на главную страницу

16 Декабря 2004 года

Тема номера

Четверг

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

Миражи отечественного авиапрома

Андрей ГАРАВСКИЙ.



     В последнее время внимание общественности было вновь привлечено к проблемам создания истребителя пятого поколения. Мы уже не раз писали о том, что «перескочить» на новое поколение сразу невозможно. Этот процесс идет поэтапно, и каждый маленький шажок приближает конструкторов к облику самолета XXI века. Впрочем, за всеми этими шажками, к сожалению, плохо прослеживаются временные рамки окончательного создания отечественного авиакомплекса будущего. Складывается впечатление, что мы так и не сможем завершить этот важнейший проект в запланированные сроки.
     В российской «оборонке» уже есть печальный опыт, когда работа над проектами излишне затягивается. Разработка становится очень дорогой и не выдерживает никакой критики с экономической точки зрения. Кроме того, она морально устаревает, еще не пойдя в серию. Нельзя допустить, чтобы нечто подобное случилось с самолетом пятого поколения. Тем более что наши конкуренты отнюдь не дремлют.
     Как заявил Интерфакс-АВН президент научно-производственного центра «Технокомплекс» Гиви Джанджгава, на истребителе Су-35 будет отработан ряд элементов перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения. В частности, речь идет о так называемой «стеклянной кабине», включающей в себя информационно-управляющее поле с жидкокристаллическими индикаторами и другое современное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации должен подняться в воздух не позднее 2007 года.
     Другой представитель авиапрома - замгендиректора АХК «Сухой» Сергей Коротков заявил, что уже в этом месяце разработчиком будет представлен эскизный проект самолета пятого поколения. После его защиты необходимо определить количество необходимых самолетов и включить серийные закупки в гособоронзаказ и программу вооружений.
     По словам Сергея Короткова, реализация программы создания перспективного авиационного комплекса пятого поколения в ближайшее время должна перейти в стадию заключения контрактов и договоров. Нужно изготовить опытную партию самолетов, провести испытания и подготовку к серийному производству, выстроить линию закупок. Все это потребует гораздо больших вложений, чем в этап проектирования. От госзаказчика требуется как можно быстрее определиться с объемом и сроками заказа. Должны быть заключены долгосрочные контракты сроком от трех до пяти лет и начаться финансирование.
     Вот тут-то и начинаются вопросы. Получат ли «оборонщики» достаточные средства для завершения создания истребителя пятого поколения? Судя по опыту последних лет, в полном объеме едва ли.
     Между тем от появления новых отечественных боевых авиакомплексов зависит не только престиж России, но и ее обороноспособность, национальная безопасность. Мы все еще живем советским багажом. И стоящие на вооружении ВВС истребители разрабатывались да и производились еще тогда. А что мы имеем сегодня? Все те же МиГ-29 и Су-27, только многократно модернизированные. Конечно, это прекрасные машины, но любая техника имеет определенный модернизационный предел, за который заступать нельзя.
     Конечно, бюджет не резиновый, перед страной и Вооруженными Силами стоят и другие задачи. Но тут вновь возникает резонный вопрос о миллиардах, накопленных в пресловутом стабилизационном фонде. Может, все-таки нужно пустить часть из этих денег на создание истребителя пятого поколения, то есть на непосредственное поддержание обороноспособности страны?
     Но почему-то стабилизационный фонд остается неприкосновенной «священной коровой». Есть, правда, мнение, что выделенные из него средства могут быть потрачены недобросовестными «оборонщиками» не по назначению. Коррумпированность сегодня, как известно, пронизывает все структуры, и даже называют конкретные проценты так называемого отката, который по своим темпам роста даже обогнал инфляцию и достигает, говорят, 30 - 50 процентов. Но на то и существуют правоохранительные органы, чтобы положить конец беспределу в этой сфере.
     С другой стороны, на фоне ощутимых успехов в создании истребителя пятого поколения нашими конкурентами наблюдается тревожная тенденция снижения интереса инозаказчиков к экспортируемой Россией авиатехнике. И это все - звенья одной цепи, ведь наши зарубежные партнеры внимательно отслеживают, как модернизируются российские ВВС, какие НИОКРы у нас ведутся. Кроме того, в последнее время выросло количество рекламаций на нашу авиатехнику. Словом, Россия сегодня подошла к определенной черте, и нам все-таки нужно определиться - хотим ли мы иметь новейшие боевые авиакомплексы и что для этого обязаны сделать.

     На снимке: Истребитель пятого поколения будет совсем другим. Но все, что сегодня летает, работает на него.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex