на главную страницу

17 Декабря 2004 года

Авторитетное мнение

Пятница

Монетизация как лакмусовая бумажка

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне
Алексей Сигуткин

Беседовал Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     

     - С 1 января вступает в действие закон о монетизации льгот. Он подверг полной ревизии закон о статусе военнослужащих, другие законодательные акты, касающиеся социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Давайте поговорим об основных изменениях в этой сфере…

     - Предлагаю начать разговор с другого. У нас система социальных льгот действовала на основании еще советских принципов. Государство изменилось, экономика стала рыночной, а система льгот оставалась прежней. Мы, по сути, в социальной сфере жили по системе бартера. Обмен без денег. В рыночной экономике это неприемлемо.
     Самая распространенная льгота – это бесплатный проезд на транспорте. Но в рыночной экономике бесплатным ничто не может быть. За все кто-то должен платить. У нас получалось, что государство провозглашает льготы, а оплачивает их владелец транспорта. И эти потери владельцу транспорта – акционерному обществу, частному предпринимателю – никто не возмещает. Нормально это? Нет. Экономика так работать не может.
     Поэтому цель закона о монетизации - не отмена льгот, а замена натуральных преференций денежными выплатами. Кстати, когда этот закон разрабатывался, выяснилось, что в России нет системы учета льготников. Никто не мог точно сказать, а сколько же их? Я сам вхожу в несколько категорий льготников. Участник боевых действий, ветеран военной службы и военный пенсионер… Но никто не смог мне объяснить, сколько средств выделяет государство на меня как льготника и куда идут эти деньги… Никто не знает ответа на этот вопрос.
     Поэтому повторюсь: льготы не отменяются, изменяется система их предоставления. Естественно, будут недовольные. Особенно среди тех, кто пользовался льготами без каких-либо ограничений. В первую очередь это коснется опять же бесплатного проезда. Но в среднем компенсации покроют потери. Причем по Москве и Санкт-Петербургу будут приниматься особые решения.
     Кстати, льготы, которые будут заменены на денежные компенсации, существовали в армии далеко не всегда. Они появились только в 90-х годах. При советской власти офицер платил за проезд в автобусе или трамвае из собственного кармана. Так что нынешние льготы на транспорте - даже не советское, а постсоветское изобретение.

     - В чем заключается особое решение по Москве и Санкт-Петербургу?

     - Увеличение выплат до 120 процентов не компенсирует военнослужащим этих регионов затраты на проезд к месту службы и обратно. Особенно тем офицерам и прапорщикам, которые проживают в ближайшем Подмосковье, а служат в столице. Мы подсчитали: проезд, например, из Зеленограда в Москву обойдется в 100 рублей в день. Сейчас готовится специальное решение по центральным регионам (Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Ленинградской областям). Точные цифры назвать не могу, потому что окончательное решение не принято, но выделяемых сумм должно будет хватить на проезд к месту службы и обратно…

     - В свое время представители Минфина заявляли, что повышение надбавки до 120 процентов – это не только компенсация за проезд, но и индексация денежного довольствия, которую в 2004 году правительство почему-то забыло провести. Кстати, в бюджете 2005 года средства на индексацию довольствия также не предусмотрены.

     - Повышение надбавки до 120 процентов – это не индексация, это компенсация за отменяемые льготы. В ряде документов, поступивших в Госдуму из правительства, действительно изначально фигурировала формулировка, что это повышение денежного довольствия. Мы настояли на ее изменении.
     Что касается индексации, то это очень серьезный вопрос. С самого первого дня рассмотрения бюджета на следующий год я и мои коллеги неоднократно его поднимали. Вместе с председателем Комитета Госдумы по обороне Виктором Заварзиным, председателем Комитета Госдумы по безопасности Владимиром Васильевым и рядом других депутатов являюсь соавтором поправки о повышении денежного содержания военнослужащим и приравненным к ним лицам не менее чем на 20 процентов. К сожалению, мы не смогли добиться ее принятия…

     - То есть инициаторами поправки были члены фракции «Единая Россия», но фракция «Единая Россия» не поддержала вашу инициативу?

     - Мы не смогли добиться принятия этой поправки, потому что против нее выступило Правительство Российской Федерации (от автора: нынешняя парламентская практика такова, что без одобрения правительства в Думе не принимается ни одно решение). Его представители аргументировали свою позицию тем, что для этого требуется дополнительно 47 миллиардов рублей, а их нет.
     Тогда мы инициировали двумя комитетами Госдумы – по обороне и безопасности – более широкое обсуждение проблемы. К совместной работе был привлечен Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. В конечном итоге председатели обеих палат парламента Борис Грызлов и Сергей Миронов подписали совместное письмо на имя Президента России о необходимости повышения денежного довольствия военнослужащих.
     Сегодня можно говорить о том, что подвижки в рассмотрении этого вопроса есть. Нет пока документа. Но я могу с уверенностью сказать, что принципиально вопрос о повышении денежного довольствия решен. Идет дискуссия о сроках и размерах повышения. К сожалению, с 1 января его не будет. Существует два подхода. Первый – по итогам первого полугодия исполнения бюджета рассмотреть вопрос о повышении с 1 июля на 10 процентов, второй подход – с 1 октября на 20 процентов. Нам кажется предпочтительным второй вариант. Чуть позже, зато сразу на 20 процентов. Сейчас уже есть положительные подвижки и в правительстве, хотя изначально оно выступало против. Основной аргумент, что больше России в процентном отношении на оборону тратит только Израиль…

     - Алексей Алексеевич, сейчас расходы на национальную оборону составляют 2,84 процента от ВВП. Однако никем так и не отменен еще ельцинский указ о том, что на оборону надо расходовать 3,5 процента от ВВП?

     - Я против волюнтаристских решений. Безусловно, очень хотелось бы, чтобы офицеры и прапорщики получали достойное денежное содержание. Но нельзя взять и отдать обороне больше, чем экономика может потянуть. Страна – единое целое. И если мы будем тратить деньги только на оборону, неминуемо наступит момент, когда денег не станет вовсе.

     - Бесплатный проезд – это не единственная отменяемая льгота. Офицеру по Закону «О статусе…» положены безвозмездная финансовая помощь на покупку жилья, бесплатные земельные участки… Точнее, были положены.

     - В федеральном бюджете на протяжении нескольких лет ни копейки не закладывалось на безвозмездную финансовую помощь при покупке жилья. Наша позиция: если есть обязательства – должны быть деньги, не может быть обязательств без финансового обеспечения. Так называемые «спящие» льготы никому не нужны. Обратим внимание на другое. По старому закону военнослужащий мог один раз за службу получить беспроцентную ссуду в размере 12 окладов, а теперь он имеет право на безвозмездную выплату, которую не надо будет возвращать. Это хорошо или плохо?

     - С точки зрения, что не надо возвращать, конечно, хорошо. Но когда во всем законопроекте произошла полная замена четких формулировок типа «12 окладов» или «в размере стоимости» на расплывчатое «в размере и порядке, определяемом правительством», вряд ли есть повод для однозначного оптимизма.

     - Вопрос такой действительно существует. Мы, депутаты, требуем, чтобы вместе с законопроектами вносились и проекты всех связанных с ними документов. Есть формулировка «определяется правительством» - предоставьте проект соответствующего постановления. Поэтому здесь у нас точно такие же сомнения, как и у вас. Потому что закон принят, а у исполнительной власти остается возможность рамки этого закона по своему усмотрению расширять или сужать.
     Но есть и другая сторона. Сколько, к примеру, сейчас стоит продпаек?

     - Если не ошибаюсь, около 57 рублей в сутки или даже больше. Но компенсация за него уже не первый год выплачивается в размере 20 рублей в сутки. Это решение правительства о занижении стоимости неоднократно с успехом оспаривалось военнослужащими в судах различной инстанции…

     - Извините, но на самом деле по Вооруженным Силам нет единой стоимости продпайка. Потому что в каждом регионе цены разные. Закупки проводятся на основе тендеров. На Севере - одна цена, в Краснодаре – другая… По какой компенсировать? Для таких расчетов нужна четкая сумма. И определяться она должна правительством. Поэтому от расчетной цифры нам никуда не деться. Хотя, действительно, правительство должно определять эту сумму исходя из реальной ситуации.

     - Алексей Алексеевич, дискуссировать можно бесконечно. Давайте подведем итог. От инициатив государственной власти, обретающих с 1 января силу закона, военнослужащие выиграют или проиграют?

     - Я бы назвал этот закон лакмусовой бумажкой. Думаю, что вопрос принципиально состоит не в том, что и насколько компенсируется по сумме. Вопрос в другом: слишком часто за короткий исторический период людей у нас в стране обманывали, и главная принципиальная проблема в государстве – недоверие людей к власти. Аналогичная ситуация несколько лет тому назад была в Казахстане, когда там заменяли льготы компенсациями. И реакция в обществе была такой же. Сейчас об этом уже мало кто вспоминает, потому что власть выполнила все взятые на себя обязательства.
     Сегодня задача Президента России, Правительства РФ, Госдумы, Совета Федерации, губернаторов, которые на Госсовете поддержали эти инициативы, - обеспечить безусловное выполнение закона. Нужно через этот закон восстановить веру населения во власть. Деньги в федеральный бюджет заложены. Даже больше, чем планировалось при рассмотрении законопроекта. Планировалось 171 миллиард рублей, притом что в бюджете раньше на льготы закладывалось 37 миллиардов, а в окончательном бюджете-2005 предусмотрено 173,8 миллиарда. Теперь задача заключается в том, чтобы эти деньги дошли до конкретных людей. Чтобы люди поняли: вот те самые деньги, которые справедливо, без ущерба для личного благосостояния заменяют прежние льготы.

     В тему
     Осенью 2004 года Левада-центр провел опрос 2.407 жителей России. Социологи выясняли представления россиян об уровне доходов, необходимом для нормальной жизни.
     По мнению россиян, чтобы жить нормально, на одного человека в месяц нужно 9.151 рубль (для москвичей, по мнению опрошенных, эта сумма выше - 13.903 рубля).
     Прожиточный минимум, опять же в расчете на одного человека в месяц, обеспечивают 4.228 рублей в общем по стране и 6.808 рублей в столице. По мнению опрошенных, при среднемесячном денежном доходе в расчете на одного человека 2.283 рубля (для москвичей – 3.602 рубля) семью можно считать бедной.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex