на главную страницу

17 Ноября 2004 года

Профессионалы

Среда

Не набирать, а отбирать

Об основных проблемах, трудностях с реализацией Федеральной целевой программы размышляет начальник Генерального штаба – первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Юрий БАЛУЕВСКИЙ



     Реализация Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004—2007 годы – задача государственной важности. Ей особое внимание уделяет Президент России – Верховный Главнокомандующий В.В. Путин.
     Существует ряд основных особенностей перевода соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования. Они таковы. Сегодня военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях, переведенных в рамках программы на новый способ комплектования, выплачивается надбавка за особые условия боевой подготовки в размере до 3.300 руб. и 5.000 руб. - в воинских частях, дислоцированных на территории Чеченской Республики на постоянной основе. Так, солдат-контрактник с выслугой 2 года в дивизии, дислоцированной на территории Чеченской Республики, с учетом единовременных выплат получает на руки ежемесячно до 15.800 руб., а в других воинских частях, переводимых на контрактный способ комплектования, – до 6.200 руб.
     В рамках реализации программы изменяются условия расквартирования военнослужащих-контрактников. В этих целях предусматриваются и практически выполняются реконструкция (переоборудование) казарм в военные общежития упрощенного типа, строительство новых военных общежитий, развитие социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения функционирования существующих и вводимых в эксплуатацию объектов казарменной зоны.
     Есть тут проблемы. Их несколько. Одна заключается в недостаточных качественных показателях кандидатов, поступающих на военную службу по контракту на должности рядового и сержантского состава из числа граждан, пребывающих в запасе, что обусловлено невысоким уровнем их подготовки. Другая связана с недостаточной привлекательностью военной службы в социальном и материальном отношениях. Несмотря на установленные дополнительные выплаты, о которых говорилось выше, на службу по контракту поступают лица, как правило, не нашедшие себя в гражданской жизни, а также жители регионов с упадочной экономикой и из сельской местности, так как основная масса наших соотечественников считает недостаточной оценку ратного труда, сложного, напряженного, связанного с рисками для жизни.
     Считаю, что для устранения проблем необходима государственная поддержка по повышению привлекательности военной службы по контракту.
     Перевод Вооруженных Сил на контрактную службу стал, на мой взгляд, государственным приоритетом. Уже к концу этого года Министерство обороны на территории Чеченской Республики планирует заменить всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, контрактниками.
     Уверен, что реализация мероприятий федеральной целевой программы позволит обрести рациональную систему смешанного комплектования войск (по контракту и по призыву), способную обеспечить наличие боеспособных соединений и воинских частей постоянной готовности, осуществить планомерное замещение военнослужащими по контракту военнослужащих по призыву, снизить социальную напряженность в обществе, связанную с прохождением военной службы.
     Один из результатов реализации федеральной программы – создание предпосылок для сокращения начиная с 2008 года срока военной службы по призыву до одного года. В результате полного выполнения мероприятий программы количество контрактников в Вооруженных Силах на воинских должностях сержантов и солдат достигнет половины. То есть основу рядового и сержантского состава в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил будут составлять контрактники. Именно это обстоятельство и позволило говорить о возможности сокращения в недалекой перспективе срока военной службы по призыву до 12 месяцев. Часть военнослужащих по призыву в течение 5 – 6 месяцев будет получать в учебных воинских частях соответствующую военную специальность, необходимую для накопления мобилизационного резерва. После этого они будут направляться в воинские части, где с остальными военнослужащими в процессе службы будут совершенствовать полученные навыки по военной специальности в составе подразделений.
     Что касается других войск, воинских формирований и органов, в которых граждане сегодня проходят военную службу по призыву (ВВ, МВД России, Пограничные войска, ФСБ России и др.), то им, очевидно, придется продолжить после 2008 года набор граждан на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат и одновременно совершенствовать систему подготовки военослужащих, проходящих военную службу по призыву в условиях сокращения срока ее прохождения. Однако здесь необходимо подчеркнуть, что готовность государства к обороне зависит от войск (сил), принимающих непосредственное участие в ее обеспечении, то есть прежде всего от Вооруженных Сил.
     Сокращение срока военной службы по призыву до одного года положительно скажется на накоплении в запасе Вооруженных Сил военно-обученных мобилизационных ресурсов, так как в этом случае число подготавливаемых граждан при прохождении военной службы по призыву на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин возрастет вдвое. Разумеется, что сокращение срока военной службы по призыву до одного года предполагает сокращение предоставления гражданам освобождений и отсрочек от призыва на военную службу, увеличение доли граждан, которых можно будет призвать на военную службу, повышение качественных показателей направляемых в войска (силы) призывных контингентов.
     Таким образом, само по себе сокращение срока военной службы по призыву при условии полной реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 – 2007 годы не приведет к снижению боевой готовности Российской армии.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства