на главную страницу

4 Декабря 2004 года

Наш комментарий

Суббота

Евразийский вектор

Вадим МАРКУШИН.



В воскресенье начинается двухдневный официальный визит Владимира Путина в Турецкую Республику. Как известно, поездка намечалась еще на начало сентября, но была отложена из-за трагических событий в Беслане. В ходе визита запланированы встречи главы российского государства с президентом Турции Ахметом Сезером и премьер-министром Реджепом Эрдоганом. По итогам переговоров стороны подпишут совместную декларацию о дружбе и партнерстве.

     

     Российско-турецкий диалог в последние годы отличается рациональностью, отсутствием резкостей, взаимной готовностью идти на уступки. Учитывая далеко не безоблачную историю двусторонних отношений, нынешние политические руководители проявляют подчеркнутую сдержанность даже тогда, когда в дело вступают разного рода нестыковки политических и экономических интересов. Такая политика вполне соответствует устремлениям «низов», которые еще в начале 1990-х годов образовали мощный «челночный» товарооборот. Турецкий ширпотреб нашел спрос в первую очередь среди небогатой части россиян. О добротности выполнения строительных заказов турецкими подрядчиками знают во многих городах России, как и о сравнительной дешевизне услуг на малоазиатских средиземноморских курортах.

     Россия и Турция занимают одинаковые или сходные позиции по многим международным проблемам. Например, по иракской. Россия с пониманием относится к желанию Турции вступить в Евросоюз, хотя никакой выгоды для нее тут не просматривается. Немало общего в позициях двух стран в отношении коллективных усилий в борьбе с международным терроризмом. Турецкое руководство, к примеру, запретило деятельность организаций, которые помогали чеченским террористам. Турецкая элита и общественность заинтересованно следят за евразийской тематикой. Этот общий для двух стран ориентир может подтолкнуть к новым сферам взаимовыгодного партнерства. Кстати, такого рода серьезным темам большое внимание уделяет турецкое телевидение в отличие от российского, которое поглощено борьбой за пресловутые рейтинги и поэтому напирает на «хохочущие» передачи.

     Анкара предельно внимательно следит за «энергетической дипломатией Путина», стремясь не упустить свое в сложной механике купли-продажи нефти и газа. Газа, наверное, в первую очередь, поскольку этого требуют бурно растущая промышленная база страны и строгие экологические нормы. В текущем году, как ожидается, Россия по газопроводу «Голубой поток» поставит в Турцию около 3,3 млрд. кубометров невидимого топлива. И это только скромное начало, через несколько лет объем продаж может увеличиться на целый порядок, что позволит Турции часть приобретаемого продукта пускать на реэкспорт.

     Что касается нефти, то российская компания «Транснефть» предлагает Турции одобрить проект строительства трубопровода, который бы прошел от турецкого поселка Кыйикей на юго-западном побережье Черного моря до города Ибрикхаба на побережье Эгейского моря. Его протяженность составит 193 километра, а предполагаемая стоимость – 900 млн. долларов. Реализация проекта позволила бы снизить напряженность в российском нефтяном экспорте, связанную с ужесточением правил прохода танкеров через проливную зону, и соответственно убытки России, которые, по некоторым данным, достигают полмиллиарда долларов ежегодно.

     Одна из статей российско-турецкого сотрудничества охватывает военно-технические связи. Турки, в частности, заинтересованы в боевых вертолетах. России с ее первоклассной авиационной техникой есть что предложить турецким военным. Правда, быть лучшими в мире еще не значит непременно побеждать на тендерах. Оружейный рынок – область чрезвычайно хитроумная, нередко попадающая в зависимость от политической конъюнктуры. Перед российскими продавцами иногда возникают неожиданные препятствия и блоки, для нейтрализации которых им попросту не хватает политической поддержки.

     Особый вопрос – взаимодействие российских и турецких военных структур. О внедрении его в обычную практику можно говорить лишь как о перспективе, хотя вполне реальной, предметно обсуждаемой в рамках Совета Россия - НАТО. Общее черноморское пространство является прекрасной естественной базой для проведения совместных учений, в том числе с целью повышения оперативной совместимости сил и средств. То же касается совместных действий в кризисных ситуациях, к примеру при землетрясениях, наводнениях, техногенных катастрофах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex