на главную страницу

16 Ноября 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Арафата заменило двоевластие

Марианна ГРИШИНА.



В воскресенье в секторе Газа было совершено покушение на главу Организации освобождения Палестины Махмуда Аббаса, который за день до этого был избран кандидатом в президенты Палестины от ООП. Вокруг ситуации с покушением сохраняется полная неясность. Перестрелку на траурной церемонии, посвященной кончине Арафата, где присутствовал Аббас, устроили от 30 до 40 боевиков. По некоторым данным, они являются членами группировки «Бригады мучеников Аль-Аксы», входящей в ФАТХ. Сам Аббас заявил, что произошедший в Газе инцидент нельзя трактовать как покушение на его жизнь. «Это результат чрезмерных эмоций, вызванных смертью президента Арафата», - считает глава ООП. Такого же мнения придерживается и экс-руководитель палестинской службы безопасности Мохаммед Дахлан. Тем не менее многие наблюдатели расценивают это событие в Газе как свидетельство обострения борьбы за власть в Палестинской автономии.

     
Все на выборы


     В тот же день, когда в Рамалле палестинцы прощались со своим лидером, новое руководство Палестинской автономии обратилось к Израилю с призывом отвести свои войска с палестинских территорий и содействовать проведению выборов. «Подготовка к выборам главы Палестинской национальной администрации должна начаться немедленно», - подчеркнул спикер законодательного совета автономии Рухи Фаттух. Как он заявил позднее во время встречи с верховным комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой, выборы нового главы Палестинской национальной администрации состоятся до 9 января 2005 года.
     Пока же в Палестине избрано новое руководство. Рухи Фаттух принес присягу как временный глава Палестинской автономии. В течение ближайших двух месяцев его главной задачей станет проведение выборов в Палестинской автономии. До этого момента властные полномочия будут делить между собой ближайшие соратники Арафата Ахмед Куреи (Абу Ала) и Махмуд Аббас (Абу Мазен). Как отмечают аналитики, Фаттух в новой конфигурации власти в ПНА является скорее декоративной фигурой, при этом он сохранит свои полномочия главы автономии лишь до момента избрания нового лидера. За Куреи осталась должность главы правительства, кроме того, как ожидается, он сменит Арафата на посту главы совета национальной безопасности. Это значит, что он будет контролировать силовые структуры и финансы автономии. Полномочия главы «Организации освобождения Палестины» перешли к экс-премьеру Махмуду Аббасу, который был одним из главных участников переговоров с Израилем в 1994 году и договорился о принятии плана «Дорожная карта». В то же время во главе движения ФАТХ - «военного крыла» ООП - стал не Аббас, а другой палестинский политик Фарук Каддуми, который до этого возглавлял политический департамент ООП.
     По мнению большинства наблюдателей, проведение предвыборной кампании в Палестине «по всем правилам» с участием международных наблюдателей в нынешних условиях будет весьма нелегкой задачей. Дело в том, что палестинские власти ранее неоднократно заявляли о своем отказе проводить выборы в условиях оккупации израильскими войсками сектора Газа и Западного берега реки Иордан. Недавно эту позицию вновь озвучил Фарук Каддуми. «Шарон перекрывает дороги между палестинскими населенными пунктами, устанавливает блокпосты. Палестинцы перемещаются по своим территориям только по специальным пропускам, выдаваемым израильтянами. Как в таких условиях можно проводить честные и прозрачные выборы?» - заявил он. Обсуждать условия проведения выборов в ближайшее время будут на заседаниях исполкома ООП и ЦК ФАТХ. Непонятно, удастся ли уговорить Израиль вывести войска менее чем за 60 дней - на этот счет, видимо, будут проведены дополнительные палестино-израильские переговоры.
     Тем временем главной проблемой, от которой будут зависеть дальнейшие перспективы ближневосточного урегулирования и судьба палестинского руководства, остается вопрос о том, кто придет на смену Ясиру Арафату на посту главы автономии.
     
Как не нарушить баланс

     В настоящий момент в руководстве Палестинской автономии сохраняется некий баланс сил между «сторонниками мира» и так называемой партией войны. Те политики, к которым перешло большинство властных функций – Махмуд Аббас, Ахмед Куреи и Рухи Фаттух, - считаются сторонниками установления мира с Израилем и выступают за прекращение нападений на израильтян боевиками ХАМАСа, «Исламского джихада» и «Бригад мучеников Аль-Аксы» (последние недавно переименовали себя в «Бригады Арафата»). Из этой «властной тройки» наиболее влиятельной фигурой и основным претендентом на пост главы автономии считается Аббас.
     Полная противоположность им - возглавивший ФАТХ Фарук Каддуми. Его прозвали «тунисским сидельцем» за то, что в период создания в Палестине автономии при переезде туда руководства ООП он отказался въезжать на территорию, которая де-факто контролировалась израильтянами. В отличие от Куреи и Аббаса, которые конфликтовали с Арафатом из-за его потворства террористическим организациям, Каддуми поддерживает отношения с руководством ХАМАСа, «Исламского джихада» и «Бригад Арафата». Причем последние как формально входящее в ФАТХ подразделение отныне будут ему подотчетны.
     «Политическому крылу» в палестинском руководстве, которое пользуется поддержкой западных стран и США, противостоят и некоторые другие влиятельные палестинские политики. В частности, руководитель молодежных бригад ФАТХ - группировки «Танзим» - Марван Баргути, отбывающий срок в израильской тюрьме, и экс-руководитель службы безопасности Палестины Мохаммед Дахлан.
     Совершенно особой позиции придерживаются радикальные палестинские группировки, которые, по мнению многих аналитиков, после смерти Арафата могут включиться в борьбу за власть в Палестине. В некоторой степени это уже происходит: если ранее ХАМАС, «Исламский джихад» и Народный фронт освобождения Палестины бойкотировали проводившиеся в ПНА выборы, то теперь они объявили о своем намерении принять участие в избрании глав местного самоуправления автономии, намеченных на декабрь. Скорее всего они включатся и в кампанию по выборам главы ПНА. При этом их позиция по отношению к Израилю и решению палестинской проблемы остается крайне жесткой: лидеры ХАМАСа и «Исламского джихада» обвинили израильские спецслужбы в отравлении Арафата, пригрозив отомстить израильтянам за смерть палестинского лидера. По некоторым данным, палестинские экстремистские группировки, потерявшие в начале года после спецопераций израильской армии часть своего руководства, вскоре могут объявить о создании объединенного руководства. Тем самым они превращаются в одну из самых мощных сил, которые примут участие в переделе наследства Арафата.
     В то же время «тройка» преемников Арафата – Аббас, Куреи и Фаттух – не имеют сильных позиций ни в одной из боевых организаций палестинцев. В целях обеспечения безопасности в ходе предвыборной кампании им придется искать поддержки у службы безопасности Арафата и военизированных формирований экс-главы службы безопасности в секторе Газа Мохаммеда Дахлана. Однако, как известно, между этими двумя организациями некоторое время назад вспыхивали ожесточенные конфликты, доходившие до вооруженных столкновений.
     По мнению одного из израильских аналитиков Зеева Шиффа, новое палестинское руководство может и не удержать ситуацию в автономии под контролем. Это станет невозможно, по его мнению, если новым лидерам Палестины не удастся «нейтрализовать» Каддуми и довольно быстро сформировать широкую коалицию, куда бы вошли представители «военного крыла» палестинского руководства. В нее должны войти, в частности, такие политики, как Дахлан, советник главы ПНА по национальной безопасности Джибрил Раджуб и руководитель палестинской разведки Таурик Тирави, необходимо также добиться поддержки Марвана Баргути.
     На данный момент такой коалиции не сложилось. Баргути уже успел заявить, что будет самостоятельно участвовать в выборах президента Палестины. Каддуми, который пообещал «продолжить вооруженную борьбу с Израилем в случае провала мирных переговоров», также явно стремится вести свою игру. При этом, однако, палестинское руководство заявило о своем намерении продолжить диалог с радикальными группировками «с целью сохранения национального единства» после смерти Арафата. Решение об этом было принято на состоявшемся 14 ноября в Рамалле заседании ЦК движения ФАТХ.
     
Мировое сообщество требует

     В Палестине, таким образом, начала складываться своеобразная модель двоевластия: формальные права и полномочия перешли к умеренно настроенному новому руководству автономии, а реальный контроль над силовыми органами и влиятельными террористическими организациями оказался в руках совсем других лиц. Баланс сил между этими двумя «ветвями власти» может быть в любой момент нарушен.
     В этих условиях особую значимость приобретают вопросы о том, кого из кандидатов поддержат на выборах «ближневосточная четверка» (Россия, США, Евросоюз и ООН) и арабские страны и сможет ли эта поддержка сыграть определяющую роль. Лидеры этих стран уже выступили с требованиями подготовки к честным и свободным выборам в Палестинской автономии, а также возобновления мирных переговоров с Израилем. Такова, в частности, и принципиальная позиция России.
     С весьма решительными заявлениями по ситуации в ПНА выступил президент США Джордж Буш. Многие аналитики уже расценили их как активизацию ближневосточной политики Соединенных Штатов. На пресс-конференции в Белом доме Буш отметил, что палестинское государство может быть создано к окончанию его второго президентского срока, то есть к 2009 году. В качестве условия создания суверенной Палестины американский президент назвал проведение свободных выборов в ПНА и гарантии безопасности для Израиля, добавив, что готов материально поддержать независимое палестинское государство. Заявление Буша, помимо того, что преследовало политические цели (речь о закреплении за США лидерства в ближневосточном урегулировании), было также направлено на «умиротворение» Палестины. Выдвинув цель скорейшего создания палестинского государства, власти США тем самым, похоже, пытаются нейтрализовать радикальные палестинские группировки и способствовать формированию консенсуса по поводу дальнейших целей развития в палестинском обществе.
     Вслед за Бушем британский премьер Тони Блэр и французский министр иностранных дел Мишель Барнье заявили о своей поддержке плана ухода израильтян из сектора Газа, а также плана мирного урегулирования «Дорожная карта».
     
Израиль выдвигает свои условия

     Израильские же власти после смерти Арафата столкнулись с совершенно новой для себя ситуацией. Премьер-министр Ариэль Шарон давно объявил, что он не видит в Ясире Арафате партнера по переговорам, поэтому он изолировал его в Рамалле и тем самым получил возможность действовать в одностороннем порядке. Палестинское руководство потому и выступало против плана Шарона по выводу войск из Газы, что он был принят без учета мнения палестинцев. В нем не оговаривались такие значимые вопросы, как создание палестинского государства и судьба палестинских беженцев. «Для Израиля было бы лучше, чтобы Арафат как можно дольше оставался в своей изоляции, - отмечает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский. - Но получилось иначе, и сейчас Шарону волей-неволей придется иметь дело с новыми лидерами, про которых уже нельзя сказать, что они являются вдохновителями терроризма».
     Положение Израиля осложнилось еще и в связи с требованием «ближневосточной четверки» возобновить мирный процесс на Ближнем Востоке. Это означает, что мирные переговоры, возможно, придется начать сначала, притом они не ограничатся, скорее всего, теми положениями, которые зафиксированы в недавно принятом плане размежевания с Палестиной. Вопрос уже будет стоять, видимо, о возобновлении соглашений в рамках так называемой «Дорожной карты», как того требуют и Палестина, и ряд европейских стран.
     Израиль же вполне устраивает создавшееся статус-кво. Поэтому недавно израильский премьер и подверг критике своего министра финансов Беньямина Нетаньяху, который выступил за пересмотр и приостановку реализации «плана Шарона» в связи с возникшими после смерти Арафата «новыми условиями», в частности возможным усилением террористической угрозы. В ответ Шарон заявил, что он намерен продолжить реализацию плана вывода войск из сектора Газа. В то же время президент Израиля Моше Кацав в своем интервью Франс-Пресс, напротив, отметил, что Израиль открыт для мирных переговоров. «Если новое палестинское руководство сможет положить конец терроризму и насилию в регионе, оно найдет в лице Израиля надежного партнера», - отметил Кацав. Итак, Израиль выразил готовность к возобновлению диалога по ближневосточному урегулированию, но при одном условии: придерживающееся умеренных взглядов новое палестинское руководство должно оказать давление на экстремистов и террористов, таких как ХАМАС и «Исламский джихад», которые не признают никаких переговоров с Израилем.
     
Слишком много «если»

     Переговоры по палестинскому вопросу требуют решения самых многочисленных проблем, включая вопросы о границах палестинского государства, статусе Иерусалима и судьбе палестинских беженцев. Необходимо предпринять действия по обеспечению безопасности Израиля и предоставлению палестинцам возможности и средств для построения жизнеспособного политического образования, свободного от присутствия израильских солдат, в том числе на Западном берегу. Должны быть урегулированы вопросы о строительстве защитной стены на Западном берегу реки Иордан, а также, возможно, об отправке в регион контингента международных миротворческих сил. В самой Палестине режим Арафата должен быть заменен на такое политическое руководство, которое сможет вести мирные переговоры и взять на себя выполнение своих обязательств. Следует при этом иметь в виду, что уровень безработицы в автономии составляет около 40 процентов, а палестинская экономика сейчас почти полностью зависима от Израиля, куда ездит на заработки большинство палестинцев.
     Как изменится ситуация в Палестине после смерти Ясира Арафата? Будет ли она основанием для открытия некой новой страницы палестинской истории и прологом к созданию независимого государства или самым банальным образом станет началом нового витка борьбы за власть? На этот вопрос сложно ответить: для достижения мира в Палестине требуется выполнение слишком многих «если».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства