на главную страницу

25 Ноября 2004 года

Люди. Служба. Долг

Четверг

Дело настоящих мужчин

Выбор

Александр БУГАЙ, Дмитрий ГУЖВА.



     Думал ли Саша Школьный из дальневосточного города Спасск-Дальний, оканчивая среднюю школу с серебряной медалью, что когда-то станет профессиональным армейским разведчиком? Пожалуй, как и многие его сверстники, службу в армии он в то время рассматривал не как почетный долг служения Отечеству, а как необходимую повинность, которую рано или поздно ему придется-таки пройти.
     Поступить на бюджетное отделение Дальневосточного государственного технического университета оказалось не так-то просто. А на платное толкового парнишку взяли с удовольствием. Александр с присущей ему напористостью стал овладевать престижной в то время специальностью оператора ЭВМ. Свое будущее он связывал исключительно с размеренной гражданской жизнью.
     Но судьба – непредсказуема. В семье Школьных произошла трагедия: Александр потерял отца. Как следствие возникли финансовые проблемы, учебу пришлось оставить. Повестка, которую принесли из военкомата, гласила: готовься, Саша, стать солдатом.
     Служить Александру предложили в десанте. Школьный отказываться не стал. Он романтик по натуре.
     В июне 2002 года рядовой Александр Школьный прибыл в соединение. Для многих солдат, которые начинают службу в боевых подразделениях крылатой гвардии, она проходит трудно и непривычно. Со временем большинство из них под руководством опытных наставников шаг за шагом познают трудную азбуку боя в тылу противника. Но есть и такие, кому она не по зубам. С ними командиры расставались без сожаления, направляя в тыловые подразделения.
     У паренька из Приморского края служба спорилась с первых дней. Наверное, еще и потому, что физически к ней он подготовился отлично. К спорту Александр еще со школьной скамьи относился с уважением. Сидеть на диване – не в его натуре. Он был неизменным участником городских и краевых соревнований, к моменту призыва имел 2-й разряд по боксу, а также 3-й разряд – по баскетболу и легкой атлетике. Наверное, поэтому командиры решили, что из него получится хороший разведчик.
     Александр и не заметил, как боевая подготовка стала напоминать ему увлекательную игру. Особенно когда в ходе тактико-специальных учений ставилась задача совершить внезапный налет на штаб условного противника, его узлы связи, уничтожить пусковые установки ракет. Не пугало и то, что на местности командиры выбирали маршруты следования разведгруппы по труднопроходимым участкам – болотам, густому лесу, крутым оврагам, водным преградам. Школьный и его товарищи могли скрытно передвигаться там, где неподготовленному человеку ни за что не пройти, часами пребывать без движения в одном и том же положении. А когда отрабатывались задания на выживание, приходилось ночевать в открытом поле и под палящим солнцем, и в трескучий мороз. Научился Александр готовить пищу из местной растительности, дичи и живности.
     В феврале 2003 года в бригаде началось формирование сводного отряда для отправки в командировку на Северный Кавказ. Среди тех, кто изъявил желание испытать свои силы в зоне боевых действий, был и рядовой Школьный. В письме домой Александр о своем решении распространяться не стал. Написал, что убывает в составе подразделения на учения. О том, что Александр в Чечне, родные узнали значительно позже из письма сослуживца Школьного.
     Профессиональной подготовке убывающих десантников в соединении уделялось пристальное внимание. С утра до вечера с разведчиками проводились занятия по огневой, инженерной, тактико-специальной подготовке, топографии.
     Опыт ведения боевых действий на Северном Кавказе свидетельствует, что, к сожалению, в нашей армии горной подготовке личного состава пока что не уделяется должного внимания, за исключением, пожалуй, воинских частей, дислоцируемых на территории СКВО. Но в соединении, где служил рядовой Александр Школьный, по мере возможности старались дать подчиненным представление об особенностях ведения боевых действий в горах. Десантников учили грамотно действовать в горно-лесистой местности в составе группы, ориентироваться в горах по местным предметам, обнаруживать и обезвреживать мины. Разведчика, впрочем, как и любого другого солдата, в бою экзаменует противник. И он запросто может поставить «неуд» своим выстрелом тому, кто считался профи, но не был им по своей сути.
     А начиналось все с упражнений по физподготовке усиленной сложности, которые выполнялись на высоте. Ведь цель горных тренировок – помочь личному составу психологически адаптироваться к ней. Переходя по канату от столба к столбу, быстрее осваивались те, у кого был опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова. Среди таковых был и Школьный.
     Знания и навыки, приобретенные десантниками в пункте постоянной дислокации, в Чечне очень пригодились. В горах любая победа над противником начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями.
     В общественном сознании профессия разведчика ассоциируется с образом человека, которому незнакомо чувство страха. Это глубокое заблуждение. Солдат, не знающий страха, для разведки не годен. Страх – это защитная функция организма, сигнализирующая об опасности. Он способен парализовать человека. Офицеры научили рядового Школьного и его сослуживцев управлять им, преодолевать его.
     Александр Школьный и сегодня помнит, как впервые довелось сидеть над, казалось, бездонной пропастью, у самого края подернутого голубой дымкой ущелья. Вначале он оцепенел от ужаса, боялся сдвинуться, пошевелиться. Но человек не может долго жить в страхе. Тем более что офицеры вели себя в горах вполне естественно. Вдруг кто-то из разведчиков засвистел, другой начал делиться впечатлениями... Вскоре десантники полностью пришли в себя. «Обкатка» высотой продолжилась.
     Спектр задач, возлагаемых на разведчиков в Чечне, был широк. Ежедневно группы убывали на поиск или устраивали засады, в которых приходилось сидеть сутками. «Голубые береты», форсируя крутые склоны горных отрогов, искали базы и схроны боевиков, уничтожали найденные боеприпасы, продукты и обмундирование участников незаконных вооруженных формирований, в составе поисково-штурмовых групп патрулировали местность на вертолетах, оказывали содействие сотрудникам внутренних дел при проверке паспортного режима.
     В районе ведения боевых действий Александр на себе познал пределы человеческих возможностей и понял истинную цену дружбе и войсковому товариществу. В поиске или в засаде, по нескольку дней находясь в отрыве от основных сил, разведчикам приходилось рассчитывать только на себя и плечо товарища.
     Именно в Чечне пришло осознание насколько необходимы были напряженные, требующие полной самоотдачи тренировки в бригаде, к которым, случалось, они относились с некоторым скептицизмом. Навыки и знания, полученные в пункте постоянной дислокации, помогли десантникам вернуться в соединение целыми и невредимыми. За время командировки группа, в состав которой входил старший разведчик-пулеметчик Александр Школьный, не потеряла ни одного человека. Даже ранений никто не получил. А ведь ребята несли службу в одном из самых неспокойных горных районов.
     На Северном Кавказе Александр пробыл ровно 189 дней. За это время он участвовал в 14 боевых выходах, был представлен к награде.
     После возвращения из командировки Школьного назначили на должность командира отделения. Через полгода присвоили воинское звание младший сержант.
     Служба в элитной части и командировка на Северный Кавказ в корне изменили мировоззрение приморского паренька. Если раньше Александр планировал, отслужив, продолжить обучение в вузе и обзавестись семьей, то теперь он задумался над тем, чтобы продолжить службу в армии контрактником.
     Он понял, что на плечи сержантов-контрактников ложится особая ответственность. Кому, как не им, имеющим немалый жизненный, армейский, а нередко и боевой опыт, быть первыми наставниками для вчерашних призывников?
     Взвесив все «за» и «против», Александр подал рапорт о зачислении его на контрактную службу. А образование можно получить и в армии, поступив в военное училище. Нынешнюю службу по контракту Александр воспринимает как работу для настоящих мужчин.
     - Какими качествами должен обладать разведчик? – переспрашивает Школьный и отвечает:
     - В первую очередь – отлично подготовлен физически. Этому учит Чечня. Вот я и обучаю своих подчиненных выносливости. Уже через полгода армейской службы они способны совершать рейды с полной выкладкой до 30—50 километров.
     Выполняя боевую задачу, разведке приходится и уходить от преследования. И тогда уже необходимо перемещаться бегом. Неподготовленный солдат не сможет в максимальном темпе преодолеть 10—15 километров. А нашим ребятам это вполне по силам.
     Немаловажно, чтобы разведчик обладал и соответствующими психологическими качествами. В каких бы сложных, даже критических условиях он ни оказался, ему необходимо сохранять трезвость мышления, не впадать в панику. Только в этом случае можно переиграть противника.
     Командир разведчиков, как никто другой, должен быть уверен в своих подчиненных, в их физической и психологической подготовке. Ведь они действуют на вражеской территории в течение нескольких дней или даже недель. Чтобы разведчики могли не только выжить, но и победить, они должны многое знать и уметь.
     Разведчик справится с полученной задачей лишь в том случае, если он способен самостоятельно принимать грамотные решения в соответствии со складывающейся, как правило, критической обстановкой. Нельзя заранее предусмотреть все возможные случаи, которые могут возникнуть в тылу противника, и предупредить о них подчиненных. Поэтому командиры учат подчиненных думать собственной головой.
     
* * *

     В корпункт газеты «Красная звезда» в Самаре, впрочем, как и другим постоянным корреспондентам газеты, довольно часто приходят письма от призывников с вопросом: «Как стать разведчиком?» Ответить на него мы попросили начальника отдела комплектования 2-й общевойсковой армии полковника Василия КРУПНОВА:
     Разведка – это не романтика, а очень опасный и тяжелый воинский труд. Разведчик должен превосходить среднеармейский солдатский уровень по всем показателям. Главная его задача – в любых условиях выполнить боевую задачу и при этом остаться живым. Он, как сапер, лишен права на ошибку. За нее приходится расплачиваться не только ценой собственной жизни, но и жизнями своих товарищей. Не говорю уже о проваленном задании…
     Было бы хорошо, если бы отбором личного состава для службы в разведке уже в военкомате занимались специалисты: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. На практике сегодня в лучшем случае этим занимаются сами командиры подразделений.
     При нынешнем комплектовании разведывательных подразделений на службу приходят далеко не супермены. Это обычные 18-летние российские парни. Благо, желающих служить в разведке в отличие от других родов войск хоть отбавляй. Учитывая личное желание молодого человека служить в разведке, стараемся отбирать лучших из них. Если такого желания у призывника нет, то, как ни натаскивай его, настоящего разведчика не получится. Такому лучше пройти службу в других войсках.
     Важным критерием для службы в разведке является физическая подготовка. Отбираем тех ребят, которые занимались плаванием, бегом на длинные и средние дистанции, велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. Эти виды спорта хорошо развивают у подростков общую и силовую выносливость.
     Физическую пригодность к службе в разведке мы оцениваем не на глазок, а с помощью специальных тестов. Они позволяют выяснить, способен ли потенциальный разведчик выполнить в будущем все без исключения нормативы военно-спортивного комплекса. К сожалению, в последние годы все труднее среди призывников найти хорошо подготовленных спортсменов.
     Учитываем и интеллектуальную пригодность того или иного юноши к службе в разведке. Для этого офицеры беседуют с подчиненными с глазу на глаз, проводят с ними специальные тесты на сообразительность.
     И, конечно же, уделяем особое внимание психологической совместимости молодых воинов с другими, уже опытными солдатами и сержантами. После нескольких дней нахождения кандидата в разведчики в солдатском коллективе интересуемся мнением о нем старослужащих воинов, тех же сержантов, которые проходят службу по контракту. Тогда и становится окончательно ясно, можно ли с новобранцем идти в разведку…
     Боевой опыт Афганистана и Чечни убедил многих командиров в том, что если солдата жалели на учебных полях, если не научили его стремительно передвигаться с полной выкладкой, мастерски владеть оружием, то в экстремальной ситуации ежеминутной вероятности боестолкновения с реальным противником доучивать его уже поздно. Так что те, кто желает пройти срочную службу в разведподразделении, должны быть готовы к бескомпромиссной напряженной боевой учебе.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства