на главную страницу

23 Ноября 2004 года

Армия и общество

Вторник

МЫ ВЕЛИ МАШИНЫ...

Генерал-полковник Александр СМИРНОВ.



В эти дни свое 75-летие отмечает Главное автобронетанковое управление Министерства обороны РФ. Биография ГАБТУ неразрывно связана с историей становления отечественного автомобильного военного дела. Подробнее об этом рассказывает Герой Социалистического Труда генерал-полковник Александр Тимофеевич Смирнов, возглавлявший в 1970 — 1982 гг. Центральное автотракторное управление Минобороны СССР, наследником которого сегодня является Главное автобронетанковое управление.

     Военное автомобильное дело в России зародилось, как известно, уже почти век назад. 29 мая 1910 года в Петрограде была создана первая учебная автомобильная рота в русской армии, и сегодня в этот день страна празднует День военного автомобилиста. Но в последующем масштабного развития автодело у нас так и не получило.
     В 20-е годы перед нашей армией уже в полный рост стояла задача по механизации и моторизации войск, однако автомобильной промышленности страна по-прежнему не имела, танкостроение было развито слабо.
     Шагом вперед в развитии отечественного автомобильного дела стал выпуск машин на заводе Автомобильного Московского Общества (АМО). Первые десять грузовиков АМО-Ф15, окрашенные в красный цвет, прошли по Красной площади на параде в честь седьмой годовщины Октябрьской революции.
     К сожалению, Московский завод АМО представлял тогда собой очень слабо оснащенное предприятие, требовались коренная реконструкция и строительство нового завода, оснащение его современным оборудованием. Эту большую работу предприятие выполнило, постепенно наращивая выпуск машин. Уже в 1932 году оно смогло выпустить до 25 тыс. грузовых автомобилей. Но в целом уровень оснащенности страны и армии автотранспортом все еще был очень низким...
     По-настоящему быстро автодело стало развиваться после выполнения страной первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Тогда, в 1932 году, в строй встал гигант советского автостроения – Горьковский автомобильный завод, выпускавший в лучшие времена до 340 тысяч автомобилей в год. К этому моменту полностью закончил реконструкцию и переоснащение Московский автомобильный завод «ЗИЛ». Значительно увеличил выпуск большегрузных машин Ярославский автомобильный завод.
     Бурный рост автостроения в стране позволил серьезно увеличить поставки машин в армию, начать постепенно повышать степень ее моторизации.
     В Великую Отечественную войну наша армия вступила, имея 272,6 тыс. автомобилей, в основном марки ГАЗ и ЗИС, которые и вынесли на себе основную тяжесть всех видов перевозок в течение всей войны. А объем этих перевозок имел поистине астрономические показатели. Конечно, имевшегося количества автомобилей было совершенно недостаточно.
     Потребность в огромных перевозках возникла уже с первых дней войны, в том числе и в крупных оперативных перевозках войск на автотранспорте, которые выполняли военные автомобилисты в самом начале и в продолжение всей войны. Так, уже 24 июля 1942 года возникла острая необходимость переброски автотранспортом 4 стрелковых дивизий 47-го стрелкового корпуса из района Барановичи в район Слонима, где они с ходу вступили в бой с прорвавшимся противником.
     Крупные перегруппировки войск на автомобилях произведены в боях за Москву. Обстановка потребовала в кратчайшие сроки перевезти на авто 6 стрелковых дивизий на расстояние до 240 км.
     Известно, что в ходе Великой Отечественной войны было выполнено 60 стратегических операций, 250 фронтовых операций и до 1.000 армейских операций и сражений. Требовалось переместить, перегруппировать в новые районы, на новые позиции, согласно плану операций, огромное количество войск, вооружения, боеприпасов, горючего и других видов материальных средств, необходимых для успешного ведения боя. И с этими задачами успешно справлялись военные автомобилисты.
     Высокую оценку военному транспорту и воинам автомобилистам дал заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «Автотранспортные части только в 1942 году перевезли 2 млн. 700 тыс. человек, 12,3 млн. тонн грузов, 1.923 танка и 3.679 орудий», – писал он в своих воспоминаниях. То был колоссальный труд, но и это не удовлетворяло всех потребностей воюющих армий. Автотранспорта было недостаточно, к тому же он был распылен по различным ведомствам. Часть автотранспорта находилась в ведении Главного автобронетанкового управления РККА, часть – под началом Автодорожного управления тыла РККА, Главного артиллерийского и других управлений.
     Распыление транспорта по различным управлениям не позволяло использовать его эффективно. Следует учесть, что значительную часть автотранспорта мы потеряли в период отступательных боев 1941 года, часть поврежденного огнем противника транспорта и вышедшего из строя в процессе эксплуатации не успевала ремонтироваться, так как Главное автобронетанковое управление основное внимание уделяло ремонту танков как главной ударной силы войск.
     Все эти недостатки стали сказываться на маневренности войск, в том числе артиллерии, на своевременном обеспечении воюющих фронтов всем необходимым для боя.
     Оценив положение дел с автотранспортом и подвозом, генерал армии Г.К. Жуков и начальник тыла РККА генерал армии А.В. Хрулев в ноябре 1942 года обратились в Государственный Комитет Обороны страны (ГКО) с предложением объединить весь автотранспорт РККА в одних руках, то есть сформировать в центре Главное автомобильное управление, на фронтах и в округах – автомобильные управления и автомобильные отделы в армиях. Одновременно вопросы мехтяги артиллерии передавались в ведение командующего артиллерией РККА маршала артиллерии Н.Н. Воронова.
     Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин эти предложения утвердил.
     Так в январе 1943 года Автомобильная служба РККА получила самостоятельный статус и название «Главное автомобильное управление РККА (ГЛАВТУ)». Первым начальником ГЛАВТУ был назначен заместитель начальника тыла РККА генерал В.Е. Белокосков, который формировал главк и руководил им в 1943 году. С 1944 по 1947 год ГЛАВТУ возглавлял генерал-лейтенант И.П. Тягунов. Произведенные изменения позволили Главному автобронетанковому управлению избавиться от огромных забот по подвозу фронтам всех необходимых грузов, снабжению и ремонту автомобильной техники, подготовке кадров автомобильных специалистов, содержанию, комплектованию и ремонту средств механической тяги артиллерии.
     Главными задачами вновь сформированного Главного автобронетанкового управления стали руководство танковыми войсками и применение их в боевых действиях, содержание танков в постоянной боевой готовности как главной ударной силы войск. Вскоре Главное автобронетанковое управление было переименовано в Управление начальника танковых войск, а возглавлявший управление Я.Н. Федоренко стал начальником танковых войск.
     Уже в 1943 году автотранспортом фронтов было перевезено свыше 16 млн. тонн различных грузов, а частями резерва Ставки Верховного Главнокомандующего — свыше 4 млн. тонн различных грузов, в основном боеприпасов, вооружения и горючего.
     Впечатляют показатели работы фронтового и армейского автотранспорта, которые за годы войны перевезли свыше 101 млн. тонн грузов и вооружения, совершив при этом пробег более 2,5 млрд. км, что в 30 тысяч раз больше длины экватора нашей планеты.
     Немеркнущей славой покрыли себя воины-автомобилисты на зимней ладожской дороге жизни. В пургу, в 40-градусные морозы, днем и ночью, под непрерывным огнем авиации противника военные водители доставляли в умирающий от голода Ленинград продовольствие и вывозили ослабевших от голода людей, раненых и больных. Многие автомобилисты в погонах гибли в пробитых немецкими бомбами воронках, но движение по льду Ладожского озера не прекращалось. Героическая работа более чем 3.000 воинов-водителей под началом командира автомобильной бригады полковника И.А. Лапшина продолжалась две долгие зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов. За это время в Ленинград было подано 586 тыс. тонн продовольствия, а из города были вывезены 775 тысяч обессиленных от голода и болезней людей.
     Отмечая 75-летний юбилей Главного автобронетанкового управления, нельзя не отметить большую и плодотворную работу, которую все эти годы выполняли военные ремонтники – автомобилисты и танкисты. Они обеспечивали поддержание автомобильного и танкового парков на высоком уровне готовности. Достаточно сказать, что усилиями ремонтников-автомобилистов за время Великой Отечественной войны было восстановлено только средним и капитальным ремонтом 1.900 тысяч машин. Многие машины по 4-5 раз возвращались к жизни. Не менее мужественно, зачастую непосредственно на поле боя, оживляли «стальных коней» ремонтники-танкисты.
     За время существования Главного автобронетанкового управления сменилось несколько поколений его начальников, начальников ЦАВТУ, ГЛАВТУ, ГБТУ. Это такие замечательные, неординарные личности, настоящие военные профессионалы, как генерал-лейтенант В.Е. Белокосков, генерал-лейтенант И.П. Тягунов, генерал-лейтенант А.А. Сосенков, генерал-полковник И.З. Сусайков, генерал-майор А.И. Дацюк, генерал-полковники И.Т. Коровников, А.С. Бурдейный, И.В. Балабай, В.Ф. Попов, Н.А. Зазулин.
     В 1995 году Главное автомобильное управление было объединено с Главным бронетанковым в единое Главное автобронетанковое управление Министерства обороны (ГАБТУ), которое возглавляли генерал-полковник А.А. Галкин в 1995 — 1997 гг. и генерал-полковник С.А. Маев в 1997 — 2003 гг.
     Сегодня ГАБТУ успешно руководит генерал-лейтенант В.А. Полонский со своими заместителями генерал-лейтенантами Ю.Ф. Коваленко и Н.Г. Ковалевым. Разработка, создание все новых, более совершенных машин, спецшасси под вооружение и самых наисовременнейших танков наряду с содержанием огромного парка машин и танков в постоянной высокой боевой готовности являются в наши дни важнейшими задачами личного состава Главного автобронетанкового управления и подчиненных ему служб, частей и учреждений.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства