли в музей, театр, парк.
     - После окончания академии нас ждал Кишинев. Там родился «папин цветочек» - дочка Викуля. Виктория – значит победа. Коля очень хотел девочку, ждал. Кстати, если я сейчас задерживаюсь, а муж приходит домой, то вкусный ужин ему все равно обеспечен: Вика семейные традиции не нарушает. Мужчина должен быть накормлен, окружен заботой.
     Двое маленьких детей, один грудной. Николай то на службе, то уезжает на учения. Конечно, случались и слезы. Но никогда ни он, ни она не позволяли копиться обидам. Так и сегодня. Он оберегает ее от лишней тревоги, проблемы оставляет за порогом квартиры. Она не дает гаснуть теплому домашнему очагу.
     Снова новая квартира. Уже в Одесской области. Через год – очередной переезд. Считай, что «на родину» - в местечко недалеко от Каунаса. Николай Викторович вернулся в Литву уже комдивом.
     Почему-то всех интересует, насколько жены людей, занимающих руководящие посты, влияют на своих мужей.
     Про свою половину Николай Викторович всегда говорит, что жена у него – золото. И это не только потому, что всегда уверен в ее поддержке, знает: дома его ждут. На столе непременно будут аппетитной горкой возвышаться «ежики» - так он называет свои любимые пирожные (я попробовала – вкуснотища!). Но он уважает в Наталье Михайловне профессионала: она замечательная учительница, ее обожают дети, берут пример не только в умении идеально правильно строить свою речь, но и в стильной светской манере одеваться. Она элегантна и аккуратна во всем.

     - Я не имею права советовать ему что-то конкретно. Особенно, что связано со служебными вопросами. Для этого надо досконально разобраться в проблеме. Но моменты каких-то оценок ситуаций бывали. Еще знаю: если Николай Викторович принял решение, то это значит, что он изучил проблему всесторонне. И будет в его исполнении идти до реального воплощения. Потом, я понимаю, что у меня получается, а что – нет. Силы свои оцениваю реально. (Смеется.) Машину вот точно не смогу никогда водить.
     А советы… Скорее, наблюдения острым женским взглядом. Маленький пример. Однажды, гуляя с ребенком в бытность в гарнизоне под Каунасом, Наталья Михайловна заметила: солдатики из патруля при морозе в минус 10 градусов - без перчаток. Прибежала домой, позвонила мужу. Сразу же все было решено. Мелочь? Но уже тогда Стаськов решал вопросы не только боевого характера. Как командир, он вникал во все сферы сложной жизни гарнизона: бытовую, социальную. Потому что это тоже немаловажные составляющие боеготовности любого воинского организма.
     Еще деталь. Когда на заводе азотных удобрений, который был расположен рядом с гарнизоном, произошла серьезная авария, она никуда с детьми не уехала, чтобы не было ненужной паники.

     
«Мне всегда везло на хороших людей…»

     - Я не знаю, обрадовалась ли я, когда муж поступил в Академию Генерального штаба, хотя к переездам уже привыкла. В столице 4 года жили в общежитии, потом получили квартиру на Юго-Западе. Отказались от пафосной Рублевки, потому что так ближе было на работу. Я привыкла к школьному коллективу, не хотелось бросать детей. Дочь с сыном тоже еще учились. Николай Викторович не возражал. Там, конечно, площадь была бы больше, но не в лишних метрах счастье. Здесь рядом парк, можно погулять, побегать, на велосипедах покататься, на лыжах. В получасе езды от дома есть дачка – десять лет все никак не достроим, хотя банька уже есть. Но как же без нее, муж это дело очень уважает. Это единственное средство нормально расслабиться, ведь последние годы он без отпусков.
     - Наталья Михайловна, мне рассказывали, что методистка, которая проверяет работу учителя на уроках, с восхищением про вас сказала: «Ее уровень преподавания несравненно выше школьного». Не было желания делать личную карьеру?
     Я не успела закончить мысль, как Наталья Михайловна ойкнула и метеором унеслась куда-то в глубь квартиры. Вернулась с книгой под названием «60 мужчин на службе Отечеству».
     - Чуть не забыла вам ее показать. Смотрите, здесь о муже! Я вообще стараюсь собирать публикации о нем. Складываю стопочкой. Внуку потом покажем.
     И тут я поняла, что свою жизнь она не мыслит отдельно от интересов мужа. И это не рисовка, это – данность. И понимание того, что он, по ее представлению, способен на большее, значит, его надо всячески поддерживать. И кто скажет, что она не права? Николай Стаськов в 34 года стал генералом – самым молодым в российских Вооруженных Силах. Сразу после окончания Академии Генштаба был назначен заместителем командующего по миротворческим силам, затем – начальником штаба Воздушно-десантных войск. И кто знает, что ждет боевого генерала впереди?
     - Ваш муж прошел, что называется, огонь, воду и медные трубы. В его послужном списке - обучение эфиопов премудростям глубинной разведки. Он всю жизнь, как настоящий десантник, выполнял задачи «на выживание». Участие в урегулировании грузино-абхазского конфликта, ввод миротворческих подразделений и непосредственная организация выполнения поставленных задач двумя парашютно-десантными батальонами во время конфликта на Балканах (все помнят его рискованный для карьеры приказ о броске на Приштину). Чечня опять же. Что помогает вам не срываться, не устраивать женских истерик?
     - В первую очередь – семейное воспитание. Я на примере мамы знаю, какой должна быть настоящая жена офицера. А потом, я же вам говорила: мне везет на хороших людей. И я не люблю свои проблемы перекладывать на других.
     На самом деле во время всего разговора эта фраза про то, что ее всегда окружают хорошие люди, повторялась не раз. И вообще я ни о ком и ни о чем не услышала какой-то негативной характеристики, информации. Наталья Михайловна точно не реализовала себя как великолепный дипломат.
     
Что осталось «за кадром»

     ...Когда ее ученики пишут изложение, за образец Наталья Михайловна берет тексты из книг академика Лихачева – своего кумира.
     Сейчас она временно (муж попросил хоть немного отдохнуть) не преподает. Но ее крайний класс был лучший в школе. Ей до сих пор звонят коллеги, ребята приглашают на выпускные вечера.
     ...Наталья Михайловна очень переживала, когда сын начал прыгать с парашютом с 13 лет: дрожала за него, но терпела и старалась понять, хотя сама боится летать в самолетах до сих пор. Сергей окончил по семейной традиции Рязанское училище.
     ...Однажды возле подъезда муж увидел маленькую собачку - всю в крови, с выбитым глазом. Николай Викторович не смог оставить щенка. Принес домой. Сам вымыл, возился с ним. Искали хозяина – не нашли. С того дня Бобчик – так назвали умного, преданного найденыша - прожил с ними 12 лет. Десантники никого никогда не бросают в беде.
     ...Один из любимых фильмов семьи Стаськовых – «Офицеры». У меня сразу же мелькнула мысль: как же похожи главные герои этой картины на мою собеседницу и ее мужа! Между прочим, Василий Лановой – частый гость у десантников. Совсем недавно он был в Пскове.
     А Наталья Михайловна, мне кажется, обязательно бы подружилась с Любой – героиней Алины Покровской. Они обе – настоящие офицерские жены.

     - Я сейчас часто вспоминаю, как во время той первой командировки мужа переехала с грудным сыном к родителям. Николаю уже надо было срочно уезжать, он попросил всех родных выйти на время из комнаты: хотел наедине попрощаться с маленьким Сережей. Каюсь, я подглядела. Он склонился к его кроватке, сын схватил его палец, гулькал, а Коля ему что-то тихонько говорил. Словно бы какой-то наказ давал перед разлукой. У нас недавно родился внук Кирилл – сын Сережи. Недавно увидела такую же сцену. Дед наклонился над ним, Кирюша ему палец ручонкой обхватил, что-то оба лепечут… Так было все похоже, будто и не прошло 28 лет. Я подумала: жизнь продолжается. Военным в любые времена приходилось непросто. Защита Отечества – это всегда передний край. Молодым офицерам сейчас тяжело вдвойне. Но помните, что я сказала в начале разговора? Главное в жизни – любить и быть любимыми! Ищите свою половинку. Не забывайте про трех сестер: Веру, Надежду и Любовь!


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства