на главную страницу

18 Ноября 2004 года

ПРИЗЫВ: СЛУХИ И ФАКТЫ

Четверг

Очередь в военкомат...

Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда».



На приказе министра обороны о начале очередного призыва в российские Вооруженные Силы еще не успели просохнуть чернила, как в прессе появились совершенно неожиданные заявления от некоторых столичных военкомов о небывалом ажиотаже на призывных пунктах. Популярная московская газета поспешила оповестить общественность о перевыполнении плана призыва не только Москвой, но и областью на 200 процентов. Впору только радостно хлопать в ладоши и готовить хлеб-соль в частях для встречи «поколения пепси», которое вдруг резко поменяло приоритеты и по зову сердца отправилось в ряды защитников Отечества. Только как-то странно выглядит на фоне столь благостной картины вселенская грусть в глазах руководителей военного ведомства, которое совсем недавно публично заявило: число призывников в нашей стране уже столь мало, что это – «крайняя черта, ниже которой опускаться больше невозможно». За комментариями мы обратились в Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

     Надо отдать должное военным: встретиться с корреспондентом начальник управления комплектования генерал-лейтенант Валерий Астанин согласился по первой просьбе газеты. И был немало удивлен, увидев текст той самой публикации, которая, собственно, и послужила поводом для встречи. Лицо генерала мрачнело по мере чтения, а потом и вовсе стало мрачнее тучи. «Чушь все это, - заявил Астанин, - будем разбираться». Тут же последовал приказ дежурному соединить его с упомянутыми в статье военкомами. А пока подчиненные искали «виновников» столь ярких заявлений в прессе, мы начали разбираться собственно с механизмом призыва.
     За что пресса постоянно пинает военных? Мол, не считаются они с чаяниями граждан и вопреки всем приказам и здравому смыслу спускают каждую призывную кампанию некий план, который военком хоть умри, но должен выполнить. Им-то и стращают общественность различные правозащитные организации со страниц даже центральных изданий, предлагая в ответ на столь агрессивные действия людей в погонах свои рецепты, как откосить от армии.
     – Никакой план никто сверху не спускает, - терпеливо объясняет мне генерал, - я уже устал вашему брату-журналисту растолковывать, что и как делается в Вооруженных Силах. Ну никак в этом смысле не получается у нас с прессой нормального диалога. Мы рассказываем, а потом в статьях вы почему-то пишете все, как говорится, с точностью до наоборот. Что ж, попробуем еще раз. Итак, после окончания призывной кампании каждый военком подводит итоги: сколько у него людей не призвано и по какой причине. Часть из них вполне может попасть в армейский строй в следующий раз: здесь и уклонисты, и те, кто заканчивает учебу, имеет отсрочку по определенным медицинским показаниям, достиг призывного возраста и т.д. Эти данные подаются в областной военкомат. Здесь же указывается количество призывников по степеням годности. Вы же понимаете, что требования к будущим воинам, которые должны пойти на флот или, к примеру, в ВДВ существенно жестче. Учитываются и приводы в милицию, и даже уже погашенные судимости, и образовательный уровень, и множество других факторов, чтобы потом у призывников и армии не возникло оснований для взаимных претензий. Дальше данные в обобщенном виде поступают из субъекта Федерации в военный округ, а оттуда - в Генштаб. Мы в свою очередь анализируем потребности войск и соотносим их с возможностями округов. Иной раз видно, что где-то специально выставляются неожиданно большие цифры больных или учащихся, приходится разбираться и корректировать. В любом случае никто военкому наряд с заведомо невыполнимыми цифрами не пришлет.

     – Так ведь это все в идеале, а в жизни детей у нас в стране рождается все меньше, так что скоро в армию действительно некого будет призывать. Вот ходят упорные слухи, что в самое ближайшее время студентов лишат отсрочки и отправят служить. Не проще ли все-таки перейти на контрактный принцип комплектования, что само по себе снимет напряженность в обществе. И армия получит тех молодых людей, которые будут служить не за страх, а за совесть?

     – Как вы, видимо, знаете, мы приняли федеральную целевую программу по переходу на контракт, которая должна быть выполнена к 2008 году. Ну и, конечно, постепенно перейдем к одногодичной службе. Что же касается ресурсов, то приведу вам такой пример. В 1988 году, по данным Госкомстата, мальчиков у нас родилось 1.280.000, а в 1995 - только 660.000. А теперь, учитывая наше самое либеральное в мире законодательство, которое предусмотрело 25 видов отсрочек от службы в армии, получим, что из этого количества в строй в лучшем случае станет только каждый десятый. В итоге в 2015 году на всю страну можно будет надеяться, что под призыв попадут порядка 60 тысяч юношей. А сейчас призываем 176 тысяч человек. Значит, нужны некие компенсационные меры, чтобы выйти из этого тупика. Так и возникла идея контрактной службы. Есть перечень частей, которые будут полностью укомплектованы только контрактниками, которые и будут служить в «горячих точках», получая за свой нелегкий и опасный труд соответствующее денежное вознаграждение. Это касается не только Минобороны, но и Внутренних войск и пограничников.
     Что же до студентов, то я не вижу здесь никакого злого умысла со стороны военных лишить нацию интеллектуального потенциала. Студент берет на год академический отпуск, потом, прогуляв это время, восстанавливается в институте, и никто не говорит, что он существенно поглупел. Так почему же ему не сделать то, что предусмотрено Конституцией для каждого гражданина нашей страны? Многие известные люди, занимающие высокие посты в государстве, прошли армейскую службу и при этом не говорят о потерянных годах. Впрочем, хочу вам сказать, что мы до сей поры никаких предложений по этому поводу не давали. Дело армии обрисовать ситуацию, а решения должны принимать законодатели и политики.
     Наконец раздается долгожданный звонок. На проводе - военком упомянутого в статье Гагаринского военкомата Москвы, который якобы вместо положенных 170 человек уже призвал 250. Астанин держит трубку на вытянутой руке, чтобы мне было все слышно. Да, говорит военком, мне звонили из этой газеты, но я предложил им связаться с пресс-службой, которая примет соответствующее решение. Да и о чем в разгар призывной кампании можно говорить, о каких цифрах? Больше никто их не беспокоил, но за отказ от общения наказали военкомат, ославив на всю страну. Теперь вот собираются подавать в суд на газету.
     – Вот и правильно сделаешь, - басит в трубку генерал, - а я тебе еще наших юристов направлю на помощь. Ну ведь сущая ерунда получается: не нужны нам лишние люди, некуда их будет девать. План уже сверстан, все должности расписаны до человека. Или Москва должна признаться, что выдала нам заведомо ложные цифры, чтобы потом трубить о каком-то перевыполнении. Никто так не захочет себя подставить, расписаться в том, что нет толкового учета. Вот автор дальше пишет, что успехи во многом были достигнуты за счет ранних облав на отказников милицией. Так я даже термина этого не понимаю - «отказник». Не хочешь служить - иди на альтернативную службу.

     – Речь, видимо, идет о тех, кто не хочет никак служить.

     – А жить в этой стране он хочет?! Не хочет выполнять обязанности, которые государство на него возлагает, не желает воспользоваться даже правами, которые ему предоставили. Так зачем ему быть гражданином России? По-моему, такая постановка вопроса вполне уместна. Великий боксер Мохаммед Али отказался служить во Вьетнаме и получил 3 года тюрьмы. Америка это вполне адекватно восприняла. Не так давно мы на эту тему с немцами разговаривали, так они даже понять не могли, что же такое у нас происходит. «Лишайте их гражданства», - посоветовали они нам с присущей этой нации прямотой. Не могу не признать, что доля истины в этом совете есть.
     Раздается второй звонок - из Химок. Там история еще интереснее. Им вообще звонили по другому поводу: узнать, надо ли отменять отсрочки, если людских ресурсов достаточно. Когда появилась публикация, военком сам связался с газетой, и выпускающий редактор того номера, где была опубликована статья, пообещал разобраться, кто ему принес эти цифры. Так что и здесь дело уверенно движется к суду.
     – Кстати, как мне только что доложили, автор этой заметки - выпускник Военного университета Минобороны РФ этого года. Уж ему-то стыдно подобные вещи делать - пользоваться непроверенной информацией. Да вы сами посмотрите - здесь все в одну кучу свалено: Минобороны, Внутренние войска, Чечня. О последнем утверждении - мол, что бы ни говорили высокие армейские чины, призывников как посылали, так и будут в Чечню посылать - имеет смысл особо поговорить. Я вам авторитетно заявляю и могу подтвердить это документально: на сегодня мы уже вывели более 80% солдат по призыву, а к 1 января 2005 года там не останется ни одного военнослужащего по призыву, только контрактники. Это относится к Минобороны, за всех остальных не могу говорить. У ВВ не очень хорошо обстоит дело с набором на контракт. Так ведь нигде вы их наглядной агитации не увидите, никто не знает, какие у них условия. А наше ведомство немало сделало в этом отношении. Когда комплектовалась 76-я дивизия, мы и на центральных каналах пускали ролики. Может, не столь уж они были хороши, сильно напоминали американские аналоги, но результат был. Сейчас у нас больше плакатов и буклетов, в Сибири и на Урале нам охотно предоставляют время на местном телевидении, причем совершенно бесплатно. И люди идут. Конечно, для Москвы и Питера 6 тысяч рублей – не та зарплата, о которой мечтает молодежь, а для других регионов это вполне прилично. Будет больше социальный пакет - сможем выбирать лучших.

     – Так есть у нас сейчас хоть какие-то сдвиги в сторону подъема патриотизма или в армию по-прежнему призывников придется к концу года с милицией загонять?

     – На мой взгляд, изменения, хоть и медленно, но происходят. Буквально на днях я ездил на вокзал и говорил с группой призывников из Якутии. Все они пришли служить по желанию, а трое стремятся в Чечню. И это несмотря на весьма негативный образ, сформированный СМИ, особенно телевидением. Начинать работу надо с детского сада, прививая детям чувство патриотизма и любви к стране. А то мы умиляемся, как американская семья в собственном дворе по утрам поднимает национальный флаг. Нам-то кто мешает делать то же самое? Мы в своем обличении недостатков как-то позабыли, что у нас немало хорошего и в истории, и в настоящем дне. Телевизионные программы - сплошное самобичевание. А нужно уже искать то, что нас объединяет, делает единым народом. Армия - из этого ряда. Поймем эту нехитрую истину - изменим и жизнь, и Вооруженные Силы. Тогда не придется с милицией пацанов искать и под конвоем вести в военкомат.
     
* * *

     Через неделю после выхода той громкой публикации военкомы Москвы и Московской области провели пресс-конференцию. Устроители ее, сотрудники все той же популярной газеты, признались в приватной беседе, что на общение с журналистами генералы согласились с видимой неохотой. Что ж, понять их можно, ибо для многих изданий стало едва ли не нормой жизни в погоне за сенсацией просто выдумывать некие «факты». Посему в очередной раз были оглашены реальные цифры, которые, как надеются генерал-майоры Василий Красногорский и Евгений Фуженко, дадут реальную картину осеннего призыва в Вооруженные Силы страны. На сегодняшний день в Москве началась массовая отправка команд призывников на военную службу в армию и на флот, другие войска силовых структур. До конца призыва в соответствии с планом на военную службу из Москвы будут отправлены около 5 тысяч призывников. Кстати сказать, впервые в этом году все призывники будут переодеты в зимнюю военную форму прямо на городском сборном пункте. Таким образом, будет снята острейшая проблема, о которой столько писали СМИ в связи с массовыми заболеваниями юношей по пути следования к месту службы. Военком Москвы отметил, что у столицы по-прежнему остаются проблемы отбора призывной молодежи. «С октября по декабрь, - отметил генерал Красногорский, - в городе 125 призывных медкомиссий обследуют около 50 - 60 тысяч москвичей призывного возраста. Но из этого числа в армию мы, к сожалению, сможем призвать только каждого десятого. Остальные пользуются различными отсрочками». Журналисты тут же сообщили, что именно в день конференции законодатели приняли еще одну отсрочку - для лиц, у кого имеются родители пенсионного возраста. Генералы только тяжело вздохнули, отказавшись комментировать решение депутатов. «Нас постоянно ругают, - добавил Василий Красногорский, – за высокий процент уклонистов в столице. А сколько лазеек в законе для тех, кто не желает отдать долг стране - об этом законодатель предпочитает не думать». Напомним, что по результатам весеннего призыва не явились на призывную комиссию более 3 тысяч москвичей, а в ходе нынешней призывной кампании таковых уже более 500 человек.
     Похожая ситуация и в Подмосковье. «Наряд военных комиссариатов в нашем регионе, - отметил генерал-майор Евгений Фуженко, - составляет 4.200 человек. Из этого числа 58 процентов призывников будут отправлены на службу в Вооруженные Силы, остальные - в другие силовые ведомства. Уже призвано около 4 тысяч человек. Первая команда будущих защитников Отечества (призваны 27 октября) уже отправлена в Президентский полк. С 10 ноября началась массовая отправка новобранцев из Подмосковья в армию. Что же касается уклонистов, то в ходе весеннего призыва таковых насчитали 2.351 человек. С учетом предыдущих призывов к административной ответственности привлечено около 2,5 тысячи уклонявшихся от службы, на 307 человек материалы направлены в прокуратуру, а 6 человек осуждены по решению суда».
     Генералы сообщили, что и в Москве, и в Подмосковье пока практически нет желающих проходить альтернативную гражданскую службу. В Подмосковье в ходе осеннего призыва на АГС будут направлены всего 3 человека, а на 2005 год не поступило ни одного заявления. В Москве желающих нашлось чуть больше - 9 человек, а вот в будущем году таковых не предвидится. «Становится очевидным, - отметил Василий Красногорский, - что закон об АГС, вступивший в силу в этом году, с трудом пробивает себе дорогу. Фактически призывники не желают служить 42 месяца на альтернативной службе». Что же касается очередей в военкоматах, то оба военкома отметили, что значительно больше стало молодых людей, мечтающих о карьере профессионального военного - контрактников и кандидатов для поступления в военные училища действительно прибавилось. Несколько больше стало и новобранцев, стремящихся на военную службу по призыву. Однако в целом ситуация в столице и области оставляет желать лучшего, хотя оба военкома надеются, что осенний призыв этого года пройдет под знаком подъема патриотических настроений в обществе, что будет не только способствовать выполнению показателей, но и обеспечит Вооруженные Силы страны достойным пополнением.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства