на главную страницу

17 Декабря 2004 года

РВСН-45!

Пятница

Дивизия родная

Александр ДОЛИНИН, «Красная звезда».



Для меня гвардейская Витебская ордена Ленина Краснознаменная дивизия имени Ворошилова, в которой начинал службу сержантом, стала родной. И если бы был поэтический дар, то сказал бы о ней словами однополчанина и коллеги-краснозвездовца Юрия Беличенко: «Как первая любовь…»
Именно так мы относились с ним к дивизии, штаб которой находился в прекрасном литовском городе Шяуляе, а полки с баллистическими ракетами были упрятаны в лесах Латвии. Вот в этом «курляндском котле» мы и учились пускать их. А еще учились войсковому братству, учились дорожить традициями и людьми, которые творили историю Ракетных войск. Среди них - Валентин Николаевич Юрин. Человек совершенно легендарный. О нем мы много были наслышаны. И надо же было сделать судьбе подарок, когда я, будучи уже старшим офицером и корреспондентом «Красной звезды», встретился с ним в командировке. И с большим трудом разговорил его.


     Через семь фронтов Великой Отечественной пришел Валентин Юрин в бригаду особого назначения РВГК. С тысячами таких же фронтовиков-орденоносцев, которые в конце 1950-х ставили первые стратегические ракеты и утверждали, служа в народившихся Ракетных войсках, завоеванный собственной кровью мир на Земле. В войну в двадцать с небольшим лет Юрин командовал дивизионом «катюш», после войны только полковничьи погоны носил целых двадцать лет.
     Смерть ходила за ним по пятам. На Волховском фронте, спасаясь от взрыва бомбы, прыгнул в ров, солдата собой прикрыл. Очнулся, когда лопатой по телу царапнули: свои откопали после боя. Солдат был мертв, Юрин – контужен. Положили его в кузов машины, повезли в госпиталь. А тут «мессер» в небе. Водитель – на газ, фриц – за ними, полуторка – в сторону, он туда же… Еле ушли. «Убегал» от смерти Юрин раз восемь за войну. Но и немцев попугал своими «катюшами».
     Стала «катюша» его первой любовью. Казалось, и последней. А в начале 1950-х получил предписание в бригаду особого назначения – командиром ракетного дивизиона. Технику изучил – и зауважал ракеты. А тут новый поворот. Генерал Вознюк, начальник полигона, «забрал» юринский дивизион к себе и сделал его испытательным. Испытывал Юрин в астраханских степях все первые ракеты, вплоть до Р-11, с Королевым работал, первых собачек выводил на орбиту...
     После академии прибыл в «стратегическую» Власиху. В управлении кадров предложили пойти заместителем командира дивизии в Шадринск. Но… буквально в этот момент прилетел из командировки главком Ракетных войск Неделин. Пригласил с десяток офицеров, прибывших на беседу к кадровикам, к себе.
     – Вы уже работали в Капустином Яре? – спросил он Юрина.
     – Так точно!
     – Поедете в Казахстан командиром испытательной части.
     Так Юрин оказался в Тюратаме. И судьба его стала «космической».
     …Завершающий этап подготовки к пуску ракеты с первым космонавтом начался в декабре 1960 года. Никто из окружения Королева об этом не распространялся, но испытатели по косвенным признакам догадывались, что замышляется небывалое.
     11 апреля стало «резервным» днем. Заправочная техника была в полной готовности. Юрин поехал на стартовую площадку. Здесь его нашел замполит Н. Гурьев. Передал настойчивые просьбы офицеров о встрече с Гагариным. Юрин был против: мол, нельзя отвлекать космонавта, но Королев после некоторых раздумий дал на это согласие.
     В день запуска Гагарин рядом с ракетой выглядел беззащитным. Он развел руки в прощальном жесте, будто обнимая каждого, и у многих на глазах появились слезы (сейчас известно, что риск при запуске «Востока» был большой: надежность корабля, по расчетам специалистов, составляла не более 60 процентов...).
     …«Восток» уже летел над Африкой, когда Юрий Левитан сообщил миру о полете Гагарина. Юрин, совершенно опустошенный, присел в уголке перископной, чтобы прийти в себя.
     За запуск его наградили орденом Ленина. Тысячи ракетчиков, участвовавших в этой исторической работе, также получили награды государства.
     …На днях в Военной академии РВСН состоится встреча ветеранов нашей Шяуляйской дивизии, где мы очень ждем Валентина Николаевича Юрина и людей их героического поколения… Приедут на нее и молодые офицеры из Иркутска. Думается, приятно будет услышать ветеранам, что наша родная дивизия под командованием полковника Сергея Сивера в этом юбилейном для Ракетных войск году заняла среди родственных первое место по итогам боевой подготовки. Вооружена она стратегическими «Тополями».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex