на главную страницу

20 Ноября 2004 года

Геополитика

Суббота

Энергетическая безопасность на Каспия



     Топливно-энергетический комплекс (или энергетика в широком смысле этого слова) - важнейшая составляющая мировой экономики XXI века, обеспечивающая жизнедеятельность подавляющей части населения нашей планеты. При этом его роль в функционировании мировой и национальных экономик, обеспечении надежной обороноспособности государств постоянно возрастает, что обусловливает необходимость использования в теоретических исследованиях и практическом обиходе понятия «энергетическая безопасность» (ЭБ). Оно призвано характеризовать состояние защищенности государства или группы государств, их экономик и населения от угроз энергетическому обеспечению, которых в современных условиях становится все больше в силу роста энергетических потребностей развивающихся экономик, ограниченности и постепенной выработки невозобновляемых запасов углеводородного сырья, отсутствия в достаточном объеме альтернативных источников энергии взамен углеводородов, распространения террористических акций и техногенных катастроф, возникновения региональных и внутренних конфликтов в нефтедобывающих странах и прилегающих регионах.
     В этом плане особый интерес вызывает Каспийский регион, где разведаны огромные запасы углеводородов и куда устремились интересы ведущих стран мира. Именно эти два фактора в основном и определяют ряд особенностей энергетической безопасности Каспия. Прежде всего это сложность и противоречивость политической ситуации в регионе. Причем если после российско-казахстанских и российско-азербайджанских договоренностей относительно делимитации границ на Каспии его северная часть стала политически стабильнее, то южная по-прежнему представляет собой серьезную опасность. Здесь до сих пор не урегулированы пограничные споры, существуют другие нерешенные международные, этнические и религиозные проблемы (курдский вопрос, агрессивные проявления связанных с исламом радикальных течений, действия сепаратистов в Чечне и т. д.), что соответствующим образом отражается на ЭБ региона в целом.
     Главной же проблемой является неурегулированность международно-правового статуса Каспия. Отсутствие соответствующей договоренности между прикаспийскими государствами сохраняет правовую неопределенность и не способствует укреплению политической стабильности.
     Во-вторых, говоря об экономической составляющей ЭБ на Каспии, следует подчеркнуть, что за последнее время резко изменилась оценка запасов углеводородов в этом регионе. Раньше, когда вся мелководная зона Северного Каспия из-за находившихся здесь основных нерестилищ осетровых рыб была заповедной и недоступной для геологоразведки, считалось, что главные запасы нефти и газа находятся на юге.
     После распада СССР были проведены активные работы по разведке и разработке углеводородных ресурсов казахстанской и российской частей Каспия. Только ЛУКОЙЛу удалось выявить 10 крупных нефтегазовых структур и открыть 5 месторождений. Это позволило оценить извлекаемые ресурсы российской части шельфа в 4,5 миллиарда тонн условного топлива, что сопоставимо с аналогичными показателями Азербайджана.
     В целом, согласно прогнозам РАН, добыча нефти и конденсата в Каспийском регионе может составить к 2010 г. 180-190 млн. т в год, а к 2020 г. - 210-220 млн. т в год.
     В этой связи большое поле для приложения усилий по разведке и разработке нефтегазовых месторождений на севере Каспия открывается для третьих стран и их компаний, а также для международных консорциумов. Удачным примером в этом плане является деятельность КТК.
     Вместе с тем следует отметить недостаточные усилия обладающих необходимым потенциалом промышленно развитых стран в расширении взаимодействия с Россией при освоении энергоресурсов Каспия. Это относится и к Соединенным Штатам. Пока не реализуется в должной мере то положение подписанной Владимиром Путиным и Джорджем Бушем совместной декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами, где приветствуется «возможность интенсификации сотрудничества в поисковых работах и освоении энергоресурсов, особенно нефти и газа... в Каспийском регионе».
     С экономическими аспектами ЭБ Каспия неразрывно связан выбор маршрутов вывоза энергоносителей на мировые рынки. Этот вопрос до сих пор остается в сфере экономического противостояния. Так, в решении о строительстве нефтепровода Баку - Джейхан, по оценке ряда экспертов, больше политики, чем экономической целесообразности. При существующих нефтепроводах возникает один, но главный вопрос: «А хватит ли нефти на новый нефтепровод?» Не лучше ли вложить финансовые ресурсы в модернизацию существующей трубопроводной сети, улучшив ее качество и пропускную способность?
     В-третьих, все большее значение приобретает экология. Это определяется уникальностью Каспийского моря, которое является замкнутым водным бассейном с очень уязвимой от внешних воздействий экологической системой. Биоресурсы Каспия сами по себе имеют не меньшее значение, чем углеводородное сырье. Для них потенциальную опасность представляют не обеспеченные соответствующим образом геологоразведка, сам процесс добычи углеводородов и их транспортировка.
     Поэтому нужны достаточные капитальные вложения для сохранения Каспия как живого озера, что могут позволить себе только крупные, зарекомендовавшие себя ответственным отношением к решению проблем экологической безопасности компании. Примером такой компании в российском секторе Каспия служит ЛУКОЙЛ, который создал полностью замкнутое производство и на технологическом уровне исключил любые сбросы отходов производства в Каспийское море.
     Особо нужно отметить опасность для экосистемы Каспия строительства магистральных трубопроводов по дну моря и использование крупного танкерного флота для транспортировки нефти и нефтепродуктов. В интересах обеспечения экологической и соответственно энергетической безопасности Каспия необходимо исключить эти виды транспортировки жидких углеводородов.
     В-четвертых, рассматривая военно-политические аспекты ЭБ на Каспии, необходимо отметить важность создания системы коллективной безопасности в этом регионе. В отсутствие же ее Россия и другие прибрежные государства вынуждены сохранять необходимый военный потенциал для обеспечения своих политических и экономических интересов, поддержания в регионе стабильности и безопасности.
     Поэтому преждевременным является предложение о демилитаризации Каспия. В условиях обострения опасности терроризма и наличия иных рисков очень важно сохранить в каспийском регионе право свободной военной деятельности прибрежных государств. Конечно, эта деятельность должна служить интересам энергетической и национальной безопасности прикаспийских государств и региона в целом.
     Исходя из вышеперечисленных особенностей Каспийского региона в контексте обеспечения его энергетической безопасности важно определить конкретные меры для достижения этой цели. Нет сомнений, что ведущую роль среди них должны играть меры военно-политического плана. Прежде всего необходимо, как уже отмечалось, создать систему коллективной безопасности на Каспии. Но данной работе должно предшествовать определение правового статуса Каспийского моря с целью выработки международно-правового режима его использования. Создание системы коллективной безопасности и мер доверия на Каспии — достаточно трудоемкое и сложное дело, для успеха которого можно было бы использовать опыт и возможности ОБСЕ, других международных организаций. Особое значение при этом имеет создание соответствующей нормативно-правовой базы.
     Далее, наверное, надо вести речь о привлечении вооруженных сил прикаспийских государств для решения задач энергетической безопасности в регионе. При этом следует отметить, что российское государство в последнее время демонстрирует новые подходы в оборонной политике при защите своих интересов в сфере экономики и энергетики. И что особенно важно - впервые на государственный уровень ставятся задачи по обеспечению интересов российского частного бизнеса.
     Наглядным примером этого служит состоявшийся по решению Президента РФ летом 2002 года сбор-поход Каспийской флотилии. В его ходе флотилия совместно с Федеральной пограничной службой, Минэнерго и Минтрансом РФ на базе принадлежащей ЛУКОЙЛу самоподъемной плавающей установки «Астра» отрабатывала вопросы обеспечения надежного функционирования в чрезвычайных условиях наиболее важных элементов системы энергетической безопасности на юге российского государства.
     Учения носили международный характер, в них участвовали силы Казахстана и Азербайджана. Были также наблюдатели от Ирана. В ходе этих учений были решены следующие задачи:
     l охрана района дислокации платформы «Астра» силами Каспийской флотилии с участием ВВС Казахстана от возможного проникновения судов с террористами на борту, подводных диверсантов и летательных аппаратов;
     l действия Минэнерго России и ЛУКОЙЛа совместно с силами Каспийской флотилии, Минтранса России и Федеральной пограничной службы по тушению пожара и ликвидации разлива нефти в районе платформы «Астра».
     Подобные учения, только значительно большего масштаба, были проведены в прошлом году на Дальнем Востоке. Они подтвердили важную роль военной организации государства во взаимодействии с соответствующими невоенными структурами в обеспечении безопасности важнейших энергетических объектов.
     К мерам военно-политического характера следует отнести и создание частных военизированных организаций и формирований для решения задач надежного функционирования ТЭК прикаспийских государств. Эти силы, обладая специальной подготовкой и знаниями, могли бы обеспечить надежную защиту ключевых элементов энергетической системы (нефтепромыслов, плавучих платформ, трубопроводов, нефтетерминалов, НПЗ и др. объектов) от террористических актов и других несанкционированных действий.
     Необходимость создания подобных сил продемонстрирована учениями на Каспии и Дальнем Востоке. Так, при отражении нападения подводных диверсантов на плавучую платформу «Астра» выявились два очевидных факта. С одной стороны, специальные силы Каспийской флотилии по борьбе с подводными диверсантами, уверенно владея соответствующими навыками и приемами, испытали определенные трудности при охране такого сложного, масштабного и специфического объекта, как плавучая буровая платформа. С другой стороны, водолазы с платформы «Астра», прекрасно ориентируясь в подводной обстановке под платформой и до деталей зная ее особенности, не владели специальными навыками и средствами по борьбе с подводными террористами.
     Объединить лучшие стороны деятельности специальных сил по борьбе с террористами и профессионалов-нефтяников в интересах обеспечения безопасности наиболее важных объектов нефтяного комплекса и призваны частные военизированные силы.
     Наконец, огромное значение имеет координация усилий спецслужб как внутри прикаспийских государств, так и на межгосударственном уровне для предупреждения и нейтрализации возможных рисков и действий террористов, наносящих ущерб системе энергетической безопасности.
     Последние события в мире показали, что назрела необходимость объединения оперативно-розыскного потенциала спецслужб как на мировом уровне под эгидой ООН, так и на региональных уровнях.
     Что касается Каспийского региона, то подобная структура могла бы объединить персонал, материальные и финансовые ресурсы правоохранительных органов и спецслужб прикаспийских государств. Это позволило бы также решить проблему информационного обеспечения деятельности спецслужб путем создания объединенного банка данных, в котором концентрировались бы сведения о лицах, организациях, силах, средствах, методах, каналах финансирования, связанных с проведением террористических акций.
     Таким образом, говоря о проблемах энергетической безопасности применительно к Каспию, необходимо принимать во внимание ее комплексный характер и деятельность прежде всего нефтяного комплекса.
     Владимир ДАНИЛОВ. Наш автор Данилов Владимир Николаевич родился в 1948 году в Челябинске. Окончил Пермское высшее командно-инженерное училище, педагогический факультет Военно-политической академии, курсы при школе им. Джона Кеннеди Гарвардского университета. Кандидат философских наук, профессор. Занимал должности старшего научного сотрудника Центра оперативно-стратегических исследований Генерального штаба, старшего референта министра обороны СССР, заместителя начальника Управления информации Минобороны СССР, первого заместителя начальника Международно-договорного управления Минобороны России. В 1990-е годы был заместителем главы российской делегации на переговорах в ОБСЕ (Вена), в 2000—2004 гг. – советником министра энергетики РФ.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства