на главную страницу

7 Декабря 2004 года

Вторник

«Солдатушки, бравы ребятушки,
кто же ваши деды?»

Александр КОЧУКОВ, «Красная звезда».



В последние месяцы предметом общественного обсуждения, в том числе и в стенах Государственной Думы, стала система общенациональных праздников. Возникли вопросы: стоит ли отмечать 7 ноября, равно как и годовщину принятия ныне действующей Конституции, не объявить ли праздником день освобождения Москвы от поляков в 1612 году, перенеся это событие на 4 ноября (ныне его, как День воинской славы России, по закону надлежит отмечать 7 ноября). В рамках дискуссии вновь встал вопрос и о дне создания наших Вооруженных Сил.

     Впрочем, вопрос этот отнюдь не нов. Определить эту дату пытались в военной среде еще в 1996 - 2000 годах, но тогда участники обсуждения к однозначному мнению не пришли. Ясно было только одно: следует найти отправную точку в создании регулярной армии в России. У большинства граждан также не вызывало сомнения и то, что дату 23 февраля следует оставить в качестве общенационального праздника защитника Отечества. По крайней мере, пока живы люди, выросшие и сформировавшиеся в советское время, служившие в Советской Армии, воевавшие и очень болезненно воспринимающие все, что связано с отказом от традиций.
     Конечно, сама по себе дата 23 февраля 1918 года, как известно, весьма уязвима в историко-научном отношении. Никаких решений о создании рабоче-крестьянской Красной Армии в этот день первое советское правительство не принимало – оно было принято еще 15 января того года. Решение было оформлено декретом Совнаркома, причем в основу комплектования РККА был положен принцип добровольности.
     Каких-либо больших успехов на фронтах 23 февраля также достигнуто не было. Правда, в тот день в районе деревень Большое и Малое Лопатино под Псковом бойцы 2-го красноармейского полка под командованием А.И. Черепанова вступили в бой с передовым отрядом германских войск, наступавших на революционный Петроград. В 1968 году там был воздвигнут обелиск в виде громадного штыка. Однако в ходе этих боестолкновений немецкие войска разгромлены не были и вечером следующего дня заняли станцию Псков-I, а 28 февраля захватили и весь город. Более того, бои в 20-х числах февраля отмечены не только мужеством бойцов ряда подразделений Красной Армии, но и трусливым бегством с поля боя отряда матросов во главе с Павлом Дыбенко, которого за сдачу немцам Нарвы исключили из партии и отдали под трибунал. От расстрела незадачливого председателя Центробалта спасли близкие отношения с Александрой Коллонтай, пользовавшейся уважением у Ленина и других большевистских лидеров.
     В общем, празднование в Советском Союзе годовщины Красной армии именно 23 февраля – дело господина Случая, который всегда играл да и будет играть большую роль в истории, в судьбах народов и государств. О «подноготной» февральского праздника СМИ, в том числе и «Красная звезда», не раз рассказывали в постсоветское время – впрочем, повторим для не помнящих.
     16 февраля 1919 года в Москве был объявлен сбор подарков для бойцов Красной Армии. Однако мероприятие, как часто бывает, вовремя организовать не успели и перенесли на следующий выходной, который волею случая выпадал на 23 февраля. День этой акции нарком по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета республики Лев Троцкий и объявил в очередном своем выступлении праздником первой годовщины Красной Армии. После 1919 года с торжествами по случаю 23 февраля наступило затишье, и только лишь в 1923 году эту дату вновь стали отмечать как день рождения РККА.
     Тем не менее в 1934 году народный комиссар СССР по военным и морским делам Климент Ворошилов в газете «Правда» в материале, посвященном 15-летнему юбилею Красной Армии, довольно смело для тех времен констатировал: «...Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами».
     Но что случилось, то случилось. В массовом сознании 23 февраля – знаковая дата, праздник всего мужского населения, обязанностью которого издревле – в жизнеспособном обществе – является защита государства. Этот праздник целесообразно и в дальнейшем использовать в интересах военно-патриотического воспитания молодежи, передачи ей лучших традиций защитников Отечества.
     А вот поиск корней Российской армии надо вести в глубине веков, ибо наше Отечество родилось не в 1917 году, и тем более не в 1991-м. Конечно, история создания на Руси единого централизованного государства и его армии имела тернистый и кровавый путь.
     Как централизованное государство Россия сложилась в средние века в результате довольно случайного возвышения Московского княжества. После распада империи Чингисхана и Золотой Орды оно сумело посредством успешных военных походов и искусной дипломатии последовательно нанести поражение своим соперникам – Твери, Рязани, Ярославлю, Новгороду, Западной Руси, Казани, Астрахани. Впрочем, так образовывались в то время все европейские государства: одни князья оказывались умнее, хитрее, удачливее других правителей и подчиняли себе их земли. Власть никто добровольно не отдает, ее берут или силой, или хитростью.
     Вполне возможно, что объединителем земель на просторах северо-западной Евразии могло бы стать другое княжество или ханство (то же Казанское, например), но история распорядилась так, что победила Московская Русь. Простой же люд в подчиненных землях только выиграл от создания централизованного государства, что уже давно и убедительно доказала историческая наука.
     Поэтому все предубеждения относительно московских государей – того же Ивана IV, прозванного Грозным (правил с 1533-го по 1584 год), как говорится, от лукавого. Да, был жесток, зверствовал в отношении соседей и завоеванных земель. Разбил Новгород, устроил погром в Ярославле, подчинил Казань и Астрахань, прекратив, кстати, грабительские набеги с Востока и захват в плен десятков тысяч русских жителей. А разве другие правители – из других центров до и после него – были бы лучше и добрее? Известно ведь, что цари и короли бывают добренькими только в сказках и балладах...
     Бесспорно также и то, что именно великий князь Иван IV, объявивший себя в 1547 году «царем всея Руси», многое сделал для создания централизованного государства и постоянного национального войска. В середине XVI века его войско уже имело отдельные элементы регулярного устройства: постоянное государственное содержание, однотипное вооружение и обмундирование, пребывание личного состава на службе не только в военное, но и в мирное время, периодическая боевая подготовка... 1 октября 1550 года был объявлен приговор (указ) Ивана IV «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей». В число этой «избранной тысячи» вошли мелкопоместные дворяне, которые составили ядро командного состава постоянного войска.
     В том же 1550 году на основании указа государя было создано шесть стрелецких полков по 500 воинов в каждом, государева служба которых была пожизненной и наследственной. Стрельцы набирались из вольных («охочих») людей, свободных крестьян и посадских, которые были на государственном обеспечении, жили в особых слободах. В истории сохранились имена первых начальников (голов) стрелецких полков (приказов): Григорий Пушечников, Дмитрий Ржевский, Иван Черемисинов, Василий Прончищев, Федор Дурасов, Яков Бундов.
     К началу Смутного времени удельный вес «огнестрельной пехоты» (стрельцов) существенно вырос и ее численность превысила 20 тыс. воинов. Именно стрелецкое войско составляло костяк вооруженных сил Московского царства, которому при Иване Грозном приходилось немало воевать и с западными, и с южными, и с восточными соседями, не отличавшимися миролюбием по отношению к Москве.
     В период царствования Ивана IV, осуществившего назревшие преобразования в военной сфере, на Руси появился и первый воинский устав – «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Произошло также выделение «наряда» (артиллерии) в самостоятельный род войск, служба в котором стала постоянной.
     Поэтому у историков, предлагающих считать днем рождения Вооруженных Сил России 1550 год, есть весомые аргументы: 1 октября этого года знаменует начало создания постоянной армии Московского царства – централизованного Русского государства со столицей в Москве, исторической преемницей которого является Российская Федерация, нравится это кому-то или нет.
     Как известно, при отце Ивана IV, великом князе Василии Ивановиче, главной военной силой Московской Руси было служилое дворянство – помещики (слово это происходит от понятия «поместить на землю»). Именно поместное ополчение составляло тогда ядро Московского войска. Удельные князья также выделяли свои вооруженные отряды в состав войска в случае военной опасности, и численность его порой достигала 200 тысяч. Помимо поместного ополчения, в состав войск великого князя входили пушкари – артиллерийский «наряд» — и «пищальники» – пехота, вооруженная ручным огнестрельным оружием, набираемые при начале войны из городских ремесленников.
     Искать дату создания Вооруженных Сил России в более глубокой древности, как делают это сегодня некоторые общественные деятели, чуть ли не во времена Рюрика и Вещего Олега, вряд ли оправданно. К тому же методологически неверно. Создание армии как инструмента политики неразрывно связано с процессом создания централизованного Русского государства, которое стало образовываться только XVI веке – при великом князе Василии Ивановиче (1505 – 1533 гг.), включившем в состав Московской Руси Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), Рязанское княжество (1521 г.).
     Надо также признать, что одной из трудностей в определении дня создания Российской армии является недоброжелательное отношение некоторых представителей общественности и историков к самой личности Ивана IV. Дескать, и жесток был без меры, и Казань покорил в 1552 году, включив ее в состав единого централизованного государства... Но если следовать этой логике, то надо забыть и о славной победе русского оружия на поле Куликовом, и походе Ермака в Сибирь, о сражениях Александра Невского против шведов и германцев, о боях князя Дмитрия Пожарского против поляков, которых пригласили в Москву наши же бояре, избравшие польского королевича Владислава царем всея Руси. В войнах всегда кто-то побеждает и кто-то терпит поражение, как это порой ни обидно...
     Но если уж стоять на почве конкретных исторических фактов, то первое боевое применение стрелецких полков связано не с походом на Казань, а с отражением набега крымского хана Девлет-Гирея на Тулу в июне 1552 года. Тогда стрельцы в составе «царева полка» Ивана IV выступили на помощь осажденному гарнизону русской крепости. Лишь после этого состоялся казанский поход с целью устранить угрозу для Москвы с Востока. Кстати, в том походе на Казань вместе с русским войском участвовали верные союзники Москвы – мусульманские отряды касимовских татар. Это свидетельствует о том, что ни о каком межконфессиональном и межнациональном конфликте речь не шла и что далеко не все татарское население Восточной Европы в то время ориентировалось на казанского хана... Военные походы русского государя были направлены не против каких-либо народов Поволжья, а против антирусской политики ряда знатных родов, на прекращение кровопролитных военных столкновений, от которых страдало население и Московской Руси, и Казанского ханства. От включения в состав централизованного русского государства Поволжье и его коренные народы не проиграли, а многие представители местной знати с выгодой для себя интегрировались в элиту Московии...
     Отметим, что время от времени предпринимаются попытки перенести дату создания регулярной армии в нашей стране на более поздний срок – период царствования Петра I. В 1699 году он распустил стрелецкое войско и приступил к созданию полков по системе рекрутского набора. Всего в 1699 году было сформировано 27 пехотных и драгунских полков.
     Однако, с точки зрения исторической науки, считать Петра I создателем регулярной армии неправомерно, несмотря на его бесспорные заслуги в развитии военной организации государства. Да ведь и он сам не претендовал на пальму первенства в этой области. В Воинском уставе 1716 года государь писал: «Понеже всем есть известно, коим образом отец наш (Алексей Михайлович Романов. – Ред.)… в 1647 году начал регулярное войско употреблять и устав воинский издан был». При Тишайшем были сформированы полки «нового строя» – солдатские, рейтарские и драгунские, были введены для командного состава офицерские и генеральские звания, заимствованные у западноевропейцев. А первые полки, имевшие регулярное устройство, были сформированы еще в 1642 году.
     Так что Петр Алексеевич Романов никак не может претендовать на роль создателя Русской армии. Его военные реформы – один лишь из этапов, пусть и очень важный, в процессе строительства национальных вооруженных сил. К тому же нельзя забывать, что после его смерти, при Екатерине I и Петре II, «новая армия» пришла в небоеспособное состояние, а весь флот практически сгнил. Возрождение армии произошло только во времена Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны…
     В связи с этим представляется целесообразным для установления праздничной даты создания Российской армии использовать дату 1 октября 1550 года, как знаменующую зарождение в России постоянного национального войска, имевшего элементы регулярного устройства. Ежегодное празднование Дня Вооруженных Сил России будет регулярно давать импульс активизации военно-патриотической работы, обращению к истории Отечества, ее урокам.
     Не будем забывать, что исторические даты широко используются и за рубежом – в целях поддержания традиций вооруженных сил и морального духа военнослужащих, для формирования положительного имиджа армии в обществе. Так, в США дата 14 июня 1775 года, когда решением 2-го Континентального конгресса было сформировано
     10 стрелковых рот, находящихся на содержании всех колоний, отмечается как День армии. И никто в Вашингтоне при этом не опасается обидеть своих верных союзников – англичан, против которых американцы тогда воевали за независимость. Впрочем, англичане, люди умные, понимающие, что историю не переделаешь, и не обижаются…
     Понятно, среди российских историков нет пока единой точки зрения на дату празднования дня создания Российской армии, спектр их мнений довольно широк. Но очевидно, что интересы формирования исторического сознания населения и военнослужащих требуют от государства поскорее определиться относительно наиболее научно обоснованной даты создания в нашей стране регулярной армии и утвердить ее в качестве официальной.
     И последнее. Установление дня создания Российской армии, подчеркнем еще раз, отнюдь не дезавуирует значение Дня защитника Отечества, который в ХХ веке стал любимым общенародным праздником и должен быть сохранен, по крайней мере, в ближайшей исторической перспективе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex