на главную страницу

3 Декабря 2004 года

Проблемы воспитания

Пятница

Не хлебом единым

Александр БОГАТЫРЕВ.



Нужно ли воспитывать контракников? Если нужно, то как? Готов ли к этому офицерский корпус? Эти вопросы зазвучали еще в начале 1990-х, когда в России впервые заговорили о перспективах создания контрактной армии. Тогда же поиском ответов на них в военном ведомстве озадачились ученые и практики воспитательной работы. Активно участвует в нем уже больше десяти лет и коллектив кафедры педагогики Военного университета. О работе в этом направлении рассказывает начальник кафедры полковник Игорь АЛЕХИН.

     – Игорь Алексеевич, в подходах к воспитанию срочника и контрактника есть, на ваш взгляд, коренные отличия?

     – Безусловно. Солдат по призыву приходит в армию лишь на два года. Цель его обучения и воспитания сводится по сути к привитию минимальных навыков, умений и качеств, необходимых для выполнения узкого спектра функций в рамках конкретной воинской специальности. С контрактником же надо работать с таким прицелом, чтобы в перспективе этот человек посвятил военной службе значительную часть жизни. Добиться, чтобы по истечении первого контракта он заключил следующий – вот одна из важнейших, на мой взгляд, задач воспитательной работы с этой категорией людей. Успех в ее решении во многом, считаю, зависит от того, сможем ли мы сформировать у контрактника определенные нравственные качества. Почему, например, немало офицеров, достигнув пенсионного возраста, продолжают еще какое-то время служить в армии? В том числе и потому, что они не представляют жизни вне офицерского коллектива, друзей, вне круга своих повседневных воинских обязанностей. Очень важно привить подобное мироощущение, чувство локтя, солдатского братства и военнослужащему по контракту.
     Еще одно важное качество, которое необходимо с первых дней прививать каждому контрактнику, – неустанное, осознанное стремление к самосовершенствованию. Как правило, когда кандидат в профессионалы приходит в войска, его военная подготовка далека от ожидаемого. А на «доводку» не так уж и много времени. Следовательно, военнослужащий по контракту должен повышать мастерство не только на плановых занятиях по боевой подготовке, но и самостоятельно: читать соответствующую литературу, тренироваться по индивидуальному плану и т. д. Между тем потребность в работе над собой ощущают далеко не все. Ее-то и нужно воспитывать.
     Не стоит забывать также и о том, что контратники проживают не в традиционных казармах под постоянным надзором, а в общежитиях. Кроме того, у них значительно больше возможностей проводить свободное время за пределами воинской части. А значит, необходимо сделать так, чтобы во внеслужебное время военнослужащие по контракту оставались такими же дисциплинированными, воспитанными людьми, какими мы хотим видеть их в части.

     – Иными словами, воспитание военнослужащих по контракту – особое направление работы. Учитывается ли это при создании руководящих документов, в подготовке которых участвует и кафедра? Проводите ли научные исследования, посвященные педагогическим аспектам проблемы?

     – Еще в середине 1990-х при участии нашей кафедры разрабатывалась соответствующая новым реалиям концепция воспитания военнослужащих. Уже в ней мы отдельно рассматривали цели, задачи, функции, средства воспитания контрактников наряду с другими категориями военнослужащих. Над концепцией трудился большой коллектив, в который вошли ученые многих военных академий, научно-исследовательских учреждений, практики из органов воспитательной работы видового и центрального звена.

     – Но до войск этот документ, судя по всему, не дошел…

     – К сожалению, да. В 1997 году на координационном совете при Президенте РФ концепция была одобрена. Но, поскольку она в приказах не упоминалась, в войсках ее так и не увидели.
     Однако в последние годы мы вновь обратились к проблеме. В ходе подготовки Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил РФ приказа министра обороны РФ об органах воспитательной работы была реанимирована идея создания Концепции воспитания военнослужащих.
     На сегодня концепция входит приложением в подписанный 11 марта 2004 года приказ министра обороны № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». Воспитание контрактников в ней, как и в первом варианте, выделена как особая проблема.
     Что касается научных исследований, то первая диссертация об особенностях воспитания контрактников была защищена на нашей кафедре восемь лет назад Владимиром Михалевым. Проблематикой, связанной со службой по контракту, активно занимаемся и сейчас. Не далее как в прошлом году подполковник Евгений Федак защитил кандидатскую диссертацию, посвященную реабилитации контрактников – участников боевых действий. В данный момент тему исследуют два офицера, участвовавших в контртеррористической операции на Северном Кавказе – адъюнкты Сергей Жданов и Сергей Грибков. Подполковник Жданов разрабатывает проблемы формирования морально-боевых качеств у контратников в период подготовки к выполнению боевых задач. Исследование подполковника Грибова посвящено использованию в обучении офицеров боевого опыта, в том числе по управлению подразделениями, укомплектованными контрактниками, в бою.
     Кроме того, по решению министра обороны в течение этого года будут изданы три подготовленных при участии нашей кафедры учебника: «Теория и практика воспитания», «Воспитательная работа в Вооруженных Силах» и «Морально-психологическая подготовка военнослужащих». В них в концентрированном виде отражены особенности воспитания, морально-психологической подготовки, ведения воспитательной работы с военнослужащими по контракту. В каждом учебнике – по главе. Там изложены взгляды на ее методы, средства, приемы… Планируется, что эти учебники разойдутся по всем Вооруженным Силам. Особенно важно, на мой взгляд, чтобы они дошли до военно-учебных заведений, готовящих офицеров.
     К слову, не утеряли сегодня актуальности и наработки кафедры 60-х, 70-х, 80-х годов. Значительный вклад в становление и развитие теории отечественной военной педагогики внес основатель нашей кафедры доктор педагогических наук Александр Васильевич Барабанщиков. Под его руководством создано немало монографий, защищено диссертаций, проведена масса научно-исследовательских работ, посвященных особенностям воспитания военнослужащих, организации воспитательной работы в войсках, утверждению там педагогической культуры. Все это не утратило актуальности и в новых условиях, на переломном этапе реформирования армии и флота.

     – Готов ли, на ваш взгляд, офицерский корпус к воспитанию военнослужащих по контракту?

     – Это острый для нашей армии вопрос. До 1917 года воспитанием солдат в той или иной мере занимались все офицеры, но в первую очередь, конечно, командир. Предназначенных для этого специальных органов или структур не было. В советское время за воспитание подчиненных отвечали командиры, но значительный пласт этой работы возлагался на политорганы. В конце концов такое разделение вело к тому, что многие командиры - особенно высокого звена - отучились заниматься людьми. Многие и сегодня считают, что им достаточно отдать приказ, а все остальные пусть занимаются его доведением, разъяснением, подготовкой личного состава к тому, чтобы приказ был правильно воспринят и выполнен в полном объеме. И это не случайно. В военных училищах, институтах и академиях основы психологии и педагогики осваиваются в течение 30 - 60 часов. А ведь большинство командиров испытывают наибольшие трудности в работе по воспитанию военнослужащих, а не с вооружением или организацией боевой подготовки. Получается, что работать с солдатом, и контрактником в частности, офицеров по-настоящему и не учат.
     Мы в стенах Военного университета стараемся эту брешь закрыть. На Всероссийских академических курсах и факультете руководящего состава органов воспитательной работы со слушателями проводим ряд занятий, посвященных особенностям работы с военнослужащими по контракту. Но это, конечно, не снимает проблемы. Вопросы воспитания военнослужащих вообще и контрактников, в частности, должны не в теории, а на практике стать приоритетными для всего офицерского состава армии и флота.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex