на главную страницу

22 Декабря 2004 года

ПРОФЕССИОНАЛ

Среда

В ротном звене

Перспективы военной школы при переводе Вооруженных Сил на контрактный принцип комплектования

Беседовал Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».



Насколько военные вузы способны удовлетворить потребности Сухопутных войск в младших офицерах? Каким образом учитывается боевой опыт, приобретенный армией в последние годы, в процессе обучения курсантов? Почему поступление в военные училища для многих так и остается мечтой?
О путях решения этих проблем и завершении реформы военного образования размышляет заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир МОЛТЕНСКОЙ.

     
НАША СПРАВКА

     Генерал-полковник МОЛТЕНСКОЙ Владимир Ильич родился 21 июля 1950 года в Брянской области. В 1971 году окончил Ташкентское высшее танковое командное училище, в 1982 году - Академию бронетанковых войск, в 1996 году - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил России.
     В Центральной группе войск и Прикарпатском военном округе прошел должности от командира взвода до комбата.
     После окончания Академии бронетанковых войск служил на Дальнем Востоке в должностях начальника штаба танкового полка, командира танкового полка, начальника штаба танковой дивизии, начальника Окружного учебного центра по подготовке младших специалистов танкового профиля.
     В июне 1993 года назначен командиром 10-й танковой дивизии в Западной группе войск. В 1996 году стал начальником штаба - первым заместителем командира 67-го армейского корпуса. В марте 2000 года назначен командиром этого корпуса, спустя год - заместителем командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по чрезвычайным ситуациям.
     С января по март 2000 года в должности начальника штаба и командиром ОТГ «Высокогорная» участвовал в активной фазе контртеррористической операции на Северном Кавказе.
     С мая по сентябрь 2001 года исполнял обязанности командующего, а в октябре 2001 года был назначен командующим Объединенной группировкой войск (сил) в Чечне.
     С октября 2002 года – заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил РФ.

     


     - Владимир Ильич, солдаты и сержанты, особенно те, кто участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, хотят связать свою жизнь со службой в армии. Многим из них удалось поступить в высшие военно-учебные заведения в нынешнем году?
     - Главное командование Сухопутных войск заинтересовано в том, чтобы в частях и соединениях служили люди, осознанно сделавшие выбор военной профессии. Это касается как военнослужащих по контракту, так и солдат срочной службы, решивших стать офицерами. Так, на первый курс Костромского ВВКИУ РХБЗ зачислено 44 военнослужащих, в Московское ВВКУ – 23, в Новосибирское ВВКУ – 25, в Дальневосточное ВВКУ – 16 абитуриентов из войск. Всего же в этом году курсантами высших военно-учебных заведений Сухопутных войск стали 159 солдат и сержантов срочной службы.
     - В войсках нередко слышны нелестные отзывы о вчерашних курсантах, мол, и индивидуальная подготовка слабовата, и методикой обучения подчиненных молодые офицеры овладели еще не в полной мере. В чем причина этих недоработок?
     - В полной мере это нельзя отнести к недоработке военных вузов.
     Изменения характера военных угроз, новые тенденции в развитии средств и способов вооруженной борьбы требуют создания боеспособных, хорошо обученных и оснащенных Вооруженных Сил, которые смогут надежно защищать интересы страны.
     Решающая роль в выполнении этой ответственной задачи принадлежит офицерам. Именно этим определяется возросший уровень требований к офицерским кадрам, качеству их подготовки в военно-учебных заведениях.
     Однако действительно практика повседневной деятельности войск и опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе показывают, что многие вчерашние выпускники военных училищ в силу различных причин не обладают необходимыми знаниям, умениями и навыками. Причем это в равной мере относится как к уровню их подготовки в качестве специалистов, так и к уровню их методического мастерства.
     Если раньше выпускник военного училища, придя в войска, последовательно продвигался по службе и по 3-5 лет находился в одной должности, то в настоящее время в связи с большой текучестью офицерских кадров в Сухопутных войсках более 3 процентов выпускников сразу же назначаются на должности командиров рот или батарей, в течение первого года службы – более 10 процентов, а в течение двух лет после выпуска практически каждый выдвигается на вышестоящую должность.
     Нередки случаи, когда уже после трех лет службы офицеры командуют батальонами или дивизионами. К сожалению, ни жизненного опыта, ни знаний им зачастую не хватает. Да и командирская подготовка в войсках в ряде соединений и воинских частей Сухопутных войск, честно говоря, хромает.
     Во-первых, занятия с командирами взводов проводят те, кто в связи со стремительным карьерным ростом не приобрел достаточного опыта.
     Во-вторых, в войсках нет достаточной учебно-материальной базы для проведения полноценной командирской подготовки. Не везде оборудованы классы и места для подготовки офицерского состава. А если они и существуют, то подчас не отвечают современным требованиям – недостаточно отражен современный опыт участия войск в выполнении служебно-боевых задач, а также опыт применения войск других государств.
     Это тем более важно, что основная тяжесть выполнения боевых задач, скажем, на территории Северного Кавказа, лежит именно на офицерах взводного и ротного звена. Девиз «Командир силен своими подчиненными, а подчиненные - своим командиром» по-прежнему актуален.
     - В последние годы Вооруженные Силы получили значительный опыт ведения боевых действий на Северном Кавказе. Удалось ли оптимизировать программу обучения в военных вузах с учетом практики применения войск?
     - Жизнь военных вузов не стоит на месте. В недалеком прошлом военное образование базировалось на достаточно устоявшихся взглядах на характер ведения войн. Несколько поколений командных кадров формировались на основе изучения оборонительных операций и боевых действий по отражению агрессии противника с последующим проведением контрнаступательных и наступательных операций в крупномасштабной войне. В последнее десятилетие резко расширился диапазон видов и разновидностей вооруженной борьбы, взглядов на характер войн будущего.
     В военной доктрине России подчеркивается, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против нашей страны и союзников снижена. Вместе с тем указывается, что возможность локальных, региональных войн и вооруженных конфликтов исключить никто не может.
     Не исключая изучения применения войск в классических формах, в вузах Сухопутных войск в 2003 году разработаны и утверждены дополнения и изменения в квалификационные требования к выпускникам вузов. Проведен ряд учебно-методических сборов как под руководством начальника Генерального штаба на базе Московского ВВКУ, так и под руководством начальника Службы кадровой и воспитательной работы на базе военных вузов в Рязани.
     Командование военных округов прилагает большие усилия по оказанию помощи вузам по вопросам, отнесенным к их компетенции, прежде всего по вопросам кадрового и материально-технического обеспечения.
     Мы отдаем себе отчет в том, что подготовка офицерских кадров в вузах Сухопутных войск должна осуществляться исходя из потребностей войск по их количеству и качеству, на основе передового опыта обучения войск, в тесной связи и с использованием материально-технической базы и возможностями близрасположенных соединений и воинских частей военных округов.
     Каждому из нас необходимо четко представлять условия, в которых нашим выпускникам приходится выполнять свои служебные обязанности как в повседневной деятельности, так и при выполнении боевых задач. Для этого необходима постоянная связь обучения слушателей и курсантов с опытом подготовки войск. В настоящее время во всех вузах осуществляется уточнение учебных планов и программ с учетом необходимости обучения выпускников навыкам в управлении штатными, приданными и поддерживающими средствами. Для этого мы, в частности, сейчас пересматриваем организационно-штатную структуру как управления вузов, так и подразделений обеспечения учебного процесса.
     Завершается работа по уточнению табелей к штатам норм снабжения вузов.
     Продолжена определенная работа по уточнению сроков войсковых стажировок преподавателей вузов Сухопутных войск.
     Мы разработали жесткий план войсковых стажировок слушателей и курсантов вузов с учетом мероприятий, осуществляемых в войсках. Войсковые стажировки спланированы только в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности. И проводиться они будут только в тот период, когда в войсках осуществляется боевое слаживание взводов, рот, батальонов с тем, чтобы слушатели и курсанты смогли не только увидеть, но и принять участие в проводимых мероприятиях, исполняя обязанности должностных лиц.
     Отлаживается система тесной связи вузов с воинскими частями. Теперь мы будем предметно знакомить курсантов с повседневной деятельностью войск, методикой проведения занятий по боевой и мобилизационной готовности, изучать организационно-штатную структуру подразделений до батальона и дивизиона включительно.
     Есть еще одно новшество – со следующего года физическая подготовка будет входить в число государственных экзаменов.
     Кроме того, мы придаем большое значение состоянию частей и подразделений обеспечения учебного процесса военно-учебных заведений, их командиры также будут принимать участие в учебных сборах.
     - Каков приток офицеров из войск, имеющих боевой опыт, в подразделения и на кафедры военных вузов?
     - Должности преподавательского состава высшего военно-учебного заведения должны комплектоваться военнослужащими и лицами гражданского персонала, имеющими высшее профессиональное образование, обладающими опытом реализации знаний в повседневной деятельности, в том числе и боевой, или обладающими опытом научно-педагогической деятельности, имеющими ученые степени и звания, а также прошедшими обучение по программе «Преподаватель высшей школы».
     Однако на практике это далеко не так. Причин этому несколько. Во-первых, при дефиците командных кадров командующие войсками военных округов не всегда готовы расстаться с подготовленными и знающими офицерами. Во-вторых, должность преподавателя военно-учебного заведения нередко считается тупиковой и бесперспективной в плане служебного роста. Это приводит к тому, что талантливые офицеры с нежеланием идут в военные училища на преподавательскую работу. В-третьих, в крупных городах, где в основном и распложены военные училища, очень остро стоит жилищный вопрос. Своего служебного жилья у вузов практически нет, а плата за поднаем равна половине денежного довольствия военнослужащего.
     Это приводит к тому, что в последние годы наблюдается постоянное увеличение числа преподавателей, имеющих педагогический стаж менее 5 лет. Как правило, многие из них не обладают достаточными профессиональными качествами. В военных училищах на преподавательских должностях оказываются офицеры, имеющие в основном опыт военной службы в должности командира курсантского взвода или роты.
     Кроме того, при отборе офицеров из войск к назначению на должности преподавательского состава критерий «наличие боевого опыта» не является определяющим. Сегодня каждый третий офицер Сухопутных войск имеет боевой опыт, такая же ситуация сложилась и в военных училищах.
     Мы гордимся тем, что обучением курсантов занимаются такие достойные офицеры, как Герой России подполковник Шамиль Кокинаев – преподаватель кафедры тактики Московского ВВКУ и Герой России майор Александр Хамитов – преподаватель кафедры тактики Челябинского ВВКУ. В Новосибирском ВВКУ тактику преподают кавалер двух орденов Красной Звезды и ордена Мужества, участник боевых действий в Афганистане и Чечне подполковник Сергей Ступин, а также кавалер ордена Красной Звезды подполковник Игорь Финский. Старшим преподавателем кафедры вооружения и стрельбы в Казанском ВВКУ является подполковник Сергей Кузнецов, который за мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, награжден тремя боевыми орденами. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» награжден преподаватель кафедры боевых машин и автомобильной подготовки Дальневосточного ВВКУ подполковник Анатолий Аверин. Список боевых офицеров, занимающихся сегодня педагогической деятельностью, можно продолжать.
     - Недавно завершился очередной прием в военные вузы. Как вы можете охарактеризовать сегодняшних абитуриентов, пожелавших связать свою судьбу с офицерской службой?
     - К сожалению, в настоящее время профессиональные и моральные качества выпускников вузов не всегда соответствуют потребностям войск.
     Такое положение в значительной степени обусловлено тем, что из года в год ухудшаются интеллектуальные способности, морально-психологические качества и физические данные абитуриентов. Около половины курсантов имеют в аттестатах о среднем образовании тройки. Сегодня мы заботимся о прямых шефских связях военно-учебных заведений со школами, войсковыми частями, поиске там достойных кандидатов в офицеры.
     Среди факторов, определяющих выбор абитуриентами профессии военного, на первый план все чаще выступают социальные: низкое материальное положение семей, недостаточная общеобразовательная подготовка (почему-то считается, что поступить в гражданский институт труднее, чем в военное училище), неустроенный быт. Одним из следствий такого положения становится неизбежное отчисление курсантов из-за нежелания учиться, недисциплинированности, неуспеваемости и неудовлетворительное состояние здоровья.
     Социальный портрет абитуриентов определяется экономическим состоянием государства и социальной структурой общества. Поэтому подавляющее большинство курсантов - это выходцы из семей рабочих, сельских жителей, служащих и военнослужащих.
     Причиной того, что в военные училища прибывают абитуриенты, которых по состоянию здоровья и общеобразовательной подготовке лишь с натяжкой можно считать пригодными для обучения, во многом является некачественный предварительный отбор в военных комиссариатах.
     Например, в 2004 году от запланированного числа были отобраны всего лишь 85 процентов абитуриентов, что значительно снизило конкурс в военные вузы. Личные дела абитуриентов оформляются с нарушениями, а подчас в военные училища для сдачи конкурсных экзаменов и вовсе направляются кандидаты, имеющие медицинские противопоказания. Многие вчерашние школьники жалуются на то, что получили в военных комиссариатах немотивированный отказ оформлять документы в избранный ими вуз на том основании, что нет соответствующей разнарядки.
     Подчас безответственно проводится и предварительный профессионально-психологический отбор. Так, в нынешнем году каждый пятый абитуриент, отправленный военными комиссариатами Ленинградского и Московского военных округов, по прибытии в военные училища отказался от сдачи вступительных экзаменов или оказался непригодным по состоянию здоровья.
     Не выполнено требование главнокомандующего Сухопутными войсками о приоритетном приеме на обучение детей из семей военнослужащих. Так, на первый курс суворовских военных училищ и кадетских корпусов зачислено лишь три четверти абитуриентов, относящихся к данной категории.
     Меня настораживает отсутствие целенаправленной работы офицеров и преподавателей суворовских военных училищ и кадетских корпусов, а порой их полнейшая бездеятельность в профессионально-психологическом сопровождении воспитанников и их ориентированию на дальнейшее обучение в вузах Сухопутных войск. Складывается впечатление, что многим офицерам-воспитателям, командирам рот и начальникам суворовских военных училищ безразлична дальнейшая судьба их воспитанников.
     Кроме того, в этом году мы столкнулись с предвзятым отношением начальников высших военно-учебных заведений к выпускникам СВУ и КК и необоснованным отказам им в приеме для дальнейшего обучения. Это привело к тому, что в Дальневосточное ВВКУ и Екатеринбургское ВАКУ не были зачислены по двенадцать, а в Новосибирское ВВКУ – двадцать шесть выпускников СВУ и КК. Лишь Московское ВВКУ и вузы Ракетных войск и артиллерии приняли к обучению всех прибывших суворовцев и кадет.
     Хочу подчеркнуть, что в поступлении в высшие военные училища было отказано пятидесяти (!) суворовцам и кадетам, которые обладают более высокой начальной военной подготовкой по сравнению со своими сверстниками и ярко выраженной мотивацией выбора жизненного пути. Каждый из них сознательно выбрал путь защитника Отечества и предназначался в первую очередь для назначения на должности командиров отделений курсантских подразделений. Подобное бездушное отношение к суворовцам и кадетам – слишком большая роскошь для Вооруженных Сил России.
     - Какова динамика конкурса в военные училища, какие из них более популярны среди молодежи?
     - Недавно конкурс при поступлении в военно-учебные заведения Сухопутных войск составлял 1,5 человека на место, теперь он увеличился в два раза. Нынешним летом наиболее высокий конкурс был при поступлении в Дальневосточное, Московское и Казанское высшие военные командные училища.
     Юноши уверены, что после окончания высшего военно-учебного заведения смогут реализовать свой потенциал как в армии, так и в гражданской жизни. Зная о востребованности выпускников военных вузов, часть молодых офицеров стремится уволиться в запас либо сразу после выпуска, либо в первые годы офицерской службы. Для Вооруженных Сил такая практика неприемлема.
     - В последние годы для Вооруженных Сил стала хронической проблема неукомплектованности первичных офицерских должностей.
     - Это обусловлено тем, что ежегодно из Сухопутных войск увольняются более 15 процентов офицеров. При этом емкость военно-учебных заведений на ежегодное восполнение такого количества офицеров не рассчитана. Как результат - из года в год потребность войск в выпускниках вузов увеличивается. Так, в 2004 году военные училища Сухопутных войск удовлетворили потребности войск по офицерам, замещающим первичные должности, лишь на треть.
     Это приводит к тому, что даже в частях постоянной боевой готовности более 80 процентов первичных офицерских должностей укомплектованы выпускниками военных кафедр при гражданских вузах, призванными на военную службу на 24 месяца.
     - Где выход из этого положения?
     - Сегодня нам удалось значительно увеличить конкурс в военные училища и снизить отток курсантов как во время обучения, так и после выпуска. Но этого, на мой взгляд, недостаточно.
     Анализ показывает, что молодые офицеры увольняются из Вооруженных Сил в основном из-за неудовлетворительного материального положения - низкого денежного довольствия, плохих жилищных условий или отсутствия жилья вообще. Не будет способствовать заинтересованности в продолжении службы молодыми офицерами, скажем, отсутствие индексации некоторых выплат. Так, отмена бесплатного проезда в общественном транспорте создаст проблему прибытия офицеров на службу, особенно тех, кто из-за отсутствия служебного жилья проживает за пределами гарнизонов, дислоцируемых в крупных городах, и которым необходимо пользоваться как пригородным, так и городским транспортом.
     Особо хочу подчеркнуть, что при выборе молодыми людьми профессии офицера материальная сторона не всегда является определяющей. Профессия офицера выбирается и по таким мотивам, как возможность самореализации, желание продолжить семейную династию и ответственность за судьбу страны. При этом будущие офицеры, как показывает социологические опросы, желают начать военную карьеру там, где труднее всего, хотят испытать себя в экстремальных условиях, в том числе и в «горячих точках». Однако в последующем трудности материального характера оказываются непреодолимыми, и многие вынуждены задумываться об увольнении.
     - Насколько соответствует качество материально-технической базы военных вузов задачам подготовки офицеров? Достаточно ли средств, выделяемых на ее совершенствования в рамках Федеральной целевой программы в следующем году?
     - Состояние учебно-материальной базы высших военно-учебных заведений можно оценить как условно удовлетворительное. Она требует доукомплектования, а также совершенствования и развития.
     Проблемы в обеспечении вузов материально-техническими средствами обучения вызваны негативными тенденциями последних лет. Основной причиной сложившейся ситуации стало недостаточное финансово-экономическое обеспечение вузов. Начиная с 1992 года, их ежегодные минимальные потребности в ассигнованиях обеспечивались лишь на 10 процентов, при этом реальное финансирование было еще меньше.
     Это не позволяло осуществлять модернизацию учебно-материальной базы. В результате такого подхода огневые городки, тактические поля, войсковые стрельбища и классно-лабораторная база требуют своего переоснащения и развития, поскольку их состояние и качество не соответствуют современным требованиям.
     Надо отметить, что, начиная с 2005 года, ожидается положительный сдвиг в финансовом обеспечении вузов. Так, решен вопрос о финансировании капитального строительства и ремонта объектов вузов Сухопутных войск. Перешел в плоскость практического планирования вопрос отражения в расходах Министерства обороны России на 2005 год расходов на содержание военно-учебных заведений по разделу «Образование». Назначен лимит денежных средств по статье «Учебные расходы» на 2005 год в размере 70 процентов от потребности, что примерно в десять раз больше по сравнению с предыдущими годами. Это позволяет более оптимистично оценивать возможности вузов по совершенствованию образовательного процесса.
     - Еще несколько лет назад существовала практика привлечения курсантов, скажем, к сельскохозяйственным работам, что негативно сказывалось на качестве обучения. Удалось ли изменить эту ситуацию?
     - В соответствии с приказом министра обороны России курсанты военно-учебных заведений Сухопутных войск с 2003 года к участию в уборочной кампании не привлекаются.
     Кроме этого Главное командование Сухопутных войск, командования военных округов проводят работу по снижению отрыва курсантов от образовательного процесса и по другим причинам, таким, например, как выполнение гарнизонных мероприятий.
     - Что делать с военными кафедрами? Нужно ли увеличивать их число, усиливать за счет Министерства обороны преподавательский состав и укреплять материально-техническую базу?
     - Военные кафедры в основном выполняют возложенные на них задачи. Другое дело, что вынужденно большое количество выпускников военных кафедр призывается в мирное время, хотя программа их обучения рассчитана на подготовку именно офицера запаса, а не кадрового военнослужащего. В итоге офицеры-срочники не всегда соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
     В нынешнем году нами проверены практически все военные кафедры при гражданских вузах. Определены направления по совершенствованию качества подготовки офицеров, в том числе за счет укрепления их преподавательским составом, а также обеспечения необходимыми материально-техническими средствами. Учитывая востребованность выпускников военных кафедр в войсках, Главное командование Сухопутных войск принимает все меры для дальнейшего усиления их военно-профессиональной подготовки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex