на главную страницу

2 Декабря 2004 года

Армия и общество

Четверг

«Нептун» почти не виден

Роман ФОМИШЕНКО, «Красная звезда».



Управление поиcковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ВМФ России – одна из тех служб, к деятельности которой всегда, а в последнее время особенно, приковано пристальное внимание общественности. УПАСР – на острие любой чрезвычайной ситуации, случающейся на морских просторах. И, казалось бы, у этой службы с боеготовностью, в самом широком понимании этого слова, должно быть все в порядке. Но…
Провальная операция по спасению экипажа «Комсомольца» в 1989 году высветила серьезные недоработки в организации и проведении поисковых и спасательных работ. А спустя 11 лет уже «Курск» высветил и старые проблемы, и новые непростительные просчеты, допущенные в ходе реформирования ВМФ.
Итак, прошло еще четыре года…

     
«Циклопов» бы прибавить

     Практически сразу после гибели АПРК «Курск», в начале октября 2000 года, Межведомственная рабочая группа представила в Правительство Российской Федерации проект доклада Президенту РФ о мерах по совершенствованию и развитию специализированных аварийно-спасательных формирований министерств и ведомств и концептуальные предложения по федеральной целевой программе (ФЦП) «Создание федеральной системы морских поисково-спасательных работ и подводных технологий» (программа «Нептун»). Однако решение по докладу принято не было, вследствие чего «Нептун» не попал в перечень перспективных программ, финансируемых из федерального бюджета. Тот «Нептун» и поныне лежит где-то на дне чиновничьих сейфов.
     Два года назад инициативу взяла в свои руки Морская коллегия РФ. В соответствии с ее решением от 21 октября 2002 года планировалось в нынешнем году преобразовать УПАСР ВМФ в государственное учреждение при Министерстве обороны РФ, что позволило бы оперативно решать застаревшие и текущие проблемы спасателей. Однако в связи с административной реформой в стране и эту задумку воплотить в жизнь не удалось.
     В итоге, несмотря на все инициативы и заявления, структурно УПАСР ВМФ остался тем, чем был. Единственное, чем помогли спасателям, - выделили обещанные средства на закупку импортного оборудования. В частности, купили два рабочих необитаемых телеуправляемых подводных аппарата «Venom» (Великобритания), предназначенных для обследования подводных объектов, выполнения подводно-технических работ на глубине до 1.000 м, и пять малогабаритных необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов «Tiger» (Великобритания) для поиска (допоиска) и обследования подводных объектов на глубине до 1.000 м. Кроме того, упасровцы получили в свое распоряжение четыре нормобарических скафандра «New Suit» NS-1200 (Канада), предназначенных для выполнения подводно-технических работ на глубине до 365 м, пять подводных телевизионных комплексов «Cyklop» (Великобритания), предназначенных для визуального обследования подводных объектов на глубинах до 300 м, и пять транспортных барокамер «Giper Lite» (Великобритания) для транспортировки и оказания первичной помощи пострадавшим и лечения водолазных заболеваний.
     - Сегодня в соответствии с поставленными перед ВМФ задачами названного поисково-обследовательского оборудования нам в целом достаточно для уверенной и эффективной работы, - говорит начальник УПАСР ВМФ контр-адмирал Василий Воробьев. – Эта техника в зависимости от особенностей регионов распределена по всем флотам и успешно вводится в эксплуатацию. Теперь полностью укомплектованы все базы нормобарическими скафандрами. А вот «Циклопов» - специального водолазного костюма со шлемом, способного транслировать рабочую «картинку» на монитор руководителя подводных работ, пока не хватает. В этой связи главнокомандующий ВМФ дал указание в будущем году закупить в рамках гособоронзаказа еще 14 таких комплектов. Если это произойдет, мы сможем обеспечить «Циклопами» в полном объеме все наши базы.
     
«Русь» изначальная

     Брешь, десятилетиями зиявшая в подводных «сетях» отечественного УПАСР, залатана за счет иностранных разработок. А что же наша, отечественная наука, традиционно славящаяся своими передовыми технологиями?
     Оказывается, еще больше 20 лет назад был разработан и чуть позже построен глубоководный автономный аппарат проекта 16810 «Русь» для выполнения подводных работ на глубинах до 6.000 м. Но только четыре года назад, разбуженные катастрофой «Курска», ответственные чины провели на Балтийском флоте его заводские и государственные испытания по программе и методике ВМФ. В ходе государственных испытаний главнокомандующий ВМФ принял решение о проведении модернизации аппарата с целью замены навигационного и радиотехнического оборудования на более современное.
     - В 2004 году ФГУП «Адмиралтейские верфи» закончило модернизацию и установку нового оборудования, - рассказывает Василий Валентинович. - На борту спасательного судна СС-750 «Русь» перебазирована на Балтийский флот для проведения дальнейших испытаний. В будущем году планируется первое погружение «Руси» на 6.000 метров.
     Сейчас у начальника УПАСРа голова больше болит о том, как сохранить в строю спасательные аппараты типа «Приз» и «Бестер», которые без малого 20 лет верой и правдой служат ВМФ.
     - В перспективе строительства новых спасательных аппаратов не предвидится, - объясняет контр-адмирал Воробьев. – Главным образом потому, что старые в целом отвечают требованиям сегодняшнего дня. А вот дооборудовать их видеокамерами, новой «акустикой», современными манипуляторами крайне важно. Если нам своевременно выделят под это средства, мы сможем работать этими аппаратами еще минимум 15 лет. Так по крайней мере заверяют нас в своих заключениях разработчики «Бестеров» и «Призов».
     И опять пресловутое «если». И рад бы перешагнуть через него начальник УПАСРа, да не может. В 2004 году на дооборудование спасательных аппаратов денег не выделили вообще. Скорее всего не будет их и в будущем году. Для понимания масштабов проблемы уточним: модернизация одного аппарата обходится в 150 – 180 млн. рублей.
     
Подайте на модернизацию

     УПАСР – это не только глубоководное оборудование и обследовательские аппараты, но и еще спасательные суда и специально построенные корабли. С учетом же того, что 54 процента судов и катеров и 67 процентов подводных аппаратов выслужили установленные сроки службы, потребность в их ремонте постоянно увеличивается. А суммы, отпущенные на ремонт, сокращаются. В 2004 году недодали 75 млн. руб. из 357. На 2005 год потребность составляет 336 млн. руб. По самым оптимистичным прогнозам, дефицит может перевалить за 150 млн.
     Строительство новых судов и катеров – тема отдельная. С 1993-го и до 2004 года ни одно судно или хотя бы катер в части УПАСР не поступали.
     Недавно в состав Северного флота приняли водолазное судно ВМ-596 проекта 11980, разработанного ЦКБ «Алмаз».
     Судно предназначено для обеспечения работы водолазов на глубине до 60 метров. Оно оборудовано подводным телеуправляемым аппаратом «Фалькон», способным работать на глубинах до 300 метров, гидроинструментами и сварочным оборудованием для глубинных работ, спутниковой телесистемой, барокамерой. Экипаж состоит из 29 человек, пять из которых являются штатными водолазами.
     ВМ-596 стало первым после почти 20-летнего перерыва водолазным судном, построенным для российского Военно-морского флота. Всего планируется построить пять судов этого проекта, причем два из них будут у Северного флота.
     Проектом перспективного плана предусматривается строительство до 2015 года трех спасателей подводных лодок нового проекта «Дельфин». Его разработку ведет с 2001 года Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Тактико-техническое задание составлялось с учетом опыта работ по подъему атомного подводного крейсера «Курск». Судно будет оснащено спасательным аппаратом и глубоководным водолазным комплексом с рабочей глубиной 450 м. А сдача головного корабля планируется в 2009 году.
     Сейчас немецкая фирма разрабатывает технический проект переоборудования килекторного судна КИЛ-143 в спасательное судно. На его борту хотят разместить спасательные аппараты, глубоководный водолазный комплекс с глубиной работы до 450 метров и 36 декомпрессионных камер для спасенных подводников. Новый килектор-спасатель будет способен позиционироваться в заданных координатах и самостоятельно держать заданное место.
     
От барокамеры до грелки

     Проектов и планов много, но с финансированием проблемы. А ведь УПАСР мог бы зарабатывать большую их часть своими силами. Например, получая прибыль от сдачи в аренду своих судов. И такая практика существует, да только денег от арендаторов флот не видит. Например, два самых современных буксира-спасателя «Николай Чикер» и «Фотий Крылов» сданы в аренду ОАО «Совфрахт». «Николай Чикер» - до декабря 2005 года, а «Фотий Крылов» - до октября 2007 года. Причину сторонней аренды начальник УПАСР объясняет тем, что эти суда могут использоваться лишь в буксировке аварийной лодки или в тушении пожара. Большую часть своей жизни они простояли у причалов, ржавея и рассыпаясь на глазах у спасателей. Поэтому и было решено сдать их в аренду коммерсантам с условием надлежащего текущего и среднего ремонта и возможностью беспрепятственного привлечения к участию в спасательных операциях.
     - Сейчас оба корабля находятся в идеальном техническом состоянии, - рассказывает контр-адмирал Воробьев. – При этом мы не потратили ни копейки на их содержание. Более того, за два судна Министерство обороны РФ ежегодно получает около 50 млн. рублей.
     Катастрофически, по словам Василия Валентиновича, сегодня стоит вопрос обеспечения подводников спасательным снаряжением: гидрокомбинезонами, дыхательными аппаратами, блоками подачи воздуха. Они давно выслужили установленные им сроки. Надо закупать новые, но один комплект стоит 180 – 200 тыс. рублей. Только представьте себе итоговую цифру, которая получится при умножении этой суммы на число подводников!
     Ни на одном флоте до сих пор не решена проблема оснащения кораблей барокамерами и средствами вывода человека из состояния переохлаждения. Из опыта аварий прошлых лет известно, что до 100 процентов членов экипажа могут нуждаться в оказании экстренной медицинской помощи с обязательным использованием барокамер.
     - Здесь работа ведется в двух направлениях. Первое из них, – рассказывает контр-адмирал Воробьев, – медико-техническое. Идет модернизация штатных и создание новых технических средств декомпрессии.
     Усовершенствована барокамера, ранее используемая в спасательной службе для декомпрессии водолазов-глубоководников. На ее базе создан мобильный барокомплекс. Несколько таких комплексов находятся в постройке. Проходит испытания одноместная барокамера с мягкой оболочкой, предназначенная для эвакуации пострадавших из района аварии на берег с одновременным проведением декомпрессии.
     - Второе направление – медицинское, - продолжает Василий Валентинович. - В последние годы созданы режимы ускоренной декомпрессии подводников в условиях спасательного аппарата, разрабатываются режимы декомпрессии для мобильных барокомплексов. Проходит испытания новый метод лечения отсроченных случаев декомпрессионного заболевания, когда человек попадает в барокамеру через сутки и более после эвакуации с больших глубин.
     Не менее опасно для подводника и переохлаждение. Для того чтобы согревать человека изнутри, разработан метод, основанный на дыхании подогретой гелио-кислородной смесью. Для его реализации создан, принят на снабжение и уже поступает в части спасательной службы ВМФ специальный дыхательный аппарат в морском исполнении.
     
50 млн. долларов за подъем К-159

     Больше всего пересудов сегодня - о предстоящем подъеме подводной лодки К-159, буксировка которой трагически завершилась в нескольких милях от входа в Кольский залив. Неоднократно заявлялось, что подъемная операция начнется этой осенью. Что же помешало ее проведению?
     - Еще на стадии разработки технического проекта подъема лодки стало ясно, что ее подъем возможен не ранее 2005 года. В последний раз этот вопрос рассматривался на совещании в Правительстве Российской Федерации в июле 2004 года. Предлагалось два варианта: подъем силами ВМФ и силами голландской компании «Маммут». От услуг иностранной фирмы в итоге было решено отказаться из-за высокой стоимости проекта, - рассказывает контр-адмирал Воробьев.
     Голландцы запросили около 50 млн. долларов США. Бюджет ВМФ не смог бы «потянуть» такую сумму. У самой России необходимых технических средств для подъема К-159 нет.
     - Оборудование, использовавшееся на АПРК «Курск», не годится для подъема подлодки К-159, несмотря на меньшее ее водоизмещение (3 тыс. тонн против 14 тыс. тонн «Курска»), из-за значительно большей глубины (236 м против 108 м). На такой глубине использование водолазов проблематично, поэтому людей должна заменить техника. Надо создавать специальные храпцевые захваты. Все это – дополнительные расходы и время, - объясняет контр-адмирал Воробьев.
     Трудно сейчас прояснить ситуацию и с подъемом всплывающей спасательной камеры (ВСК) АПЛ «Комсомолец». Детально этот вопрос прорабатывался в 1998 - 2000 годах. В 1999-м специалисты 40-го ГНИИ Минобороны РФ разработали технический проект. Оставалось подготовить документацию, дооборудовать килекторное судно и изготовить такелажную оснастку.
     - Проект мог быть реализован, но гибель «Курска» изменила приоритеты в деятельности нашего управления. В ближайшие годы подъем ВСК АПЛ «Комсомолец» не планируется, - пояснил начальник УПАСР ВМФ.
     За четыре года, прошедших после гибели «Курска», много сделано для укрепления и улучшения поисково-спасательных сил ВМФ. Однако специалисты считают, что еще рано останавливаться на пути усовершенствования системы поисковых и аварийно-спасательных работ. Если кто-то думает, что предпринятых мер уже достаточно для реанимации УПАСР, что спасатели и дальше смогут обходиться спасательными комплексами советских времен, пусть и дооснащенными сегодня современной импортной техникой, он серьезно заблуждается. А там, на глубине, это заблуждение может обернуться новыми трагедиями.
     На снимках: спасатели подняли на борт судна приводнившийся в Тихом океане космический аппарат; памятник спасателям в виде водолазного колокола.Фото Сергея ЕРОХИНА и из архива автора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex