на главную страницу

2 Декабря 2004 года

Планета людей

Четверг

Перед нами одни и те же угрозы

Владимир КУЗАРЬ.



Накануне очередного заседания Совета Россия – НАТО (СРН), которое состоится в этом месяце, мы после некоторого перерыва возобновляем публикацию материалов, подготовленных совместно с Информационным бюро НАТО в Москве. Учитывая произошедшее расширение Североатлантического альянса, мы поменяли название рубрики – отныне она будет называться «Совет двадцати семи». Сегодня в этом разделе публикуется интервью с директором Информационного бюро НАТО в Москве Изабель ФРАНСУА.

     - Госпожа Франсуа! На чем, по вашему мнению, основывается развивающееся сотрудничество между Россией и НАТО?
     - Основой взаимоотношений Россия – НАТО являются общие устремления, связанные с обеспечением международной безопасности и стабильности. Как известно, Россия и государства – члены НАТО столкнулись с одними и теми же вызовами безопасности, начиная с терроризма и распространения оружия массового уничтожения и заканчивая несостоявшимися государствами, которые ведут к региональной нестабильности. Эти угрозы не признают границ и требуют самой широкой международной реакции. Справедливо будет также утверждать, что переломным моментом в сотрудничестве Россия – НАТО стало 11 сентября 2001 года. Это проявилось прежде всего в создании Совета Россия – НАТО и сегодня включает широкий спектр направлений, где можно реализовывать наши общие устремления. Причем речь идет о сотрудничестве «в пользу», а не «против» чего-либо или кого-либо.
     
Наша справка

     Доктор Изабель Франсуа родилась 14 марта 1962 года в Париже. Окончила в 1984 году юридический факультет университета Париж ХII, в 1986 г. - университет Карлтон в Оттаве (Канада) с получением степени магистра по международным отношениям и в 1990 году - университет Монреаля с защитой кандидатской диссертации по политическим наукам. Работала ассистентом преподавателя в университете Карлтон, координатором по организации конференций в Ассоциации содействия ООН в Канаде, консультантом Канадского международного агентства по развитию, научным сотрудником в университете Монреаля, консультантом управления по внешней политике министерства обороны Канады, экспертом по стратегическому планированию управления стратегического анализа, ведущим специалистом управления по политике НАТО, экспертом-аналитиком по вопросам обороны управления по стратегическому анализу министерства обороны Канады. 1998 –2004 годы – в отделе по политике и планированию в области обороны в международном секретариате НАТО. С 2004 года - директор Информационного бюро НАТО в Москве.
     Опубликовала 26 статей и исследовательских работ по вопросам безопасности, в том числе по НАТО и оборонной политике альянса, а также по вопросам региональной безопасности в Европе и Африке.

     
Если же говорить о том, откуда исходят угрозы, то надо признаться, что здесь география, в общем, не имеет значения. За последнее десятилетие вооруженные силы государств – членов НАТО претерпели такую трансформацию, что теперь их можно в кратчайшие сроки развернуть далеко от мест базирования, и при этом они смогут полностью автономно действовать в опасной обстановке в течение долгого времени. Следует отметить, что весь процесс оборонной реформы, который за последние 10 – 15 лет затронул большинство стран – членов нашего союза, и все задачи НАТО в области трансформации основаны не на каких-либо угрозах, а на потенциалах. Преследуется цель создать хорошо обученные и оснащенные вооруженные силы, сохраняющие высокую боеспособность независимо от того, где их решит использовать политическое руководство.
     Гораздо важнее, чем география, четкое понимание характера угроз, которым мы противостоим. Например, почему требуется посылать войска в Афганистан, Ирак и прочие далекие страны. В этом ключе СРН приложил существенные усилия при проведении разного рода оценок, чтобы в результате лучше понять или даже прийти к общему истолкованию характера современных угроз, будь то терроризм, распространение ОМУ или другие вызовы нашей безопасности.
     - Как бывший военный аналитик, как вы оцениваете развитие ситуации в близком географическом окружении России и НАТО?
     - Позвольте начать с того, что ситуация в непосредственном географическом окружении России и НАТО имеет такое же значение в плане вызовов безопасности для государств СРН, как и международная ситуация в целом. Представление о том, что «близкое» важнее «дальнего», применялось в прежние времена, когда в стратегическом мышлении господствовала геополитика. Современная международная обстановка больше не определяется наличием серьезной угрозы у наших границ. Однако ситуация на сегодняшний день складывается не менее опасная. Лучше всего ее можно охарактеризовать как нестабильную и непредсказуемую, а саму угрозу - как многомерную и многовекторную. Эта новая реальность обусловила произошедшее за последнее десятилетие изменение структуры и расстановки вооруженных сил, чтобы в итоге создать многофункциональные боеспособные армии, готовые действовать повсюду, обычно в международных коалициях под различными флагами: ООН, НАТО, Евросоюза. Государства СРН, имеющие дело с такими общими вызовами, обсуждают эти вопросы и обмениваются опытом, особенно в рамках сотрудничества в области оборонной реформы.
     - Назовите несколько конкретных примеров совместной деятельности в СРН, способствующих укреплению сотрудничества в сфере оборонной реформы.
     - Таких совместных проектов и мероприятий, которые сближают вооруженные силы России и государств – членов НАТО и способствуют завязыванию контактов между военными, очень много, их насчитывается несколько сотен в год. В области оборонной реформы у нас проходит в среднем около 40 мероприятий в год по четырем основным темам. Это по реформе вооруженных сил, где организуются различные семинары о резерве, профессиональной армии, конкретные проекты по лингвистике, статистике; управлению кадрами и финансовыми ресурсами, где также проводятся семинары по макроэкономике и учебные проекты, такие как стипендии и курсы в гражданских учреждениях для офицеров Вооруженных Сил России; последствиям оборонной реформы, где особенно успешно работает центр переподготовки военнослужащих, уволенных или увольняемых из рядов вооруженных сил; и военно-промышленному сотрудничеству, где идут дискуссии о препятствиях и ограничениях на пути реструктурирования и консолидации оборонных отраслей.
     В настоящее время Россия и НАТО в формате 27 вырабатывают политические руководящие указания для военных с целью создания оперативно совместимых сил для совместных действий в будущем. И речь идет о сравнительно близком будущем, если вспомнить операцию «Эктив индевор», в рамках которой, как мы надеемся, наши военно-морские силы скоро будут действовать плечом к плечу в Средиземном море. Следует добавить, что решение России присоединиться к Соглашению о статусе вооруженных сил по программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) будет в большой мере способствовать дальнейшему развитию военного сотрудничества.
     Надо сказать, что в этой области число совместных мероприятий и проектов уже достигло сотен в год. Речь идет о подготовке и учениях, направленных на совершенствование оперативной совместимости, поиске и спасании на море и регулярных контактах штабного персонала. Это область с большим потенциалом роста, причем в начале следующего года в ней ожидается еще больший сдвиг, так как в декабре этого года на встрече министров иностранных дел СРН должны подтвердиться решения о поддержке Россией операции «Эктив индевор» и присоединении России к Соглашению о статусе вооруженных сил ПРМ.
     В плане борьбы с терроризмом за последние два года центром притяжения оборонного сотрудничества стали три конференции, которые состоялись на высоком уровне. Они позволили военным и специалистам по оборонным вопросам завязать множество контактов и провести много встреч, а также помогли яснее очертить роль вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Понимая всю сложность выработки приемлемой для всех дефиниции, государства СРН все же пришли к общему пониманию необходимости всеобъемлющей международной реакции. При этом СРН и вооруженные силы не рассматриваются как ее единственные инструменты, а особую важность приобретают обмен разведданными и необходимость продолжать обмен мнениями о концепциях, доктринах и требующихся потенциалах. Сотрудничество на уровне конкретной антитеррористической операции военно-морского патрулирования «Эктив индевор», несомненно, укрепит умение наших военных действовать совместно против этого зла.
     Наконец, хочу упомянуть еще несколько направлений оборонного сотрудничества. Это прежде всего различные мероприятия и совместная деятельность в таких областях, как противоракетная оборона театра военных действий (ПРО ТВД), использование воздушного пространства и миротворчество.
     - И все же, в чем конкретно выражается реальная польза сотрудничества России – НАТО для каждой из сторон?
     - Превосходный вопрос. Он главный для тех, кто сомневается в конкретной пользе от СРН. Но позвольте вначале сказать, что этот вопрос несколько вводит в заблуждение. Взаимоотношения Россия - НАТО – не двусторонние, все обстоит не так, как в Совместном постоянном совете. Совет Россия – НАТО состоит из 27 равноправных партнеров, решивших объединить ресурсы, чтобы совместно противостоять общим современным вызовам безопасности. В центре данного решения - важная реальность: все мы нуждаемся друг в друге для противодействия общим вызовам современности. Перед всеми нами стоят те же бюджетные ограничения, всем министерствам обороны приходится иметь дело с требованиями министерств финансов выполнять больший объем работы, используя меньше средств. И министерства обороны пошли по пути реструктуризации военных структур в целях получения большей эффективности от средств, расходуемых на оборону. В таких условиях для государств – членов НАТО и партнеров разумный выход из положения - объединять ресурсы. Несколько лет назад государства - члены НАТО уже пошли по этому пути: появились многонациональные формирования, техника, находящаяся в совместном владении, и различные механизмы, основанные на взаимной помощи при транспортировке войск на различные театры военных действий, и т.д.
     У России есть конкретные потенциалы в области грузового транспорта, химической, биологической и радиологической защиты, гражданского чрезвычайного планирования, разведки, боевого и тылового обеспечения боевых действий войск. Благодаря созданию СРН Россия, как и любое из государств – членов НАТО, может оказывать помощь и запрашивать помощь партнеров для участия в какой-либо операции, и это представляется политически целесообразным всем государствам-участникам. В течение последних трех лет Россия и члены НАТО энергично трудились над выработкой структур и механизмов, которые послужат основой для совместных действий, но еще много усилий потребуется приложить на данном направлении. Необходимо создать оперативно совместимые национальные силы и средства. Надо будет утвердить и такие механизмы взаимодействия, как Соглашение о статусе вооруженных сил ПРМ, Меморандум об авиационных перевозках, а также заключить прочие соглашения. Необходимо рассматривать реструктурирование и другие реформы как долговременный процесс, процесс, который уже идет полным ходом и в конечном итоге даст нам конкретные потенциалы. Их можно будет применять для переброски хорошо обученных и оснащенных сил туда, куда решат послать государства, стараясь лучше использовать ограниченные ресурсы и объединяя усилия для противодействия общим вызовам безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex