на главную страницу

11 Ноября 2004 года

ПАТРИАРХ

Четверг

Патриарх службы горючего

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Генерал-полковнику Василию Васильевичу Никитину, 30 лет стоявшему во главе Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны, в эти дни исполнилось бы 90 лет. За время, в течение которого Никитин руководил Службой горючего, она поднялась на новые, я бы сказал, космические высоты и удерживает их по сей день.
     Василия Васильевича не случайно называют патриархом Службы горючего, потому что при нем она из обычной гээсэмовской («получай - выдавай») превратилась в мощную инженерно-техническую службу боевого обеспечения, разрослась вширь и вглубь.
     Я знал Василия Васильевича в течение 10 лет по совместной службе в аппарате Тыла Вооруженных Сил. Вместе с ним регулярно бывал на совещаниях у заместителя министра обороны по тылу, в командировках в округах и на флотах и даже на отдыхе в крымском санатории.
     Как сейчас, вижу перед собой коренастого, очень подвижного человека с живыми искорками в глазах, при общении любящего пошутить, на службе - делового и сосредоточенного, ровного в отношениях с подчиненными, никогда не дававшего волю своим эмоциям. Запомнилось и такое: на сборах руководящего состава Минобороны при показе новой техники (а она тогда шла потоком), объясняя ее особенности, Василий Васильевич, не заглядывая ни в какие конспекты, сразу касался самой сути и совершенно свободно отвечал на любые вопросы о тактико-технических данных, боевых свойствах нового «изделия», будь то автотопливозаправщик на 20 колесах, каждое из которых высотой в половину человеческого роста, или трубомонтажная машина.
     Начальники и подчиненные Василия Васильевича сходились во мнении: «Он - глыба, эрудит, авторитет!» Те, кто знал его биографию, были убеждены, что Никитин стал таким, как есть, не столько обучаясь в учебных заведениях (а учился-то он в основном без отрыва от службы), сколько благодаря природному таланту. И, зная его характер, никто не сомневался, что ему при прохождении службы не свойственно было искать какого-то особого расположения к себе «в верхах». По служебной лестнице на вершину Службы горючего Никитина вели такие его качества, как преданность делу, упорство и трудолюбие.
     Военную службу Василий начал в формируемом Управлении снабжения горючим РККА, придя туда по комсомольской путевке, и уже в 1938 году ему присваивают звание военинженера 3 ранга. Практику постигал на ходу, но нужны были и знания, для чего Никитин поступает на вечернее отделение Военной академии механизации и моторизации. Но закончить учебу не удалось - началась финская война, и надо было в тяжелейших условиях фронта, в тридцатиградусные морозы обеспечивать горючим наступающие войска. А на пороге была Великая Отечественная...
     22 июня 1941 года военный инженер 3 ранга Василий Никитин по тревоге прибыл в УСГ Красной Армии и был включен в состав оперативной группы. Военного лиха офицер хватил немало: из фронтовых командировок не вылезал, был под артобстрелом и под бомбежками. Став начальником отдела Управления Службы горючего, на местах решал вопросы снабжения армий, дивизий и даже полков горючим, контролировал правильность его применения и своевременность накопления необходимых запасов.
     После Победы над фашистской Германией без всякой передышки Василий Никитин оказался на Дальнем Востоке, на войне с Японией: танки и авиация при переходе через Хинганский хребет «пожирали» неимоверное количество топлива, и боевая страда офицеров Службы горючего не прекращалась ни днем, ни ночью. А когда прогремел последний выстрел и большинство войск стало возвращаться домой, оперативная группа во главе с Никитиным утрясала и закрепляла плоды победы: завозили транспорта с горючим на Южный Сахалин, Курильские острова, подавали ГСМ в Маньчжурию и Корею. В Москву, в Управление Службы горючего, Никитин вернулся только к Новому, 1946 году.
     А тут уже ждали диктуемые бурным прогрессом науки и техники новые задачи: разрабатывалось ракетно-ядерное оружие, возрастал удельный вес реактивной авиации, новых образцов военной техники. В связи с этим росли требования и к количеству, и к качеству нефтепродуктов. Быстро прошло первоначальное представление о «всеядности» реактивного двигателя, а решение проблемы «больше, но лучше» оказалось нелегким.
     По окончании Высших академических курсов при Военной академии тыла и транспорта в 1954 году полковник-инженер Василий Никитин назначается начальником Управления Службы горючего Минобороны. Он сразу же развил кипучую деятельность по совершенствованию реактивного топлива, созданию нового вида энергоносителя - жидкого ракетного топлива. Ведь уже был образован новый вид войск - РВСН, началась гонка за выход в космос в глобальном масштабе. При непосредственном участии Никитина вместе с другими министерствами и НИИ трудились в этом направлении ученые 25-го ГосНИИ Минобороны.
     Проблема заключалась в том, что компонентами жидкого ракетного топлива (КЖРТ) являлись высокоагрессивные и опасно токсичные вещества и надо было разрабатывать и изготавливать комплекс специальных технических средств для работы с КЖРТ, оптимальную инфраструктуру и материальную базу, решать экологические вопросы и т.д.
     Никитин понял, что Служба горючего должна интенсивнее развиваться на более высоком уровне. Следовало создавать разветвленную сеть баз и складов ракетного топлива и горючего, средства их транспортировки, строить собственные заводы по производству и ремонту технических средств. С помощью руководства Тыла ВС и Минобороны Никитин добился передачи от ЦАВТУ и видов Вооруженных Сил функций и права заказа в автомобильной промышленности средств транспортирования ракетного топлива и горючего в ведение ЦУ РТГ. Этот смелый шаг быстро обернулся результатом: в сжатые сроки поставка необходимой техники достигла почти 10.000 единиц в год.
     Выполняя повседневные обязанности по снабжению войск горючим, главные усилия Службы направлялись на обеспечение специальным топливом ракетно-ядерного оружия. Без Никитина и его подчиненных не обходились реальные испытания ядерного оружия на Тоцком полигоне, в Семипалатинске, на Новой Земле, запуски космических ракет. Это повлекло за собой изменение в названии Службы - она стала называться Центральным управлением ракетного топлива и горючего. А ее начальник Василий Никитин в короткие сроки стал генерал-полковником, лауреатом Государственной премии.
     Через некоторое время решена была еще одна исключительно важная проблема - транспортировка горючего посредством трубопровода, который по праву называется детищем Никитина. Именно он возглавлял деятельность ученых (прежде всего «своего» 25-го ГосНИИ Минобороны) по созданию новой системы. А затем по самим полевым магистральным трубопроводам (ПМТ) и их использованию в армейских условиях посвятил два объемных труда.
     В начале афганской кампании, где практически отсутствовали железные и разветвленные шоссейные дороги для доставки горючего нашим войскам, Никитин предложил проложить трубопровод. Со стороны руководства ТуркВО, да и в Центре раздались возражения. Кое-кто считал, что трубопровод будет более уязвимым для огня душманов, чем автотранспорт. Но Никитин сумел переубедить оппонентов и не ошибся. Трубопровод был развернут на двух направлениях общей протяженностью 1.207 километров, по которому войскам 40-й армии было поставлено 5,4 млн. тонн горючего, что составило 80 процентов от общего количества поставок.
     Уходя в отставку, генерал-полковник Василий Никитин оставил хорошо сколоченный коллектив Службы и крепкое руководящее ядро. В последние годы в сложных условиях рыночной экономики, при постоянном дефиците финансовых средств «горючникам» и в Центре, и в войсках пришлось нелегко. Но они достойно справлялись с поставленными задачами, в том числе и в двух чеченских кампаниях. Во всех делах и поступках для них является примером отношение к служебному долгу Василия Васильевича Никитина.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства