на главную страницу

24 Декабря 2004 года

Армия и общество

Пятница

Тартус - далекий и близкий

Владимир ПАСЯКИН.



В рамках дальнего похода в единственном в Средиземноморье пункте материально-технического обеспечения (ПМТО) впервые за долгие годы побывала специальная инспекция Черноморского флота, которая оценила его состояние и подготовила ряд предложений по дальнейшему использованию ПМТО. На борту одного из кораблей этого отряда находился и наш корреспондент.


     ...На подходе к Тартусу, примерно миль за сорок, плавмастерская ПМ-56 под командованием капитана 2 ранга Шакира Джафарова попала в зону активных атмосферных явлений. За каких-то два-три часа мы разошлись с пятью смерчами. Последний из них вышел на нас на рассвете: белесого цвета крутящийся столб, по форме напоминавший вытянутую «козью ножку», прошел недалеко от нашего правого борта.

     Только перевели дух - попали в полосу тропического ливня. Судно тут же оказалось в сплошной водяной завесе. Причем такой плотности и силы, что видимость стала почти нулевой, а выражение «льет как из ведра» наполнилось самым что ни на есть реальным смыслом: даже сливные системы «пээмки» едва поспевали за прибывающей водой…

     А вот сам Тартус традиционно встретил российские корабли тепло и приветливо. Еще на рейде мы заметили знакомые силуэты сторожевых кораблей «Сметливый» и «Пытливый», и поэтому сирийский порт показался почти родным.

     У самого причала нас ожидали командир ПМТО капитан 1 ранга Владимир Гудков, командир ПМ-138 капитан 2 ранга Алексей Волков. Чуть позже на борт нашей «пээмки» прибыли военный атташе посольства РФ в Сирии генерал-майор Виктор Воротягин, исполняющий обязанности главного военного советника генерал-майор Владимир Яшумов, военный советник командующего ВМС Сирии контр-адмирал Василий Глущенко. С нашей стороны их встретили старший на борту ПМ-56, член военного совета ЧФ – заместитель командующего ЧФ по строительству, инженерному обеспечению и расквартированию войск генерал-майор Вячеслав Ким, помощник командующего ЧФ по финансово-экономическим вопросам генерал-майор Александр Жуков, командир перехода начальник УВФ ЧФ капитан 1 ранга Александр Наумов.

     Тартусский ПМТО создавался в бытность Советского Союза для обеспечения нашей средиземноморской эскадры, которая в один из периодов доросла даже до размеров флотилии. В тот период база была востребована как никогда: в Средиземном море постоянно несли боевую службу корабли Северного, Черноморского и Балтийского флотов. В Тартус и на его рейд для отдыха экипажей, ремонта и пополнения запасов продовольствия и воды заходили десятки кораблей и судов, включая флагман отечественного флота тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

     Вместе с ПМТО задачи обслуживания и обеспечения советских экипажей решал дивизион, куда входили вспомогательные суда.

     Сейчас, когда корабли и суда российского ВМФ стали регулярно выходить в дальние походы, тартусская техническая база вновь приобрела свою актуальность. Вот и в этот раз вместе с контр-адмиралом Василием Глущенко командир ПМТО капитан 1 ранга Владимир Гудков взял на себя все хлопоты по обеспечению захода в Тартус ПМ-56, сторожевых кораблей «Сметливый» и «Пытливый», большого морского танкера «Иван Бубнов», прибывшего на рейд Тартуса чуть позже боевых кораблей.

     Инспекция, проведенная в предельно сжатые сроки, выявила отдельные замечания по службе горючего и смазочных материалов, продовольственной и вещевой службам. Состояние казарменно-жилищного фонда и военного городка, по оценке начальника МИС ЧФ полковника Сергея Тавадяна, находится в удовлетворительном состоянии. В ходе внимательного осмотра инфраструктуры был выявлен ряд существенных замечаний.

     – Состояние административно-жилого здания, введенного в строй 16 лет назад, оставляет желать лучшего, – свидетельствует полковник Тавадян, – поскольку за все это время его ни разу по-настоящему не ремонтировали. За исключением выполнения отдельных мелких ремонтных заявок через Севастопольское отделение МИС ЧФ. Сейчас мы планируем пересмотреть планы капитального ремонта и при их корректировке включить этот объект в титул капитального ремонта на 2005 год. Сборно-щитовой одноэтажный домик требует реконструкции внутренних и наружных сетей энергоснабжения, поскольку они выполнены с нарушениями техники безопасности. Кроме того, необходимо благоустроить прилегающую к этому объекту территорию, прежде всего в районе автопарка.

     Для нормального обеспечения базирования кораблей и судов предстоит выполнить ремонтные работы на плавпричале № 2. Сегодня он - единственно действующий. Часть люков (они обеспечивают доступ специалистов внутрь секций плавпричала) основательно проржавела, и это может отрицательно сказаться на плавучести причала во время шторма или сильного дождя. Кстати сказать, специалисты ПМ-56 во главе с начальником мастерской капитаном 3 ранга Петром Макаренко сразу же по прибытии в порт Тартус приступили к ремонтным работам и до отхода ПМ-138 в Севастополь успели заменить два люка, но это лишь начало большой работы.

     Куда более серьезные усилия требуются для восстановления притопленной секции плавпричала № 1, который сейчас не функционирует.

     – Для его восстановления нужны две дополнительные секции и рейдовое оборудование: бетонные якоря, смычки, бридели, – продолжает полковник Сергей Тавадян. – О необходимости проведения этих работ сделан доклад в Главный штаб ВМФ. В случае принятия положительного решения мы готовы выполнить эти и другие работы, которые позволят улучшить систему базирования российских кораблей и судов в Средиземноморье.

     Я видел, с каким напряжением работал весь гарнизон в дни пересменки «пээмок». Подобные авралы бывают нечасто. Как правило, во время заходов в Тартус наших кораблей и судов. Но постепенно интенсивность возрастает. И, возможно, пришла пора пересмотреть штатное расписание с целью увеличения количества должностей.

     Обратить внимание на эту проблему заставляет и то, что по целому ряду вопросов на ПМТО замыкаются специалисты из России, работающие по контракту на судоремонтном предприятии ВМС Сирии.

     Кстати, предоставленные многие годы назад сирийскому флоту корабли российской постройки до сих пор в строю, регулярно выходят в море и решают поставленные задачи.

     Сирийская сторона проявляет заинтересованность в контактах с Россией. Мы это почувствовали во время встречи заместителя командующего ЧФ генерал-майора Вячеслава Кима с командующим ВМС Сирийской Арабской Республики. Дивизионный генерал флота господин Бассам Абу Асам специально приехал из Латакии в Тартус для встречи с группой генералов и офицеров Черноморского флота.

     Общались мы в рабочем кабинете командира бригады ВМС Сирии бригадного генерала Ибрагима Ахмеда без всякого переводчика на русском языке. Дело в том, что господин Бассам Абу Асам еще в советское время окончил Каспийское высшее военно-морское училище, а затем и Военно-морскую академию в Санкт-Петербурге.

     Встреча носила неофициальный характер, прошла в теплой, дружеской обстановке. Но главное, что мы почувствовали, – заинтересованность сирийской стороны в упрочении и расширении связей, в том числе военно-технических. Командующий ВМС САР по итогам встречи высказался за развитие отношений между нашими странами и военными флотами.
     

На снимке: ПМ-56 у стационарного причала.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex