на главную страницу

19 Ноября 2004 года

Армия сегодня

Пятница

К НАМ ИДЕТ «Искандер»

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник ракетных войск и артиллерии генерал-полковник Владимир Зарицкий

Беседу вел Сергей СЕВЕРИНОВ.



     - Владимир Николаевич, бытует мнение, что в современных войнах и вооруженных конфликтах на первый план выходят ракетные средства поражения, а роль ствольной и минометной артиллерии резко снижается. Так ли это?
     - Я не согласен с такого рода суждениями. В современных операциях ракетные войска и артиллерия могут решать более 50 процентов задач по огневому поражению противника. Доказательством тому - контртеррористическая операция в Чечне, где эта цифра возрастала до 70 процентов. Но даже в условиях полномасштабной войны доля ракетных войск в огневом поражении противника не превышает 10 процентов. В Чечне же большая часть задач возлагалась на артиллерию. Это подтверждает, что артиллерия по-прежнему остается самым эффективным средством огневой поддержки мотострелковых и воздушно-десантных подразделений. Кроме того, это практически единственное огневое средство, не зависящее от погодных условий и времени суток.
     – С 1 января в армии и на флоте идет реализация Федеральной целевой программы по переводу соединений и частей постоянной готовности на контрактный способ комплектования. Как мыслится организация доподготовки и переподготовки тех профи, которые будут служить в частях и подразделениях РВ и А?
     - Этой проблеме мы уделяем особое внимание: разрабатываемые современные образцы предполагают сокращение личного состава расчетов и экипажа техники, а значит, на каждого военнослужащего ляжет еще большая нагрузка. Так, оптимальный расчет будет три человека, а не пять, как это сейчас. Между тем уровень образования контрактников, да и вообще всех новобранцев оставляет желать лучшего. Если раньше в ракетных войсках основная масса имела за плечами техникум или институт, то сейчас лишь 8—9 классов образования. Поэтому мы предполагаем, что военнослужащих по контракту необходимо готовить в окружных и региональных учебных центрах. К тому же это позволит не только обучить контрактника, но и за определенный период изучить его потенциальные возможности, чтобы в дальнейшем найти ему наиболее эффективное применение.
     - В этом году принят на вооружение долгожданный оперативно-тактический комплекс «Искандер-М». Как скоро он начнет поступать в войска и в каких объемах будут осуществляться поставки?
     - Действительно, в минувшем августе мы после длительной работы завершили госиспытания ракетного комплекса «Искандер-М». И пусковая установка, и транспортно-заряжающая машина, и другие элементы подтвердили возможность выполнения задач возлагаемых на комплекс.
     Мы предполагаем, что первый дивизион, вооруженный комплексом «Искандер-М», будет сформирован уже в следующем году в Северо-Кавказском военном округе и станет базой для подготовки специалистов для новых частей и подразделений. Предвижу ваш вопрос, мол, почему только дивизион, а не бригаду? Но вы должны понимать, что потребуется еще некоторое время, дабы отшлифовать все шероховатости комплекса и подготовить личный состав. В последующем же в соответствии с утвержденной программой вооружения и концепцией развития войск такие дивизионы будут постепенно насыщать войска. В рамках этой программы мы планируем вначале оснастить ракетные бригады ДВО и СибВО, а уж затем остальные округа, постепенно продвигаясь к центру.
     - Ведутся ли сегодня еще какие-либо перспективные разработки в области вооружения и техники РВ и А?
     - Безусловно. Так, в 2005 году на вооружение РВ и А планируется принять 120-мм самоходное автоматизированное орудие «Вена» и всепогодный самоходный противотанковый ракетный комплекс «Хризантема-С». В первую очередь эти новые образцы вооружения поступят в соединения и части постоянной готовности.
     Хотелось бы отметить и то, что параллельно с госразработкой новых образцов мы прилагаем немало усилий по модернизации существующего парка техники и вооружения, так как есть еще потенциальные возможности провести ряд доработок.
     Не исчерпали своих возможностей и реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч». В частности, уделяется много внимания улучшению качества боеприпасов, увеличению их мощности и дальности полета.
     Также идет модернизация самоходных артиллерийских орудий, таких как «Акация», «Гвоздика», и комбинированного орудия «Нона». В этой работе главная наша задача – придать орудиям и комплексам большую увязку. Ведь если по средствам управления и огневого поражения мы практически не уступаем, а порой и превосходим зарубежные аналоги, то по средствам автоматизации мы не на высоте. Внедрение же новых элементов автоматизированных систем сократит время на выполнение задачи в 1,5—2 раза. А если учесть, что средства разведки у вероятного противника хорошо развиты, то это значительно повысит живучесть войск. К примеру, дивизион со средствами автоматизации сможет выполнить задачу за 1,5—2 минуты, а на те же действия, «по старинке» уйдет от 3,5 до 4 минут.
     Еще одно наше слабое место – качество средств разведки. Имея преимущества по дальности поражения цели, но не видя ее, мы лишаем себя этого «козыря». В этом направлении акцент делается на развитие беспилотных средств разведки. Такие разработки позволят получать сведения в режиме реального времени.
     В целом за счет модернизации вооружения и военной техники РВ и А к 2010 году мы, по нашим расчетам, достигнем суммарного прироста огневых возможностей ориентировочно на 20 процентов.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства