Советник президента Соединенных Штатов по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс назначена государственным секретарем США. Характеризуя своего испытанного помощника, Джордж Буш сказал, что его избранница на столь важный пост является «правильным человеком» для исполнения миссии руководителя американской дипломатии в трудные времена, когда страна ведет войну с международным терроризмом. Кондолиза Райс станет «лицом Америки для всего мира», заявил он, выступая в Рузвельтовском зале Белого дома.
Эксперты практически единодушно относят Кондолизу Райс к представителям жесткой линии. Да и для миллионов российских телезрителей это не новость, они не раз имели возможность почувствовать в этой экстравагантной женщине чисто мужской напор и твердость духа. Эти ее качества явно контрастируют с более мягкими манерами уходящего в отставку Колина Пауэлла, 68-летнего генерала, за плечами которого десятилетия боевой и штабной службы.
Кондолиза Райс родилась 14 ноября 1954 года в городе Бирмингем (штат Алабама) в семье выходцев с Ямайки - проповедника и учительницы музыки. В 1969 году поступила на музыкальный факультет Стэнфордского университета (штат Калифорния) по классу фортепьяно. В 1970 году после посещения лекции чешского иммигранта Йозефа Кербеля (отца будущего госсекретаря США Мадлен Олбрайт) заинтересовалась советологией и перевелась на политологический факультет, который окончила в 1974 году со степенью бакалавра. Продолжила обучение в университете города Нотр-Дам (штат Индиана), где в 1975 году получила степень магистра политологии. Преподавала в Стэнфордском университете, специализируясь на международных отношениях в сфере
безопасности и контроля над вооружениями. Темой диссертации Райс была «Система продвижения офицерских кадров в советских Вооруженных Силах».
В 1986 году Райс перешла работать в комитет начальников штабов на должность консультанта по международным вопросам, а спустя три года возглавила восточно-европейский отдел совета национальной безопасности США. Считается одним из авторов американской стратегии демократизации Восточной Европы и плана по воссоединению Германии. В 1991 году после поражения Джорджа Буша-старшего на президентских выборах вернулась в Стэнфорд, в 1993 году избрана ректором (самым молодым за всю историю университета). Вошла в состав совета директоров нефтяной компании Chevron, оставаясь в нем до декабря 2000 года. В 1999 году была включена в предвыборный штаб Джорджа Буша-младшего. После его победы назначена советником президента по вопросам национальной безопасности. Активно выступала за односторонний выход США из Договора по ПРО, против ратификации Киотского протокола, а также за насильственное смещение Саддама Хусейна с поста президента Ирака.
Райс владеет русским, французским, испанским языками. Неоднократно посещала Москву и Санкт-Петербург. В ходе последнего визита в Москву в мае 2004 года была принята Президентом РФ Владимиром Путиным. Автор нескольких книг, в том числе об СССР, Германии, Европе. Считает себя умеренной республиканкой и глубоко религиозным человеком. В августе 2004 года заняла первое место в списке ста самых влиятельных женщин мира, опубликованном журналом «Форбс». Не замужем. Детей нет. Увлекается музыкой, хорошо играет на фортепьяно, катается на коньках, поклонница американского футбола.
В общем, о многом говорящие строки биографии. Воистину тут имеет место «закономерная случайность». Если же иметь в виду особые отношения, которые сложились у Райс с президентом (говорят, они встречаются по нескольку раз в день), можно ожидать существенного сближения госдепартамента с Белым домом. Или точнее - большей готовности дипломатического корпуса к исполнению воли главы государства, чего явно недоставало при Колине Пауэлле.
Станет ли такая перемена благом для мировой политики? Трудно сказать. Вообще-то в последние годы американская дипломатия в какой-то мере сдерживала чрезмерные амбиции команды Буша. Опытный в военном отношении Пауэлл, к примеру, быстрее других почувствовал ошибочность затеи с вторжением в Ирак. Это чувствовалось по многим его высказываниям. Однако его авторитета было недостаточно для того, чтобы внести адекватные коррективы в намеченные планы. Пентагон в сложившейся ситуации оказался явно сильнее госдепартамента. При Райс дипслужба может и вовсе перестать играть роль противовеса военной составляющей политического курса. Вырисовывается некий парадокс: женская натура, любящая музыку, придаст жесткости внешней политике. Увы, это соответствует характеру Райс, желавшей, кстати, стать министром обороны, а не иностранных дел.
Перед ведомством Райс стоят нелегкие задачи. Первая - урегулирование на Ближнем Востоке. Буш надеется, что госдеп сумеет отыскать и развить «новое позитивное направление в урегулировании арабо-израильского конфликта», которое приведет к созданию демократического палестинского государства и обеспечит безопасность Израиля. Сейчас новая «классная дама» готовится пройтись жесткой метлой по госдепу, если верить сообщениям американских СМИ. Так делают многие новые начальники, убежденные в том, что работу на новом месте следует обязательно начинать с кадровой перетряски. Ожидается, что Райс в первую очередь произведет смену заместителя госсекретаря по Ближнему Востоку, назначив вместо Уильяма Бернса «более произраильскую фигуру».
Кроме Ближнего Востока, немало и другой работы, которая потребует от Райс, может быть, не столько решительности, сколько гибкости и мудрости. Отношения с Россией - не на последнем месте среди приоритетов. Как мы уже не раз отмечали, они развиваются в целом позитивно. В то же время они не свободны от всякого рода помех, среди которых более всего беспокоит склонность Вашингтона к двойным стандартам. Понять их вред для общего дела, кажется, не смог даже тактичный Пауэлл. Сможет ли Райс? Во всяком случае, Москва, как говорится в заявлении МИД РФ, готова к самому активному сотрудничеству с новым госсекретарем США.
По поводу других направлений американской дипломатии тоже возникают некоторые сомнения в части необходимости прибегать в большей мере к санкциям, нежели к терпеливым переговорам. В частности, это касается КНДР, не реагирующей на лобовые атаки. Или Ирана, показавшего, что он способен лавировать между США и Евросоюзом.
Наконец, высокообразованная госпожа Райс, видимо, понимает, что на планете не может быть «прав человека вообще» - точно так же, как в природе не бывает «человека вообще». Стандарты и ценности в разных культурах имеют разную специфику. Попытки же распространить свой моральный кодекс поведения на весь мир никогда не увенчаются успехом. Жизнь каждодневно показывает, что «империализм прав человека», как кто-то удачно выразился, не пройдет.