на главную страницу

17 Ноября 2004 года

Профессионалы

Среда

Контрактники в лицах

Над выпуском работали: Александр ДОЛИНИН, Александр БОГАТЫРЕВ, Геннадий МИРАНОВИЧ, Игорь ДМИТРОЧЕНКО, Сергей СЕВЕРИНОВ. фото Дмитрия ПРУДНИКОВА.



     
Его "горячие" командировки

     Переходящий вымпел главнокомандующего Сухопутными войсками "За высокий профессионализм и самоотверженность в работе" в начале этого года вручен лучшему полку связи. Это заслуга всего коллектива отдельного гвардейского полка, и все же есть люди, по уровню профессионализма и качествам характера составляющие его боевое ядро, основу боеготовности. Таков гвардии старшина контрактной службы Эдуард Гацкан.
     Эдуард начинал свою службу в лихое время. Призывался в 1990-м в одной стране, а увольнялся в запас уже совсем в другой. Вооруженные Силы тогда "худели" не по дням, а по часам. Денежное содержание военнослужащие получали, мягко говоря, нерегулярно. Кадры уходили в бизнес... А Эдуард Гацкан сделал несколько парадоксальный и все же осознанный выбор - в 1992 году подписал первый контракт. И за 12 лет ни разу не пожалел об этом, хотя бывало в службе всякое...
     В декабре 1995 - июне 1996-го - "горячая" командировка на Северный Кавказ в составе мотострелкового полка механиком-водителем САУ. Воевали под Шатоем. Артогнем обеспечивали "зеленый коридор" автоколоннам, проходящим через ущелье в Ханкалу. Ночью освещали Шатой осветительными снарядами...
     - До подписания мирного договора в марте 1996 года все было нормально, - вспоминает Эдуард. - А когда в соответствии с условиями договора перестали вести упреждающий артобстрел маршрута, одна из автоколонн средь бела дня 14 апреля попала в засаду... Погибло много людей, было уничтожено около 70 единиц техники.
     Вряд ли это стало уроком для политиков, подписавших мир. А Эдуард и его боевые товарищи такого не забудут...
     Сегодня главные заботы помощника начальника станции тропосферной связи гвардии старшины контрактной службы Эдуарда Гацкана связаны с техникой - поддержание боеготовности станции, ремонт, консервация... Много сил приходится отдавать и совершенствованию инфраструктуры полка. Людей не хватает... Впрочем, на всех командно-штабных учениях, в обстановке, максимально приближенной к боевой, связисты действуют выше всяких похвал. Вот и на фронтовом КШУ в поле гвардии старшина Эдуард Гацкан отработал уверенно, надежно. При этом с оптимизмом отмечает: "Заметно улучшилось материальное обеспечение боевой подготовки. На учения в поле теперь выходим большим составом, чего несколько лет не было. Техника не подводит. Связь надежна..."
     А еще радуют Эдуарда любимые жена и двое сыновей. Свою бы крышу над головой, но в льготной очереди гвардии старшина Гацкан - в третьем десятке. В 2003 году полк получил всего три квартиры, так что перспективы не слишком обнадеживают. гвардии старшина Эдуард Гацкан, разумеется, служит не за квартиру. И все же, все же...
     На снимке: гвардии старшина контрактной службы Эдуард ГАЦКАН; эпизод "горячей" командировки на Северный Кавказ.Фото автора и из архива Эдуарда ГАЦКАНА.
      Александр ХРОЛЕНКО.
     

     
Целитель ротного масштаба

     Служба в спецназе сколь почетна, столь и трудна. Спецназовец обязан метко стрелять из всех видов штатного оружия, владеть в совершенстве приемами рукопашного боя, быть всегда в хорошей спортивной форме. Для достижения этого проводятся ежедневные изнурительные тренировки, спарринги, выходы на полевые занятия и на стрельбище, многокилометровые кроссы с полной выкладкой по пересеченной местности. При таких нагрузках конечно же не исключены и спортивные травмы, растяжения и ушибы.
     В таких случаях на помощь сослуживцам приходит рядовой контрактной службы Валерий Востриков. Его штатная должность - оператор радиоэлектронной разведки, а неофициальная - ротный лекарь.
     Способность к целительству к Валере перешла по наследству от отца, который в совершенстве владел приемами мануальной терапии и лечебного массажа. Помимо двух высших медицинских образований и природного дара Валерий Дмитриевич постоянно повышал свою квалификацию. Доктора Вострикова хорошо знали не только в родном Нальчике, но и далеко за его пределами. Два года как не стало Валерия Дмитриевича, а люди по-прежнему едут в Нальчик за помощью из Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев и других мест.
     У Валерия-младшего, как и у отца, природный дар целителя подведен под научную базу. У него за плечами учеба в медицинском училище и диплом фельдшера, незаконченное высшее образование.
     Служить юноша пошел добровольно, хоть и мог взять отсрочку. По мнению Валерия, мужчиной вправе называться лишь тот, кто прошел армейскую школу. Мысль продолжить службу по контракту у него окончательно укрепилась после года службы, когда на себе в полной мере ощутил тяготы и лишения спецназовской службы. К тому же рядовой контрактной службы Востриков считает, что его лекарские умения в спецназе нужнее, чем на "гражданке".
      Олег Пчелов
     

     
Горжусь службой на ракетном крейсере!

     Стать контрактником после службы по призыву североморец главный старшина Николай Сухов решил еще... в шестнадцать лет. Тогда, после окончания девятого класса средней школы, его детство закончилось.
     Самый младший ребенок в многодетной семье, Николай оказался перед выбором: как жить дальше? Завод, на котором работали отец и мать, обанкротился. Старшие брат и сестры пополнили армию "челночников". Не желая висеть у родителей на шее, Николай поступил в профессионально-техническое училище, начал осваивать специальность электромонтера-железнодорожника.
     Годы учебы пролетели незаметно, подошла пора призыва в Вооруженные Силы. В принципе профессия защитника Отечества ему нравилась с детства. Вот только поступать в какой-нибудь военный вуз не решился: посчитал, что знаний все же маловато. Да и деньги нужны были, чтобы ехать в чужой город, а лишних их в семье Суховых не было.
     Узнав о службе по контракту, Николай сразу же решил: "Вот это для меня". Посоветовавшись с родителями и уже отслужившими срочную друзьями, планомерно занялся подготовкой к службе: в военкомате узнал об условиях контрактной службы, требованиях, предъявляемых к военнослужащим-контрактникам. Кроме этого всерьез занялся спортом.
     В военном комиссариате, куда Коля примчался, едва дождавшись повестки, сразу попросился в морскую пехоту. Военком пошел парню навстречу: включил его в команду, отобранную для ВМФ, и посоветовал уже на самом флоте проситься в "черные береты". Но в Североморске, во флотском экипаже, где Сухов прошел курс общевойсковой подготовки и принял военную присягу, служить его направили на ракетный крейсер "Маршал Устинов". К слову, первые дни службы на корабле произвели на парня нерадостное впечатление.
     - Только представьте: замкнутое пространство, везде металл, все как бы давит на тебя. И ощущение, словно воздуха не хватает, - уже с улыбкой вспоминает Николай. - Однако адаптировался, причем достаточно быстро. А после корабельной подготовки во взводе молодого пополнения меня рекомендовали в медицинскую службу крейсера.
     Вначале назначение расстроило парня: хотелось в ракетчики или в связисты. Но делать нечего. И молодой матрос начал осваивать азы новой специальности. Вскоре Николай вполне профессионально делал перевязки, готовил медицинский инструмент, помогал доктору во время амбулаторных приемов и телесных осмотров военнослужащих, вел запись больных на корабле и документацию крейсерской медслужбы. И так корабельное "врачевание" захватило парня, что перед завершением службы по призыву, особо не раздумывая, Николай заключил контракт.
     - Больше бы таких, как Сухов, военнослужащих, - говорит о нем заместитель командира по воспитательной работе капитан 2 ранга Сергей Ануфриев, - исполнителен, дисциплинирован. Служит с желанием, свое хозяйство содержит по-флотски образцово.
     А что до особенностей контрактной службы, то бытовыми условиями, созданными на корабле для военнослужащих-контрактников, Николай вполне доволен. Правда, на ракетном крейсере проектом изначально не предусмотрено отдельных помещений для проживания данной категории военнослужащих. Но командование корабля предоставило своим морякам-контрактникам каюты плюс отдельный кубрик, в котором недавно сделали ремонт. Пищу им готовят на мичманском камбузе, столуются профи в малой кают-компании. Ну а в свободное от службы время каждый может на корабле найти себе занятие по душе. Можно посмотреть телепередачу или видеофильм, в крейсерской библиотеке выбрать книгу на любой вкус или же посетить палубой ниже спортзал, в котором есть штанги, гири, шведская стенка, перекладина и даже велотренажер.
     В зависимости от решаемых задач для офицеров, мичманов и контрактников командование крейсера устанавливает двухсменный либо трехсменный график обеспечения дежурства и вахт. Не задействованные в смене обеспечения военнослужащие по своему усмотрению могут сойти с корабля на берег. Жильем военнослужащие-контрактники в основном не обеспечены, но многие снимают квартиры в Североморске. Николай также взял в поднаем жилье. Мебели, правда, маловато, однако жить, как считает сам, можно. А денежного довольствия хватает, чтобы и за квартиру заплатить, и на личные, так сказать, нужды. Даже холодильник и телевизор купил.
     Когда главный старшина Николай Сухов ездил домой в отпуск, всем родным привез подарки. Мама нарадоваться не могла! Так что парень службой доволен, рад и новой, приобретенной уже на корабле специальности санинструктора. Кроме того, РК "Маршал Устинов" регулярно выходит в Баренцево море для решения всевозможных задач: участвует во флотских учениях, выполняет ракетные и артиллерийские стрельбы. А в прошлом году корабль даже совершил межфлотский переход из Кольского Заполярья на Балтику, где в составе отряда боевых кораблей Северного флота демонстрировал мощь отечественного ВМФ перед президентами России и Польши. Так что дома Сухову было о чем рассказать родным, чем удивить. И поэтому на вопрос родителей, не жалеет ли о выбранной морской стезе, Николай ответил твердо: "Горжусь, что служу на одном из лучших кораблей Северного флота - ракетном крейсере "Маршал Устинов".
     Инга Зволинская.
     

     
Сестричка с передовой

     Светлана Наумова родом из Владимирской области. Хотя никто из ее близких родственников и не работал в медицине, девушка решила связать свое будущее именно с ней. Сразу же после окончания школы поступила в Ковровское медучилище.
     Через три года, уже после защиты диплома, ее ждала тихая, спокойная работа в одном из медицинских учреждений родного города. Но Света поняла, что гражданская медицина - не та сфера, где она могла бы с максимальной отдачей и пользой для пациентов применить свои силы и знания. И молодой дипломированный специалист обращается к райвоенкому с заявлением о призыве ее в качестве санинструктора на военную службу по контракту.
     Контрактники были нужны. Вскоре Наумову направляют в Таманскую мотострелковую дивизию, где полным ходом шло формирование одного из полков. Через некоторое время часть получила приказ на переезд в район Калиновской к месту своей постоянной дислокации...
     ...Служит Светлана в одном из лучших полков 42-й гвардейской мотострелковой дивизии. У нее уже третий контракт. За годы службы Света практически не изменилась. Та же улыбка и белокурые пряди, непокорно выбивающиеся из-под головного убора, ладно сидящая форма на стройной фигуре, огромные голубые глаза. Только теперь в этих глазах порой читается грусть и боль потерь. Все те страдания, что испытывают ее пациенты, санинструктор пропускает через сердце и делает все возможное, чтобы их облегчить.
     Несмотря на то что военная служба отнимает практически все время, девушка учится заочно. В армейской жизни Светлана продолжает ассистировать офицерам-медикам, занимается приемом больных, делает перевязки. Да мало ли забот в ротном медпункте, где каждому приходится выполнять различные профессиональные обязанности. Но о своем выборе Светлана Наумова ни разу не пожалела. Помогать людям в форме стало ее призванием. А в Чечне профессиональные военные медики особенно востребованы.
     Олег ПЧЕЛОВ.
     

     
Старшина - значит, старший

     В авиации есть такой термин - рубеж принятия решения. В определенный момент, когда самолет несется на разбеге по взлетно-посадочной полосе, летчик должен решить, продолжить ему взлет и оторвать шасси от "бетонки" либо начать экстренное торможение, чтобы быстро сбросить скорость и не оказаться за пределами ВПП.
     Нечто похожее есть и в судьбе каждого человека. Рубежом принятия решения в жизни старшины роты связи мотострелкового полка ДВО Александра Криворучко стал октябрь прошлого года, когда к концу подходила его служба по призыву. Тогда он и решился на, быть может, главное событие в своей жизни - стать военным профи.
     Бывает так: живет себе молодой человек так же, как и его сверстники, в семье отродясь военных не было, а призвавшись в армию, с удивлением понимает, что это и есть его заветное и что от этого уже не уйдешь. Так было и с Криворучко.
     Биография для среднестатистического призывника во многом собирательная. Позади детство, отрочество и юность в Магадане. В личном "активе" - окончание ПТУ по специальности электрогазосварщик.
     Но опустим второстепенное. Попадает он в одну из частей постоянной боевой готовности Дальневосточного военного округа. Подразделения полка едва ли не большую часть времени проводят в поле. Криворучко - стрелок-помощник гранатометчика. Больше всего запомнилось первое учение. Учили стрелять из всех видов оружия. И второе - тогда как раз вводились тактические "двойки" и "тройки". Это было в новинку даже для офицеров. Поэтому учились все. Больше всего Александру понравился уровень преподавания. Чего-либо не понять было просто невозможно. Вскоре привык к службе, втянулся. Да и его приметили. За исполнительность, аккуратность, подтянутость. Такие больше всего подходят к службе в роте связи. Александр попал в новое подразделение. Каждая машина здесь - рабочее место кого-либо из должностных лиц командования полка. Поэтому и ответственность за боеготовность техники здесь особая. Как, впрочем, и за уровень профессиональной подготовки.
     Александр старался. Наверное, срабатывали те начала, которые уже давно были заложены в подсознании. Широко известен в округе военно-спортивный технический клуб "Подвиг", который вот уже более двадцати лет ведет работу со школьниками в Магадане, на малой родине Александра. Жить в этом городе и не быть причастным к успеху клуба, не сопереживать его достижениям было невозможно. А еще Александр попал в здоровую среду, сплоченный коллектив, где каждый старался чему-то научиться от сослуживца, будь это работа в парке боевых машин или отработка учебно-боевых задач в поле.
     Командир роты старший лейтенант Сергей Архипов старательность Александра оценил по достоинству. Обучаем, инициативен, а главное - есть у парня целеустремленность. Так что заканчивал Криворучко срочную службу в качестве начальника радиостанции. Специальность свою освоил в совершенстве. Мало того, в связи с тем что штатный старшина роты находился в командировке в Чечне, Александр был назначен исполняющим его обязанности. Полтора года - достаточный срок, чтобы поверить в свои силы. Тогда впервые и пришла мысль о том, чтобы остаться в армии. Очень уж хотелось попробовать себя в совершенно новом и неожиданном качестве, интересно было узнать свои возможности. Да и перспективы появились. Александр точно знает, что хочет связать свою судьбу с армией. Хотел даже поступать в Дальневосточный военный институт, но сдержало то, что не выслужил пока половину срока контракта. Однако от намерений своих отказываться не собирается, точно знает, что станет офицером.
     Сейчас Александр Криворучко живет тем же, что и любой другой старшина подразделения. В кругу его обязанностей - накормить солдат, одеть, обуть, обеспечить помывку в бане, проследить за выполнением распорядка дня... Старшина для своих солдат, а их в роте 38, давно стал если не батей, то уж во всяком случае - старшим братом. И дело не в возрасте, так как в роте достаточное количество срочников старше своего старшины. Дело в отношении к службе, в сумме навыков и опыте, которые приобрел Александр Криворучко, после того как надел солдатские погоны. А еще - в авторитете, умении командовать и выполнять полученные задачи. Александр этому научился и еще других научит. Потому что, решив стать по-настоящему военным человеком, он им стал.
     Дмитрий Карпов.
     

     
В разведку идут с Михайловым

     Места под городом Приволжским, где родился Артур Михайлов, холмистые и овражистые. Не раз ломая на этих горках лыжи, Артур конечно же и предположить не мог, что опыт общения с горами потом пригодится ему на войне. В 2000 году разведгруппы их отдельной разведроты 106-й воздушно-десантной дивизии вдоль и поперек исходили горы в Веденском районе. Не раз разведгруппе Михайлова приходилось обходить растяжки, сидя в засаде, оставаться незамеченными для подходящих на бросок гранаты боевиков. Ведь главная задача разведки - добыть данные о противнике и навести на него авиацию или артиллерию, не обнаружив себя. Но уж когда не избежать контактного боя - врагу не позавидуешь. Разведка, в которой собраны настоящие профи и подлинные фанаты своего дела, воевать умеет.
     За участие в боевых действиях Михайлов награжден медалью "За отвагу". Сегодня прошедший Чечню разведчик передает опыт молодым солдатам. "Побольше бы таких специалистов", - в один голос говорят офицеры разведроты. Скоро именно так и будет: 106-я вдд переходит на контрактный принцип комплектования. Так что недалеко уже то время, когда в разведку со старшиной Михайловым пойдут одни профессионалы.
     Николай ДОНЮШКИН.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства