на главную страницу

9 Декабря 2004 года

Профессионал

Четверг

Броня для пехоты



В свое время принятие на вооружение Российской армии бронетранспортера БТР-80 (ГАЗ-5903) стало знаковым событием для Сухопутных войск. Его предшественники БТР-60ПБ и БТР-70, несмотря на все свои достоинства, уже устарели морально и физически и нуждались в поэтапной замене. Но и БТР-80 в процессе эксплуатации неоднократно модернизировался, что позволяет ему и сегодня оставаться в ряду лучших бронемашин мира. В 2005 году планируется значительно увеличить поступления в Сухопутные войска БТР-80, а также модернизированных БТР-70ПУ и другой бронетехники.


     БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80 внешне похожи друг на друга. У всех примерно те же габариты, коническая башенка для стационарного оружия. Те же восемь колес большого диаметра: все ведущие, с независимой подвеской. Такая ходовая часть позволяет преодолевать траншеи на поле боя, действовать совместно с танками на сильно пересеченной местности.

     Бортовое вооружение наших БТРов: два спаренных пулемета - 14,5-мм КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый; наибольшая прицельная дальность 2.000 м, темп стрельбы 600 выстрелов в минуту) и
     7,62-мм ПКТ (пулемет Калашникова танковый; наибольшая прицельная дальность 1.500 м, темп стрельбы 650 - 700 выстрелов в минуту). Но на БТР-80 конструкция башни позволяет вести из крупнокалиберного пулемета огонь и по низколетящим воздушным целям на дальности до 1.000 м, использовать его в горах, городе. На машине установлены новый прицел и более совершенные дневные и ночные приборы наблюдения.

     Принципиальное же отличие БТР-80 от предшественников - в силовой установке. Если раньше на наших колесных бронемашинах устанавливались бензиновые двигатели автомобильного типа (на БТР-60 и БТР-70 их по два), то БТР-80 оснащен мощным дизельным двигателем.

     Есть у новой машины и немало других отличий и, главное, преимуществ. У БТР-80 десять амбразур для стрельбы из оружия десанта. Все они оборудованы шаровыми опорами, а две предназначены для стрельбы из пулеметов. Можно вести огонь и вверх через специальные лючки в крышках люков боевого отделения. У БТР-70 всего семь бортовых лючков для стрельбы из носимого десантом оружия. Удобнее для спешивания стали двери боковых люков: у БТР-80 они состоят из двух створок - верхней и нижней. Боковые люки БТР-70, между вторым и третьим колесами, закрываются одной крышкой. Еще одна примета БТР-80 - секция пусковых установок для дымовых гранат. Шесть снаряженных гранатами мортирок размещены на тыльной стороне башни. У бронетранспортера последнего поколения более современная радиостанция и внутрипереговорное устройство с выходом в боевое отделение - на мотострелков, вооруженных 7,62-мм пулеметами Калашникова (ПК).

     Все бронетранспортеры, которыми оснащена сегодня наша армия, имеют герметизированный корпус и фильтровентиляционные установки, что позволяет действовать в районах радиоактивного и химического заражения. Все они способны вплавь преодолевать реки, авиатранспортабельны. БТР любого типа оборудован лебедкой для самовытаскивания и оказания помощи другим, автоматической системой пожаротушения. Проходимость машин и их живучесть в бою повышает система централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

     Конструкторы позаботились и о комфортности для боевых расчетов. В БТР-80 удобные сиденья из поролона и обивки из искусственной кожи. Боевое отделение при необходимости легко и быстро переоборудуется в, образно говоря, спальное купе. Машины, что весьма актуально в российских условиях, хорошо отапливаются.

     БТР-80 последних годов выпуска внешне отличается дополнительным прожектором ОУ-3ГА2М на консоли пулемета и перископом на левой стороне башни. Результат более радикальной модернизации - бронетранспортер БТР-80А. Эта машина получила новую башню с 30-мм пушкой 2А72 и спаренным с ней пулеметом ПКТМ. Пушка 2А72 (разработана в КБП под руководством А. Шипунова на базе хорошо известной пушки 2А42, применяемой на боевых машинах БМП-2, БМД-2/3, а также вертолетах Ми-28 и Ка-50) представляет собой грозное орудие для легкобронированных целей противника. Боевая эффективность БТР-80А по сравнению с предшественниками повысилась в 1,5 - 2 раза, кроме того, размещение оружия за пределами обитаемого отсека уменьшило загазованность последнего во время стрельбы. Ночной прицел ТПН-3-42 "Кристалл" позволяет вести стрельбу ночью на дальности не менее 900 м.

     Для Внутренних войск МВД предназначается почти идентичная машина - БТР-80С. Его единственное отличие в вооружении: вместо пушки установлен КПВТ. Кстати, первую партию из 5 БТР-80А получило Главное управление охраны Президента РФ.

     Анализируя богатейший опыт боевого применения отечественных бронетранспортеров, можно отметить их высокую живучесть при подрыве на минах и фугасах, которая обеспечивается особенностями устройства ходовой части - колесной формулы 8x8 с независимой подвеской каждого колеса и трансмиссии. Еще при проектировании БТР выбор многоосного колесного движителя определялся не только в целях обеспечения высокой проходимости, но и для достижения наибольшей живучести при подрывах на минах.

     Обращает на себя внимание и такая особенность: как в Афганистане, так и в Чечне противник применял и применяет на дорогах против нашей техники, как правило, не штатные мины чьего-либо производства, а во много раз превосходящие их по мощности самодельные фугасы. Между тем плоское и тонкое днище БТРов плохо держит ударную взрывную волну. Этот недостаток частично устранен в конструкции нового БТР-90, имеющего V-образное днище.

     Отметим и относительную (по сравнению с танками) живучесть колесных БТР при попадании кумулятивных противотанковых гранат вне пределов моторного отделения даже при отсутствии какой-либо специальной защиты. Это обеспечивается сравнительно большим, как правило, негерметичным объемом внутреннего пространства БТР - отделения управления и десантного, отсутствием в десантном отделении запасов детонирующих боеприпасов и баков с горючим. Таким образом, в БТР не происходит резкого скачка воздушного давления, которое часто выводит из строя экипаж танка в его малом броневом замкнутом пространстве.

     Опыт применения БТР-80А в Чечне продемонстрировал их достаточную надежность и высокую эффективность. Наличие среди машин боевого сопровождения колонн "пушечных" БТР-80А в значительной мере усиливало огневые возможности охранения, особенно с наступлением сумерек. При этом выявилась не только высокая эффективность огневого поражения противника, но и сильное психологическое воздействие на него. Последняя машина из семейства отечественных БТР - БТР-90. Она принципиально отличается от предшественников, о ней мы расскажем в следующих выпусках "Профессионала".


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex