на главную страницу

25 Ноября 2004 года

Планета людей

Четверг

Штурм со «слепого пятна»



     В газете «Красная звезда» за 9 сентября с.г. в статье «Сначала их было 180...» рассказывается об антитеррористическом подразделении бундесвера ФРГ ГСГ–9. В ней упоминается о первой операции ГСГ по освобождению заложников в Сомали в 1977 году. Недавно мне попалась статья с подробностями этой операции, которая, по моему мнению, может заинтересовать читателей «Красной звезды». Прилагаю ее перевод с некоторыми сокращениями.

     Леонид ГРАДОВ. Санкт-Петербург.


     В 1977 году Народным фронтом за освобождение Палестины руководил Уади Хаддад, который, несмотря на плохое здоровье (он умирал от рака), решил организовать захват немецкого самолета, возвращавшегося с испанского курорта Пальма (о. Мадейра). В команде все были палестинцами – двое мужчин и две женщины. Они прошли тренировку в Адене, но вылетели в Пальму из Багдада. Хотя угонщики были палестинцами, операция была разработана совместно с бандой Баадера-Майнхофа «Красные Бригады».
     Команда провела несколько дней на курорте, в роли туристов и выбирая самолет, вылетающий в Германию. В аэропорту немка с детской коляской передала им металлическую коробку из-под печенья, в которой находились пистолеты и гранаты. Работники службы безопасности аэропорта Пальма оказались беспечными, и террористы вошли в самолет вооруженными и готовыми действовать.
     «Боинг-737» рейсом № LH181 вылетел из Пальма де Мальорка во Франкфурт в четверг 13 октября. На борту находились 87 пассажиров и 5 членов экипажа. Взлетев в 12.57, самолет должен был приземлиться через два часа. Но вскоре после того, как пассажиров покормили, четыре террориста, размахивая пистолетами и ручными гранатами, быстро установили контроль над самолетом.
     Дозаправившись в Риме и Ларнаке, самолет вылетел в Бахрейн, а оттуда – в Дубай. Террористы требовали освобождения членов банды Баадера-Майнхофа, которые содержались в суперохраняемой немецкой тюрьме, а также освобождения двух других палестинских террористов из турецких тюрем и пятнадцать миллионов долларов.
     Боннское правительство заняло твердую позицию, отказавшись от любых уступок террористам, и обратилось к другим европейским странам за поддержкой. Английский премьер-министр предложил германскому правительству в помощь антитеррористическому отряду ГСГ-9 прислать двух сасовцев, которые имели большой опыт борьбы с террористами. Немцы согласились, но ограничили помощь только вспомогательными функциями. Сасовцы привезли с собой оглушающие гранаты, которые после броска взрываются почти мгновенно, эффективно ошеломляя всех, находящихся поблизости. Граната издает очень сильный звук и сразу же дает яркую вспышку света.
     В Дубае англичане встретились с главой ГСГ-9 полковником Ульрихом Вегенером, который с несколькими другими немцами уже находился там. Основной просьбой членов группы к властям было предоставление «Боинга-737» для тренировок. Им было дано разрешение воспользоваться самолетом авиакомпании «Галф Эр», который стоял припаркованным в дальнем конце аэродрома.
     С точки зрения антитеррористической тренировки «Боинг-737» является простой машиной. В нем есть только три возможных входа: хвост, крыло и передняя кухонька стюардесс. Террористы должны были позаботиться о защите главных входов. Менее вероятно, что они будут охранять два аварийных выхода, ведущих на крылья, поэтому план операции предусматривал штурм через них, тем более что аварийные выходы были рассчитаны на легкое открывание снаружи. К тому же там, где крылья соединяются с фюзеляжем, имелось «слепое пятно».
     По плану группа приближалась к самолету колонной по одному со стороны «слепого пятна» на хвосте. По команде передовые штурмовые группы должны пробить панели аварийных выходов и уронить двери внутрь. Затем врываются команды: левая очищает переднюю часть салона, правая – хвостовую. Передовые команды должны получить немедленную поддержку вторых штурмовых пар, которые входят за ними с лестниц, чтобы контролировать центр самолета.
     Тренировка прошла хорошо. Тем временем захваченный лайнер вылетел в Могадишо, столицу Сомали. Террористы заявили, что окончание срока ожидания – 15.00 этого же дня. Переговорщики из контрольно-диспетчерского пункта аэропорта запросили еще некоторое время, объясняя, что террористы группы Баадера – Майнхофа будут освобождены из тюрьмы в Германии вместе с двумя палестинцами, находящимися в Турции. Однако их нельзя доставить в Могадишо быстрее, чем за десять часов. После долгого обсуждения руководитель террористов капитан Махмуд Мартир (кличка Мученик) согласился на крайний срок – 3 часа утра вторника 18 октября.
     Группа ГСГ-9 решила отвлечь внимание руководителя террористов, вызвав его для переговоров по телефону в кабину летчиков. Для отвода глаз остальных террористов было решено устроить большой пожар в дальнем конце взлетной полосы.
     В 23.30 спецназовцы расположились в «слепом пятне» в семидесяти метрах от хвоста самолета. Колонной по одному они приблизились к лайнеру и в полной тишине поставили лестницы в нужном положении у основания крыльев и против намеченных дверей. Основной задачей английских сасовцев было бросить оглушающие гранаты над фюзеляжем, как только откроют двери: этим будет достигнут проникающий эффект грохота и света в кабине.
     Приближение к самолету прошло без сучка и задоринки. Командир ГСГ-9 был в прямом контакте с диспетчерским пунктом. Перед самым началом операции он сообщил, что двое мужчин-террористов находятся в кабине пилотов. В этот момент в конце взлетной полосы вспыхнул пожар.
     Был дан сигнал штурма. Все произошло одновременно. Тихая африканская ночь взорвалась. Передняя и задняя двери открылись, штурмовая команда на крыльях вскочила, выбила панели аварийных дверей и ринулась вперед, когда двери упали в салон – все эти действия сопровождались грохотом и вспышками оглушающих гранат. Когда распахнулась левая дверь, в ней стало видно первую террористку, абсолютно ошеломленную таким поворотом событий. Ее мгновенно сразил солдат ГСГ-9, который сразу же бросился на пол кухоньки, стреляя в сторону туалетов, где увидел вторую террористку. Передовая штурмовая группа начала перестрелку с мужчинами-террористами, которая длилась не более минуты: оба угонщика были убиты. Во время перестрелки послышались два глухих взрыва внутри самолета. Это взорвались ручные гранаты, когда руки смертельно раненных террористов невольно разжались и отпустили рычаги гранат.
     Как только стрельба прекратилась, пассажиры стали выбираться из самолета из всех доступных выходов, в том числе и по штурмовым лестницам. Три террориста были убиты, а четвертая тяжело ранена. Со стороны ГСГ-9 один член команды погиб. Террористами был убит командир авиалайнера Шуман, один член экипажа легко ранен.
     Операция с угоном LH181 имела неожиданный поворот. Руководители террористической банды Баадера – Майнхофа одновременно совершили самоубийство в тюрьме Штаммхайм в Штуттгарте. Каким-то образом всего через несколько часов после события они получили сообщение о провале угона самолета. Андреас Баадер и Ян-Карле Распен застрелились, Гудрун Енсслин повесилась, а Ирмгард Мюллер совершила неудачную попытку самоубийства украденным кухонным ножом. Эти террористы, все запертые в отдельных камерах максимально охраняемой тюрьмы, каким-то образом узнали об успехе германских сил безопасности в Могадишо – за три тысячи миль – через несколько часов после освобождения заложников. Пистолеты, боеприпасы, ножи и веревка внезапно оказались в камерах террористов, и каким-то образом они смогли убедить друг друга покончить с собой. Эта загадка остается неразгаданной до сего дня.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства