на главную страницу

7 Декабря 2004 года

Армия и общество

Вторник

НОВОСЕЛЬЕ ЧЕРЕЗ ИПОТЕКУ

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



Очень скоро - 1 января 2005 года вступит в силу Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Мы попросили заместителя председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Игоря ПРОВКИНА прокомментировать этот документ.

     - Игорь Юрьевич, какова причина перехода к новой схеме и чем не устраивала система обеспечения военных жильем с помощью жилищных сертификатов?

     - Сегодня почти 530 тысяч семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий. Из них около 120 тысяч - это семьи военнослужащих в запасе, из которых 40 тысяч семей вообще не имеют никакого жилья. 60 тысяч семей военнослужащих нуждаются в переселении из закрытых военных городков. Оставшиеся 350 тыс. семей - это семьи военнослужащих, которые будут уволены всеми силовыми министерствами до 2010 года.
     А теперь давайте посмотрим, что у нас с жилищными сертификатами. Например, в 2003 году было выдано 18 тысяч сертификатов, в 2004 году будет выдано и того меньше — 11 тысяч. Вывод простой - для решения жилищных проблем военнослужащих в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета ГЖС катастрофически не хватает.
     Более того, финансовое обеспечение жилищных сертификатов не покрывает рыночной стоимости жилья.
     Задача стоит простая: имея ограниченное финансирование из бюджета, используя понятные и прозрачные рыночные методы, добиться решения жилищной проблемы для семей военнослужащих. Помочь решению этой задачи должен Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

     - Какова суть накопительно-ипотечной системы?

     - Целью новой системы является формирование жилищных накоплений военнослужащих за счет средств федерального бюджета и поддержание платежеспособности военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании. Для достижения этой цели планируется каждому военнослужащему открыть персональный накопительный счет, на который ежегодно из бюджета будут поступать денежные взносы. То есть первый источник накоплении - это бюджет. Кроме того, чтобы средства на счете не обесценивались из-за инфляции, они будут инвестироваться в различные разрешенные активы управляющими компаниями под присмотром уполномоченного федерального органа. Значит, доходы от инвестирования - это второй источник накоплений на персональных счетах. Ежегодный взнос из бюджета тоже будет индексироваться в зависимости от уровня инфляции.
     Таким образом, учитывая долгосрочный характер военной службы, у военнослужащих появляется реальная возможность накопить необходимую сумму для приобретения жилья. При этом военнослужащий сам решает, когда ему приобрести жилье. Он может дождаться окончания своего срока службы и использовать всю накопленную сумму. Или может не ранее чем через 3 года военной службы использовать уже накопленную сумму и, взяв ипотечный кредит, приобрести жилье, а расплачиваться за кредит будет теми средствами, которые ему будут продолжать поступать на накопительный счет из бюджета.
     В любом случае все военнослужащие, имеющие равную продолжительность военной службы по контракту, смогут воспользоваться равной по размеру финансовой помощью государства.

     - Кто будет участвовать в накопительно-ипотечной системе?

     - Согласно Федеральному закону «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» участниками системы становятся: лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, в том числе заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года; офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы, начиная с 1 января 2005 года; прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет общей продолжительности военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 года; сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

     - Игорь Юрьевич, а есть ли прикидки, сколько человек воспользуются новой системой в следующем году?

     - В самом начале реализации накопительно-ипотечной системы, то есть в 2005 году, в системе будет около 58 тысяч человек, из которых около 30 тысяч - офицеры, около 17 тысяч - прапорщики, около 10 тысяч - солдаты и сержанты. Через 20—30 лет число участников накопительно-ипотечной системы должно составить не менее 700 тысяч человек.

     - Какой взнос ежегодно будет перечисляться на накопительный счет и на что его хватит?

     - Размер накопительного взноса на одного участника новой системы в 2005 году составит 37.000 рублей. Как я уже говорил, в дальнейшем этот базовый взнос будет индексироваться на уровень инфляции.
     Можно долго спорить много это или мало, но нужно исходить из возможностей государства. Указанный размер накопительного взноса позволит накопить военнослужащему через 17 лет средства в объеме около 915 тысяч рублей. В сегодняшних ценах этого будет достаточно для приобретения квартиры площадью 54 кв. метра. Прослужив 20 лет, военнослужащий уже будет иметь возможность приобрести 65 кв. м. То есть площадь приобретаемого жилья напрямую зависит от срока пребывания на военной службе.

     - Как пользоваться ипотекой?

     - Любой военнослужащий, как в принципе и любой другой гражданин, может взять в банке ипотечный кредит под залог приобретаемого жилья. Для этого ему необходимо иметь собственные средства в размере 30 процентов. В этом случае это жилье сразу становится собственностью покупателя.
     Но для военнослужащих предусмотрена своя специфика ипотечного кредитования. Во-первых, участник накопительно-ипотечной системы спустя 3 года после начала военной службы по контракту может использовать те деньги, которые у него уже накоплены на счету для оплаты первоначального взноса. Во-вторых, средства из бюджета на накопительный счет этого военнослужащего все равно будут продолжать поступать и их можно использовать для погашения ипотечного банковского кредита и процентов по нему.
     Таким образом, если военнослужащий возьмет ипотечный кредит, который вместе с процентами не превысит все его накопления на личном счету за время службы, то он может обойтись только теми деньгами, которые ему выделяет государство. То есть военнослужащий может погашать свои долги в соответствии с графиком платежей по ипотечному кредиту, используя при этом средства, которые ежегодно перечисляются на его личный счет.
     Если же военнослужащий будет дополнительно использовать и свои средства из зарплаты, то он сможет либо быстрее расплатиться за ипотечный кредит, либо приобрести квартиру большей площади. И опять же, если военнослужащий за счет собственных средств досрочно погасит ипотечный кредит, средства на его накопительный счет все равно будут поступать вплоть до завершения службы.

     - Что можно посоветовать военнослужащему: выбрать накопления и жить в казарме или воспользоваться ипотекой и жить в приемлемых условиях?

     - Во-первых, нужно принимать во внимание специфику военной службы - она долгосрочная и, как правило, проходит там, куда отправят служить, а не там, где хочется жить. Поэтому я не думаю, что все бросятся брать ипотечные кредиты для покупки жилья. Безусловно, какая-то часть военнослужащих привязана службой к определенному месту на долгое время, и они могут воспользоваться ипотекой. Но большинство, я думаю, все же будут использовать накопительную систему и по окончании службы приобретать жилье.
     Во-вторых, есть и экономические аспекты, которые могут повлиять на выбор между накопительным и ипотечным способом решения жилищной проблемы. Например, нужно внимательно относиться к долгосрочным прогнозам темпов роста на жилье и доходностью, которая будет получена от инвестирования средств на личном счете военнослужащего. И то и другое имеет разные зависимости и от макроэкономических показателей, и от рыночных показателей, поэтому государство не может гарантировать, например, что накопления будут расти быстрее, чем стоимость жилья.
     В случае если доходы от инвестирования средств на персональном счете будут меньше предполагаемого роста цен на жилье за время службы, то выгодней взять ипотечный кредит. Тем самым вы зафиксируете себестоимость жилья и процентную ставку и спокойно будете расплачиваться за жилье фиксированными платежами. Причем эти фиксированные платежи уже легко сопоставить с теми средствами, которые ежегодно будут перечисляться на личный счет. Т.е. вы обезопасите себя от рисков обесценивания ваших накоплений.
     Если же, наоборот, по прогнозам за время вашей службы в понравившемся населенном пункте цены на жилье будут стабильными или рост будет незначительным, а доходы от инвестирования покроют этот рост, то выгодней накапливать средства на счете. В этом случае вам хватит денег на квартиру большей площади в этом конкретном месте.
     В любом случае первая возможность воспользоваться средствами с накопительных счетов для использования в ипотечных схемах появится не ранее чем в 2008 году. За это время мы уже будем знать результаты инвестирования средств военнослужащих. Напомню, что инвестированием будут заниматься отобранные управляющие компании под присмотром уполномоченного органа. За эти же три года можно будет понять, как у нас пойдет строительство и сможет ли оно удовлетворить растущий спрос. Так что более точные рекомендации можно будет сделать только через года три. А за это время нужно провести среди военнослужащих просветительную работу и выработать четкие схемы реализации задуманного, чтобы военнослужащие впоследствии легко смогли воспользоваться всеми задумками, а не обивали пороги разных инстанций.

     - А если военнослужащий не нуждается в жилье?

     - В этом случае при увольнении с военной службы военнослужащий может использовать средства, накопленные на именном накопительном счете, на любые цели по своему усмотрению.

     - Что теперь будет с ГЖС?

     - С введением новой накопительно-ипотечной системы на переходный период сохранится уже существующая система обеспечения жильем военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 года. То есть имеющиеся обязательства государства по обеспечению жильем военнослужащих будут выполнены в полном объеме. Напомню, что в конце прошлого года постановлением правительства была утверждена подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004—2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex